Решение б/н б/а от 5 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9896/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.06.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «ЦОС», АО «ЖТК», ОАО «РЖД», АО «Комита»;

рассмотрев жалобу ООО «ЦОС» (далее - Заявитель) на действия АО «ЖТК» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме согласно Положению ОАО «ЖТК» на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи (реестровый № 32211386563, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя.

Также Заявитель указывает, что в Протоколе № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д/1 рассмотрения и оценки конкурсных заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи от 16.06.2022 не содержатся конкретные показатели участников по количеству персонала.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ЖТК», утвержденным решением совета директоров АО «ЖТК» 23.07.2021 (Протокол № 6) (далее – Положение о закупке).

Комиссией установлено, что 16.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211386563 о проведении открытого конкурса в электронной форме согласно Положению ОАО «ЖТК» на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи.

В соответствии с Протоколом № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д/1 рассмотрения и оценки конкурсных заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи от 16.06.2022 заявке Заявителя по итогам оспариваемой Закупки присвоено 2 место.

По итогам оценки заявок Заявителю присвоены следующие итоговые балльные оценки.

Цена договора — 60,00.

Опыт участника — 20,00.

Квалификация персонала — 8,30.

В своей жалобе Заявитель оспаривает оценку по критерию «Квалификация персонала».

В отношении указанного довода, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается в том числе осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В оспариваемой Закупке использовались следующие критерии.

1. Цена договора.

2. Квалификация участника:

2.1. Опыт участника.

2.2. Квалификация персонала.

3. Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

 

2.2.

Квалификация персонала

 

Максимальное количество баллов - 20 баллов

Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с пунктом 1.9.1 конкурсной документации следующим образом:

Оценивается путем деления количества оценщиков, являющихся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков, задействованных в оказании услуг, имеющегося у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество оценщиков, задействованных в оказании услуг, из всех имеющихся у участников:

, где

J=1...n, n – количество участников

Aj - количество баллов j-ого участника;

Пj – количество персонала, задействованного в оказании услуг, имеющегося у j–ого участника;

Пmax – максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг, из всех имеющихся у участников.

20 – максимально возможное количество баллов.

 

В случае не предоставления участником полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 1.9.1 конкурсной документации, в подтверждение наличия квалифицированного персонала, такие специалисты не будут приниматься к учету в качестве квалифицированного персонала участника при оценке по подкритерию.

В случае отсутствия в составе заявки участников закупки, заполненных Форм согласия на обработку персональных данных и /или в случае не заполнения граф Формы сведений о квалифицированном персонале участника, такие специалисты не будут приниматься к учету в качестве квалифицированного персонала участника при оценке по подкритерию.

 

В соответствии с пунктом 1.9.1 закупочной документации участник должен располагать квалифицированным персоналом, а именно – не менее 2-х специалистов:

- которые являются оценщиками в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством РФ об оценочной деятельности (являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков);

- право которых на осуществление оценочной деятельности не приостановлено;

- гражданско-правовая ответственность которых при осуществлении оценочной деятельности застрахована на страховую сумму не менее 300 тыс. руб. (установлено согласно требованиям статьи 24.6, 24.7 Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»).

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:

- документ, подготовленный по форме «Сведения о квалифицированном персонале участника», представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации (с указанием ФИО, даты рождения, СНИЛС, ИНН, реквизитов патентов);

- документ, подготовленный по форме «Согласие на обработку персональных данных», представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации;

- действующий страховой полис (договор) обязательного страхования ответственности оценщика на страховую сумму не менее 300 тыс. руб.;

- выписки из реестров членов саморегулируемых организаций оценщиков (свидетельства), членами которых являются оценщики, полученные не ранее чем за 2 месяца до дня опубликования извещения и конкурсной документации на сайтах;

- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

- копии патентов, выданные в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами.

В свою очередь, приложением № 1.3 установлена форма согласия на обработку персональных данных, которая предоставляется в формате скан-копии с оригинала с подписью работника.

То есть, Комиссия отмечает, что данная форма предполагает согласие на обработку персональных данных одного отдельного работника.

Между тем, Комиссия проанализировала документы в составе заявки Заявителя и установила следующее.

Заявитель в составе заявки представил два файла с формой согласия «14_согласие_персон» и «27_согласия на обработку персональных данных».

В составе файла «14_согласие_персон» содержится 22 (двадцать две) скан-копии формы согласия на каждого сотрудника в отдельности, при этом в файле «27_согласия на обработку персональных данных» представлены одна скан-копия формы согласия на 46 сотрудников Заявителя.

На заседании Комиссии относительно отсутствия единообразия при предоставлении данных документов Заявитель пояснил, что второй документ на 46 человек готовил другой сотрудник.

Комиссия оценивает данный довод критически, поскольку фактически Заявителем не соблюдены требования закупочной документации в части представления формы согласия на 46 сотрудников на каждого сотрудника в отдельности, соответственно, вышеуказанные сотрудники не были учтены при расчете критерия «Квалификация персонала» Заказчиком.

В свою очередь, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В рассматриваемом случае в оспариваемом критерии установлено, что в случае отсутствия в составе заявки участников закупки, заполненных Форм согласия на обработку персональных данных и /или в случае не заполнения граф Формы сведений о квалифицированном персонале участника, такие специалисты не будут приниматься к учету в качестве квалифицированного персонала участника при оценке по подкритерию.

Соответственно, действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав оспариваемыми критериями, Заявителем Комиссии не представлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что присвоенные участникам оспариваемой Закупки при оценке заявок баллы и рейтинг по критерию оценки «Квалификация участников закупки» соответствуют требованиям закупочной документации.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия также приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении Закупки.

Относительно довода жалобы о неуказании в Протоколе № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д/1 рассмотрения и оценки конкурсных заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи от 16.06.2022 не содержатся конкретных показателей участников по количеству персонала, Комиссия отмечает следующее.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

4) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

5) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

6) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

7) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений.

Комиссия, исследовав содержание Протокола № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д/1 рассмотрения и оценки конкурсных заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи от 16.06.2022, установила, что в данном Протоколе содержатся результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

При этом Комиссия отмечает, что Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), в том числе основания непринятия к оценке того или иного договора.

Содержание закупочной документации и протокола, составленного по итогам конкурентной закупки, позволяющее в совокупности участникам закупки (и без дополнительных запросов и разъяснений) определить порядок, систему начисления баллов по поданным заявкам, проверить и оценить их правильность, не может свидетельствовать о нарушении принципа информационной открытости закупки.

В настоящем случае, Комиссия, исследовав Протокол № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д/1 рассмотрения и оценки конкурсных заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме № 31089/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи от 16.06.2022, установила, что названный протокол составлен надлежащим образом и соответствует требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.

Относительно довода Заявителя об отсутствии ответа на запрос разъяснений итогов оспариваемой Закупки, Комиссия отмечает, что положениями закупочной документации не установлен порядок о даче разъяснений итогов закупочной процедуры.

Между тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЦОС» (ИНН: 7704205198; ОГРН: 1027700560656) на действия АО «ЖТК» (ИНН: 7708639622; ОГРН: 5077746868403) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.06.2022 № ЕИ/34066/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны