Решение б/н б/а от 15 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Поволжье-Интер»

 

Цюрупы ул., 16, пом. 45, г. Уфа,

Респ. Башкортостан, 450096

 

 

ФГУП «ГЦСС»


1-я Мытищинская ул., д. 17,

г. Москва, 129626

 

 

АО «ОТС»

 

1-й Нагатинский проезд, д. 10, стр.1,

г. Москва, 115230

 

 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11163/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

10.07.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

 

при участии представителей посредством видеоконференцсвязи:

от ФГУП «ГЦСС»:

от ООО «Поволжье-Интер»:

рассмотрев жалобу ООО «Поволжье-Интер» (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «ГЦСС» (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на обеспечение ФГУП ГЦСС и его филиалов горюче-смазочными материалами (автомобильным бензином и дизельным топливом) с использованием пластиковых топливных информационных смарт-карт (реестровый № 32009219580 лоты №№ 1, 2) (далее Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса, мотивированная несогласием с применением при оценки заявок участников критериев оценки, не предусмотренных Положением о закупках ФГУП «ГЦСС», а также не применением критериев оценки заявок участников, предусмотренных таким положением, а также ненадлежащим установлением Заказчиком в Конкурсной документации требований к формированию ценового предложения, что не позволяет потенциальному участнику сформировать свое ценовое предложение.

В отношении доводов жалобы с учетом позиций сторон, изложенных на заседании Комиссии, установлено следующее.

Заявитель оспаривает включение в Закупочную документацию критериев оценки «Срок охвата сети ТО», «Срок подготовки топливных карт», не содержащихся в пункте 5.9.2 Положения о закупках Заказчика.

Критерии оценки и сопоставления заявок определены Заказчиком в порядке реализации предоставленного Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и п. 5.7, 5.8 Положения о закупке права Заказчика самостоятельно устанавливать такие критерии при формировании документации. При установлении критериев оценки Заказчиком были соблюдены принципы, определенные в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

В документации о закупке устанавливаются содержание и значимость каждого критерия оценки, наличие подкритериев оценки и их значимости, а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок.

С учетом вышеуказанных положений в конкурсной документации были установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе (см. Приложение № 3 к Информационной карте конкурсной документации):

1) Размер скидки для расчета цены одного литра конкретного вида топлива.

2) Срок охвата сети точек обслуживания.

3) Срок подготовки топливных карт.

4) Квалификация участника.

5) Качество технического предложения участника.

Для каждого критерия оценки в конкурсной документации определен порядок оценки по соответствующему критерию оценки, в том числе значимость каждого критерия оценки, дано описание каждого критерия, определены требования к документам, подтверждающим сведения по соответствующему критерию, а также указаны иные сведения, необходимые для точного и однозначного понимания данных критериев.

Сроком охвата сети ТО является предусмотренный пунктом 4.1.2 проекта договора срок, измеряемый в рабочих днях со дня заключения договора, в течение которого Исполнитель обязуется передать Заказчику адресный перечень точек обслуживания (ТО), обеспеченных возможностью передачи Товара, по форме, указанной в Приложении № 8 к проекту договора, при этом ТО, указанные Исполнителем, должны отвечать требованиям к месторасположению ТО, указанным в приложении № 6 к проекту договора.

Срок подготовки топливных карт предусмотрен пунктом 2.5 проекта договора и определяет время от получения Исполнителем заявки заказчика на изготовление карт, до момента фактического изготовления карт и готовности Исполнителя передать карты сотруднику Заказчика по месту нахождения Исполнителя.

Этапы исполнения договора, на которых победитель закупки определяет перечень ТО для заправки автомобилей Заказчика топливом и изготавливает пластиковые топливные карты, прямо влияют на длительность процесса снабжения топливом транспортного парка Заказчика. Формирование критериев оценки заявок при которых максимальный балл получают заявки с минимальными сроками обоих этих этапов, обусловлено потребностью Заказчика в бесперебойном получении моторного топлива и соответствует принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Установление критерием оценки заявок «Срок охвата сети ТО» и «Срок подготовки топливных карт» экономически обосновано для Заказчика в связи с необходимостью максимально оперативного снабжения моторным топливом транспортного парка предприятия.

ФГУП ГЦСС является организацией федеральной почтовой связи с особыми уставными задачами, которое осуществляет деятельность в интересах обороны и государственной безопасности, сохранения государственной, коммерческой, служебной тайны. С учетом того, что автомобильные перевозки обеспечивают наибольшую часть доставки грузов и отправлений ФГУП ГЦСС, сокращение сроков всех этапов процесса обеспечения транспорта моторным топливом является приоритетом закупочной деятельности предприятия.

По мнению Заказчика позиция Заявителя о том, что срок доставки топливных карт во все регионы поставок за 1 день не может быть реализован, не обоснованы и не соответствуют закупочной документации. Согласно п. 2.5 проекта договора (по лоту №1 и по лоту №2):

«2.5. Подготовка Исполнителем Карт, указанных в Заявке на изготовление Карт, осуществляется в течение __________(________) рабочих дней с момента получения Исполнителем Заявки на изготовление Карт от Заказчика».

Данный срок установлен не для доставки куда-либо топливных карт, а исключительно для их подготовки (изготовления) Исполнителем.

Более того, согласно п. 2.6 проекта договора «2.6. Передача Карт осуществляется уполномоченному представителю Заказчика в офисе Исполнителя по адресу, указанному в Реквизитах Договора, только при наличии оригинала доверенности на получение Карт, по Акту приема-передачи Карт, по форме согласно Приложению № 3 к настоящему Договору, либо Исполнитель осуществляет отправку Карт Заказчику курьерской службой за счет собственных средств. Заказчик вправе самостоятельно выбрать способ получения Карт. Исполнитель ведет учет выданных карт с разбивкой по филиалам Заказчика».

Таким образом, срок подготовки топливных карт в соответствии с закупочной документацией не включает в себя срок доставки топливных карт куда-либо, в том числе в регионы поставок топлива.

В связи с изложенным, порядок оценки и сопоставления заявок, установленный в конкурсной документации, соответствует требованиям Закона о закупках и Положения о закупках.

В отношении довода о ценовых критериях оценки Комиссия Заказчик пояснил следующее.

В соответствии с п. 5.7 Положения о закупках в целях определения победителя конкурентного способа закупки осуществляется оценка и сопоставление заявок на их соответствие требованиям, установленным в документации о закупке.

Согласно п. 5.9 Положения о закупках критерии оценки могут быть:

- ценовыми;

- неценовыми.

К ценовым критериям оценки согласно п. 5.9 Положения о закупках относятся:

1) Цена договора и/ или цена за единицу продукции.

2) Процент скидки от начальных (максимальных) цен единиц продукции.

3) Иные ценовые критерии, установленные закупочной документацией в соответствии с особенностями, определенными закупаемой продукцией (п. 5.9.1.3 Положения о закупках).

Таким образом, в соответствии с п. 5.9.1.3 Положения о закупке, Заказчик вправе установить в документации о закупке ценовые критерии, которые прямо не упомянуты в Положении о закупках и учитывают особенности закупаемой продукции. Данное право было реализовано Заказчиком при установлении ценового критерия: «Размер скидки для расчета цены одного литра конкретного вида топлива», который содержит формулу расчета цены одного литра топлива, при этом размер скидки, предлагаемый участниками в заявках на участие в конкурсе, определяет конечную стоимость горюче-смазочных материалов с учетом стоимости дополнительных услуг, оказываемых в ходе исполнения договора, т.е. фактически влияет на цену конечной продукции.

Особенность закупаемой продукции состоит в том, что Заказчику необходимо обеспечить бесперебойное снабжение моторным топливом транспортного парка филиальной сети по всей территории Российской Федерации в условиях невозможности точно прогнозировать объем и маршруты перевозок. Соответственно, Заказчику сложно точно спрогнозировать объем и стоимость закупаемой продукции в течение годового исполнения договора и с учетом широкой географии мест поставок, которые включают в себя всю территорию Российской Федерации, а также часть территории стран СНГ.

ФГУП ГЦСС является крупным транспортным предприятием и осуществляет перевозки по заявкам своих клиентов по разнообразным маршрутам как внутри, так и за пределами РФ, при этом региональные филиалы предприятия оказывают транспортные услуги в т.ч. далеко за пределами своих регионов (типична ситуация, когда филиал из одного федерального округа доставляет грузы и отправления в других федеральных округах). С учетом разной стоимости топлива на автомобильных заправках даже внутри одного региона и постоянной динамики таких цен, установление ценового критерия с привязкой к цене договора, либо стоимости единицы товаров (работ, услуг) не соответствует реалиям рынка моторного топлива.

Также отмечаем, что опрошенные при подготовке закупки Заказчиком участники рынка бензина и дизельного топлива отказались фиксировать стоимость цены за единицу закупаемой продукции, либо процент скидки от таких цен.

Вместе с тем в соответствии с п. 5 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в извещении и документации о конкурентной закупке должны быть указаны: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Таким образом, ФГУП ГЦСС при проведении обжалуемой закупки реализовано предоставленное Законом о закупках право определять ценовой критерий в закупочной документации через формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, при этом Заказчиком в полном объеме соблюдены требования Положения о закупках (п. 5.9.1.3).

Кроме того, доводы жалобы о том, что участник не может рассчитать свое предложение с учетом положений Закупочной документации опровергаются фактическими обстоятельствами дела в связи с тем, что в Закупке приняли участие по крайней мере 3 участника, в том числе Заявитель.

При этом позиция представители Заявителя в ответ на вопрос председателя Комиссии не смогли пояснить, как указанный довод коррелирует с их участием в обжалуемой процедуре.

С учетом совокупности вышеизложенного Комиссией установлено, что фактически доводы жалобы сводятся к оспариванию положений Конкурсной документации.

Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Закон о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом,
не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие
в Конкурсе, подал жалобу на положения документации, с положениями которой, подавая заявку на участие в процедуре согласился, только 30.06.2020, то есть после его поражения в процедуре.

В соответствии с информацией по реестровому № 32009219580, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) дата и время окончания подачи заявок 23.06.2020 в 06:00.

При этом итоги Конкурса были подведены Заказчиком 26.06.2020.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Конкурсной документации, по его мнению, несоответствующие требованиям действующего законодательства и Положения о закупках ФГУП «ГЦСС», подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Конкурса, которые подали заявки
в соответствии с условиями Конкурсной документации.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении
от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после определения победителем процедуры иного участника.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона о закупках).

В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Заказчика) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Конкурсной документации.

Согласно ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, как было отмечено ранее, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в Конкурсе.

Следует также отметить, что доводы Заявителя о невозможности формирования своего ценового предложения признаются Комиссией несостоятельными, поскольку такое предложение им было сформировано, а по результатам оценки и сопоставления заявок признано лучшим.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Конкурсной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений Конкурсной документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Конкурса положений Конкурса документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение об оставлении без рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика.

Резюмируя изложенное, Комиссия, руководствуясь ч. 10, 11 ст. 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу ООО «Поволжье-Интер» (ОГРН: 1120280019860,
ИНН: 0276140012) на действия ФГУП «ГЦСС» (ОГРН: 1027700041830,
ИНН: 7717043113) при проведении Конкурса без рассмотрения.

2. Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмами Московского УФАС России от 06.07.2020 № ПО/38003/20, от 08.07.2020
№ ПО/38473/20.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны