Решение б/н б/а от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16711/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

13.12.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ФАУ МО РФ ЦСКА <...>, представителя ООО «Ангарейон-СБ» <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Ангарейон-СБ» (далее - Заявитель) на действия ФАУ МО РФ ЦСКА (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку и монтаж системы видеонаблюдения (реестровый № 32312974076, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 28.11.2023 № 28/100243/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель не согласен с тем, что в отношении заявки ООО «Альфа системы безопасности» был неправомерно применен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, устанавливаемый в соответствии с Законом о закупках и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление № 925), в результате чего ООО «Альфа системы безопасности» было признано победителем.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 17.11.2023 в Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) (далее — ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 500 884,27 рублей.

Дата начала срока подачи заявок — 20.11.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) — 24.11.2023 в 09:00.

Комиссией установлено, что Заявителем подана заявка №3.

В соответствии с протоколом от 24.11.2023 № 32312974076-01 ООО «Альфа системы безопасности» было признано победителем закупки.

 

Порядковый номер заявки

Наименование участника закупки

Ценовое предложение

Ценовое предложение с учетом ПП № 925

Страна производителя

1

ООО «Альфа системы безопасности»

395 000,00 руб. с НДС

335 750,00 руб.

Российская Федерация

3

ООО «Ангарейон-СБ»

374 200,00 руб. с НДС

374 200,00 руб.

Иностранное государство

2

ООО «ВАЙРО»

444 444,00 руб. с НДС

377 777,40 руб.

Российская Федерация

4

ООО «КСБ»

369 080,00 с НДС

369 080,00 руб.

Иностранное государство

 

В пункте 8.22 Информационной карты установлены следующие условия применения положений Постановления № 925:

1. В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг (далее - приоритет).

2. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, при котором победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе котировок, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках на участие в запросе котировок цене договора, сниженной на пятнадцать процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником закупки в заявке на участие в запросе котировок.

3. Участник закупки должен указать (декларировать) в заявке на участие в запросе котировок наименование страны происхождения поставляемых товаров.

4. Участники закупки несут ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в запросе котировок.

5. Участникам закупки необходимо указать в заявке сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки.

6. Отсутствие в заявке на участие в запросе котировок указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в запросе котировок, и такая заявка на участие в запросе котировок рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

7. Для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктом г) пункта 11 извещения, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в настоящем извещении, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

8. Отнесения участника процедуры закупки к российским или иностранным лицам на производится на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

9. Указание страны происхождения поставляемого товара производится на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в запросе котировок, представленной участником закупки, с которым заключается договор.

10. В случае уклонения победителя закупки от заключения договора, договор заключается с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем процедуры закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.

11. При исполнении договора, заключенного с участником процедуры закупки, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

12. Приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) запрос котировок признан несостоявшимся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в запросе котировок не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в запросе котировок не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в запросе котировок, представленной участником процедуры закупки содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее пятидесяти процентов стоимости всех предложенных таким участником процедуры закупки товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Таким образом, применение указанного пункта Постановления № 925 повлияло на результаты Закупки, поскольку при ценовое предложение победителя при сопоставлении заявок по предложенной было снижено на 15%, в результате чего Заявитель занял второе место. При этом пункт 2 Постановления № 925 к Заявителю неприменим, поскольку им был предложен товар иностранного происхождения.

По мнению Заявителя, Победителем закупки и участником ООО «ВАЙРО», занявшим 3 место, были предоставлены недостоверные сведения относительно страны происхождения товара, поскольку в реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствуют записи о российских HDD дисках.

При этом, Заявитель считает, что на территории Российской Федерации указанный вид товара не производится.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878) в случае отсутствия товара в реестре российской радиоэлектронной продукции резюмируется его иностранное происхождение.

Вместе с тем Постановление № 878 применяется при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, когда как оспариваемая закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В силу пункта 5 Постановления № 925 при подаче заявки участники декларируют страну происхождения товара и несут ответственность за предоставления недостоверных сведений о стране происхождения товара. При этом если участник не декларирует страну происхождения товара, то заявка отклонению не подлежит, поскольку такой товар будет считаться иностранным.

Как установлено Комиссией, в заявке победителя в качестве страны происхождения указана Российская Федерация.

Вместе с тем пунктом 5.3.5.4 Документации установлено, что. Заказчик отстраняет участника закупки от участия в запросе котировок в любой момент до заключения договора, если обнаружит, что такой участник или лица, выступающие на стороне такого участника, представили недостоверную и (или) неполную информацию о соответствии требованиям к участнику закупки или к лицам, выступающим на стороне такого участника, установленным заказчиком в извещении.

Таким образом, в случае если Заказчиком при заключении договора будет установлено, что победителем была предоставлена недостоверная информация относительно страны происхождения указанного товара, то договор с таким участником не будет заключен.

Заявитель в своей жалобе ссылается на наличие доказательств, что жесткие диски производятся исключительного тремя иностранными организациями. Вместе с тем доказательства предоставления Победителем недостоверных сведений Заявителем в материалы дела не предоставлены, а представленные же скриншоты Единого реестра российской радиоэлектронной продукции с сайта Минпромторга России и Национальной системы аккредитации с сайта Федеральной службы по аккредитации сами по себе не подтверждают отсутствие HDD дисков, российского производства.

В свою очередь, Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Ангарейон-СБ» (ОГРН:1037714063078, ИНН:7714317863) на действия ФАУ МО РФ ЦСКА (ОГРН:1157746687603, ИНН:9701002500) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 29.11.2023 № НП/50934/23, от 05.12.2023 № НП/51822/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны