Решение б/н б/а от 13 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6765/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

07.06.2023                                                                                                      г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...............>,

членов Комиссии:

<...............>,

<...............>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АНО Социальный центр «Развитие», Управы Мещанского района г. Москвы,

рассмотрев жалобу АНО Социальный центр «Развитие» (далее — Заявитель) на действия Управы Мещанского района г. Москвы (далее — Организатор торгов) при проведении конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы (извещение опубликовано на официальном сайте https://meschanka.mos.ru/konkursi/Извещение%20Большой%20Сухаревский%20пер.,%20д.%206.pdf) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно пункту 2 Извещения Конкурс проводится в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 года № 540-ПП «Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы», постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года № 680-ПП «О мерах по реализации органами местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельных полномочий города Москвы в сфере работы с населением по месту жительства, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) Правительства Москвы», распоряжением управы Мещанского района города Москвы от 5 апреля 2023 г. № МЩ-01-14/23 «Об утверждении порядка организации и проведения в Мещанском районе города Москвы конкурсов на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурнооздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы».

Таким образом, проведение спорного конкурса является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона.

Комиссией установлено, что 06.04.2023 Организатором торгов на сайте https://meschanka.mos.ru/ размещено извещение о проведении конкурсов на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы.

Согласно доводам жалобы, Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки, поскольку представленные в составе заявки документы полностью соответствовали требованиям Документации. Также Заявитель в жалобе указывает на отсутствие в конкурсной документации критериев оценки и порядка присвоения оценок.

В дополнениях к жалобе Заявитель указывает на ненадлежащий порядок оценки заявок участников.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Относительно довода Заявителя о неправомерном отклонении заявки, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 6 Извещения о проведении Конкурса Заявки на участие в Конкурсе должны быть представлены в запечатанных конвертах, оформленным по образцу, указанному в конкурсной документации, по адресу Заказчика, кабинет № 111, не позднее 16.00 по московскому времени «10» мая 2023 года.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 11.05.2023 заявка Заявителя не принята к рассмотрению по следующим основаниям: «Все документы заверены без печати организации (нарушение порядка п. 10.4), к рассмотрению приняты быть не могут».

При этом иных оснований для отказа в признании Заявителя участником в протоколе не содержится.

Комиссией установлено, что распоряжением Управы Мещанского района города Москвы от 05.04.2023 № МЩ-01-14/23 утвержден порядок проведения Конкурса (далее - Порядок).

На основании пункта 6.1 Порядка Комиссия не допускает заявителя до участия в Конкурсе и отстраняет участника Конкурса от участия в Конкурсе на любом этапе его проведения вплоть до заключения договора на реализацию социальной программы (проекта) в следующих случаях:

- установления недостоверности сведений, содержащихся в документах и материалах, представленных участником Конкурса;

- несоответствия заявки на участие в Конкурсе и конкурсного предложения требованиям конкурсной документации;

- в случае несоответствия участника Конкурса требованиям, указанным в пунктах 5.1 – 5.3 настоящего Порядка.

Согласно пункту 10.4 Порядка верность копий документов и материалов, представляемых для участия в Конкурсе, должна быть подтверждена печатью и подписью уполномоченного лица участника Конкурса. Все документы и материалы должны быть прошиты, скреплены печатью, заверены подписью уполномоченного лица участника Конкурса, в том числе на прошивке, и иметь сквозную нумерацию страниц.

На заседании Комиссии Организатор торгов пояснил, что представленные в составе заявки документы не отвечали пункту 10.4 Порядка, а именно: достоверность документов не подтверждена; благодарности и грамоты, прошитые как единый документ не обладают признаками постраничного документа, следовательно, должны заверяться каждый как отдельный документ с проставлением подписи уполномоченного лица и печатью. Заявка на участие в конкурсе также должным образом не заверена. Во всем пакете документов нарушена сквозная нумерация (имеются двусторонние документы).

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст), копией документа признается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа, в то время как заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (пункты 23, 25). Совета СССР) установлен Порядок выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан. Поскольку в соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, нормы приведенного Указа распространяются и на юридических лиц. Приведенная правовая позиция содержится в Постановлении Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 21 сентября 2010 года № КА-А40/10627-10 по делу № А40-127876/09-4-1013. Из смысла положений Указа Президиума Верховного Совета СССР следует, что, если законодательством не предусмотрено представление копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, то государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций. В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут выдавать копии имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно. Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации. При этом, согласно пункту 5.26 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», (далее – Национальный стандарт) при заверении соответствия копии документа подлиннику проставляется заверительная надпись «Верно». В состав реквизита «Подпись», в соответствии с пунктом 5.22 Национального стандарта, входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и ее расшифровка (инициалы, фамилия).

Вместе с тем Комиссией установлено, что документы в составе заявки были прошиты и заверены подписью уполномоченного лица, а также скреплены печатью, что отвечает вышеуказанным стандартам, а также пункту 10.4 Порядка.

Комиссия отмечает, что установленное Организатором торгов требование к оформлению заявки закреплено для удостоверения факта предоставления в составе заявки документов.

Кроме того, в настоящем случае Комиссия, исходя из объяснений сторон и фактических обстоятельств дела, считает, что действия Организатора торгов исходят из сугубо формального толкования требования положений Порядка, свидетельствующие об отсутствии ориентированности Организатора торгов на достижение таких целей правового регулирования соответствующей сферы, таких как расширение круга участников конкурентных процедур, не учитывающие базовые публичного порядка Российской Федерации определенного законодательством, регулирующим проведение торгов.

Учитывая, что Заявителем были представлены все необходимые документы, а также принимая во внимание то, что заявка на участие в процедуре была подана в запечатанном конверте,а сами конверты вскрывались публично, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя была отклонена по формальному основанию.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов пункта 6.1 Порядка и признает жалобу в указанной части обоснованной.

Относительно довода Заявителя о несогласии с установленным порядком оценки и присвоения оценок, Комиссия отмечает, что оспариваемые требования подлежали обжалованию в срок до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 10.05.2023 в 16:00.

При этом жалоба подана Заявителем в антимонопольный орган 18.05.2023, то есть пределами срока, установленного на подачу заявок.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений документации, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.

Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности подачи жалобы до истечения срока, отведенного на подачу заявок.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений извещения после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в указанной части по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Относительно довода Заявителя о ненадлежащий оценке заявок, Комиссией установлено следующее.

Приложением № 1 Приложение 4 к Порядку проведения Конкурсов установлены следующие критерии и порядок оценки заявок участников по критериям «Преемственность и ожидаемые результаты социальной программы (проекта)», «Продолжительность деятельности некоммерческой организации», «Степень квалификации исполнителей социальной программы (проекта)»:

 

п/п

Критерии оценки заявок

Значимость*

6

Преемственность и ожидаемые результаты социальной программы (проекта)

От 0 до 5 баллов

7

Продолжительность деятельности некоммерческой организации

От 0 до 10 балов

Выставляется в прямой зависимости от количества лет работы организации, в случаи работы компании более 10 лет мах балл - 10

9

Степень квалификации исполнителей социальной программы (проекта)

От 0 до 10

За каждого квалифицированного специалиста по выполнению программы присваивается по 1 баллу, не более 10 баллов

 

*Значимость по каждому критерию устанавливается в зависимости от проекта (программы) в соответствии с направлениями досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми, подростками, молодежью, взрослым и пожилым населением согласно Требованию к социальной программе.

Согласно протоколу анализа и сопоставления заявок от 18.05.2023 Организатором торгов по результатам оценки заявок:

По критерию «Продолжительность деятельности некоммерческой организации» участнику № 1 АНО «Городской центр социальных и культурных инициатив» начислено 5 баллов.

Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ дата создания организации – 01.02.2022.

По критерию «Продолжительность деятельности некоммерческой организации» участнику № 3 АНО «Любительская детская футбольная лига» начислено 6 баллов.

Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ дата создания организации 26.11.2019.

При этом, Комиссия отмечает, что в соответствии с установленным порядком оценки по критерию «Продолжительность деятельности некоммерческой организации» один балл равен одному году работы организации.

В данном случае произведенные Организатором торгов результаты оценки по критерию «Продолжительность деятельности некоммерческой организации» не соответствуют установленному порядку оценки.

По критерию «Преемственность и ожидаемые результаты социальной программы (проекта)» участнику № 1 АНО «Городской центр социальных и культурных инициатив» начислено 5 баллов.

Участнику № 3 АНО «Любительская детская футбольная лига» начислено 3 балла.

Заявитель ссылается на то, что АНО «Городской центр социальных и культурных инициатив» образована в 2022 году и не ведет деятельности по выполнению социальных программ, при том, что АНО «Любительская детская футбольная лига» активно ведет свою деятельность по реализации программу получает 3 балла по указанному критерию.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что произведенный Организатором торгов порядок оценки заявок по критерию «Преемственность и ожидаемые результаты социальной программы (проекта)» не является объективным и не содержит в себе обоснований начисления баллов.

По критерию «Степень квалификации исполнителей социальной программы (проекта)» участнику № 1 АНО «Городской центр социальных и культурных инициатив» начислено 9 баллов.

Вместе с тем как указывает Заявитель, согласно бухгалтерскому отчету, размещенному на официальном сайте ресурса БФО, бухгалтерский баланс АНО «Городской центр социальных и культурных инициатив» на 31 декабря 2022 составляет 0 рублей. Таким образом, данная организация в 2022 году не осуществляла деятельность по выполнению социальных программ.

При этом, участнику № 3 АНО «Любительская детская футбольная лига», осуществляющему свою деятельности по выполнению социальных программ с 2019 по указанному критерию начислено 7 баллов.

В данном случае Комиссия отмечает, что присвоение баллов по указанному критерию не является объективным, поскольку оценка квалификации социальных программ предполагает наличие у участника опыта выполнения таких программ.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что произведенные Организатором торгов результаты оценки заявок носят необъективный характер, поскольку не соответствует порядку и соответствующим баллам по критериям.

В свою очередь, Организатором торгов не представлено пояснений относительно произведенного расчета баллов по оспариваемым Заявителем критериям оценки, указав лишь на то, что при анализе и сопоставлении заявок каждый член комиссии в протоколе самостоятельно проставляет баллы участникам на основании критериев оценки без проведения общего голосования.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов нарушения Приложения № 4 к Порядку проведения Конкурсов и признает жалобу Заявителя в указанной части обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Оставить жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов в части оспаривания положений Документации — без рассмотрения, в остальной части признать жалобу обоснованной.

2. Установить в действия Организатора торгов нарушение пункта 6.1 Порядка, Приложения № 4 к Порядку проведения Конкурсов.

3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны