Решение б/н б/а от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8988/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров


11.07.2023                                                                                                                     г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...............>,

членов Комиссии:

<...............>,

<...............>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «СПС», <...............>,

рассмотрев жалобу ООО «СПС» (далее — Заявитель) на действия ООО «Энергопромсбыт» (далее — Заказчик) <...............>,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что при проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...............>,

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчик на сайте электронной площадки <...............>,

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 27.06.2023 № 26/ЗКТОЭ-ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»/2023-478-480/А/1 заявка Заявителя отклонена «на основании подпункта 3.6.5.4 пункта 3.6.5 приложения № 1 к извещению о проведении запроса котировок: - в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3.14.8.1 приложения № 1 к извещению о проведении запроса котировок, а именно: заявка не соответствует форме, установленной приложением №1.3 к извещению о проведении запроса котировок, не содержит документов, иной информации согласно требованиям приложения к извещению.».

Так, пунктом 3.14.8.1 Закупочной документации установлено, что в составе заявки должна быть представлена, в том числе, заявка на участие в запросе котировок, подготовленная по Форме заявки участника, представленной в приложении № 1.3 к извещению.

Приложением № 1.3 к извещению предусмотрена следующая форма заявки участника, согласно которой Участник указывает следующее:

«1) Ознакомился с условиями извещения о проведении запроса котировок, с ними согласен и возражений не имеет.

2) Сделанные заявления и сведения, представленные в настоящей заявке, являются полными, точными и верными. Участник подтверждает и гарантирует подлинность всех документов, представленных в составе заявки на участие в закупке.

Участник подтверждает, что:

- участник не находится в процессе ликвидации;

- в отношении участника не открыто конкурсное производство;

- на имущество участника не наложен арест, экономическая деятельность не приостановлена;

- сведения об участнике отсутствуют в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных частью 7 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- участник обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты);

- участник обладает правами использования результата интеллектуальной деятельности (в случае использования такого результата при исполнении договора, заключаемого по результатам закупки).

Участник подтверждает, что сведения о регистрационном номере лицензии(ий), выданной(ых) участнику закупки на конкретный вид деятельности, размещены в реестре лицензий на сайте лицензирующего органа, ведущего соответствующий реестр лицензий, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: _________________________________________________________________________________________________________

(указать официальный(ые) сайт(ы) в сети «Интернет»)

(применимо, если условиями закупки установлено требование о наличии у участника разрешительных документов на право осуществления деятельности, предусмотренной извещением о проведении запроса котировок)

Участник подтверждает, что на момент подачи заявки совокупный размер неисполненных обязательств, принятых на себя участником по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда (указывается в зависимости от предмета закупки), заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 (указывается, если предметом договора является работы по выполнению инженерных изысканий или подготовке проектной документации) или 13 (указывается, если предметом договора является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (применимо если условиями закупки установлено требование о соответствии участника требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства).».

Пунктом 1.9 Закупочной документации установлены, в том числе, следующие требования к участникам:

«Участник должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, к лицам, осуществляющим инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Участник считается соответствующим данному требованию при соблюдении следующих условий:

- участник закупки является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- совокупный размер неисполненных обязательств, принятых на себя участником по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.»

Таким образом, как следует из вышеуказанных положений Закупочной документации, Заказчиком предусмотрено требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируется организации.

На основании пункта 3.6.5.4 Закупочной документации участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок в случаях, установленных настоящим приложением к извещению, в том числе в следующих случаях:

несоответствие заявки требованиям извещения, в том числе:

заявка не соответствует форме, установленной извещением, не содержит документов, иной информации согласно требованиям приложения к извещению;

документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями приложения к извещению).

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлена заявка, в которой отсутствовала информация о регистрационном номере лицензии(ий), согласно ФОРМЕ.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Заявитель в своей заявке должен был указать сведения о членстве в саморегулируемой организации, поскольку данное требование предусмотрено пунктом 1.9 Закупочной документации.

Вместе с тем Комиссия расценивает доводы Заказчика критически на основании следующего.

Комиссия отмечает, что из буквального толкования формы заявки, предусмотренной Приложением № 1.3 к извещению, участник подтверждает наличие сведений в реестре лицензий в случае, если условиями закупки установлено требование о наличии у участника разрешительных документов на право осуществления деятельности, предусмотренной извещением о проведении запроса котировок.

Вместе с тем Комиссией установлено, что в Закупочной документации отсутствует требование о наличии у участника закупки лицензии, а содержится требование о наличии у участника членства в самрегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, соответственно, в данном конкретном случае указание Заявителем в заявке сведений о регистрационном номере лицензии(ий) не требуется, поскольку фактически данное требование не установлено Закупочной документацией.

При этом, Комиссия отмечает, что информация о членстве в саморегулируемой организации в реестре лицензий не указывается и, как правило, подтверждаться выпиской из СРО.

Комиссия отмечает, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом организатору закупки надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок.

Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

При этом в Закупочной документации не содержалось требования о наличии у участника лицензии, в связи с чем участники Закупки были вправе не указывать информацию о регистрационном номере лицензии в своей заявке.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.

В настоящем случае, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки Заявителя за несоответствие такой заявки требованиям документации, неправомерно.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной и выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СПС» (ИНН: 1901128350; ОГРН: 1151901005695) на действия ООО «Энергопромсбыт» (ИНН: 7706284445; ОГРН: 1027706023597) при проведении закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны