Решение №17725/23 б\а от 21 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-4796/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 18.04.2023 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председательствующего: <...> при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «СК «Система», Исторического Музея, рассмотрев жалобу ООО «СК «Система» (далее — Заявитель) на действия Исторического Музея (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение ремонтных работ по фасаду и интерьерам объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль: Измайловская (Николаевская) военная богадельня, 1835г., арх. К.А. Тон. – Северный корпус при соборе» по адресу: г. Москва, городок имени Баумана, д. 1, стр. 1 (реестровый № 32312230160, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О 2023-19347 2 защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы нарушения со стороны Заказчика выражены в неправомерном отклонении заявки Заявителя. Заявитель отмечает, что в составе его заявки было предоставлено Решение № 4 единственного учредителя от 15.12.2022 года об одобрении сделок, совершаемых по итогам проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ. При этом, что касается требования о предоставлении решения об одобрении крупной сделки в соответствии с формой, установленной в закупочной документации, Заявитель 2023-19347 3 указывает, что созыв общего собрания учредителей (единственного учредителя) в рамках срока подачи заявок невозможен или труднореализуем, что ограничивает количество участников. Также Заявитель отмечает, что в рамках формирования заявки в интерфейсе Оператора электронной площадки Заявитель указал реквизиты специального банковского счета. Более того, по мнению Заявителя, без указания таких реквизитов была бы невозможна подача заявки, так как Оператор электронной площадки не смог бы заблокировать денежные средства для обеспечения заявки. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Как следует из материалов дела, Заказчиком 27.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена договора: 5 448 187,96 рублей. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 05.04.2023 заявка Заявителя не допущена, поскольку: «1) пп. 2.1 п. 2 ч. 34 раздела II «Информационная карта конкурса» Документации открытого конкурса в электронной форме, не предоставления документов и сведений, установленных пп. 2.15 п. 26 раздела II «Информационная карта конкурса», а именно: в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме отсутствует Форма 6 «Решение об одобрении или о совершении крупной сделки» раздела VI «Требования к форме заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме». В соответствии сп. 3.3, п. 2023-19347 4 3.3.4. раздела 1 «Общие положения» документации при составлении заявки участник руководствуется образцами форм для заполнения. Согласно пп. 2.15 п. 26 раздела 11 «Информационная карта конкурса» формы, обязательны к использованию участником в конкурсе в электронной форме. 2) п. 4 ч. 34 раздела 11 «Информационная карта конкурса» Документации открытого конкурса в электронной форме, не предоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств или иного обеспечения заявки на участие в закупке в соответствии с документацией, если условие о таком обеспечении было установлено, в том числе несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки установленным условиям его предоставления, а именно: • в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме отсутствует информация и документы с указанием реквизитов специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов МСП. В соответствии с пп. 2.8 п. 26 раздела II «Информационная карта конкурса» Документации (пп."а" п. 8 ч. 19.1 ст. 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ ) установлено требование о предоставлении информации и документов об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке: реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки или независимая гарантия или ее копия.». Согласно пункту 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов об обеспечении заявки на участие в 2023-19347 5 конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке, а именно: реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств. В соответствии с пунктом 3.3.4. документации при составлении заявки участник руководствуется образцами форм для заполнения. Заявка подается по форме, приложенной в составе настоящей документации. В случае отсутствия какой-либо из форм в составе документации, документ заполняется участником в произвольной форме. Согласно пункту 26 Информационной карты вторая часть заявки должна содержать: 2.7. Копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов МСП заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой; 2.8. Информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке: 2.8.1. реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов МСП, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств. Комиссией было установлено, что Заявителем в составе заявки представлено Решение № 4 единственного учредителя от 15.12.2022 года об одобрении сделок, совершаемых по итогам проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ. При этом данное решение оформлено не в соответствии с Формой № 6. Также Комиссия установила, что реквизиты специального банковского счета Заявителя в составе заявки отсутствуют. Доводы Заявителя о том, что реквизиты специального банковского счета были указаны в интерфейсе оператора электронной площадки оцениваются Комиссией критически, поскольку Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях 2023-19347 6 Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствует требованиям документации. Согласно подпункту 2 пункта 34 Информационной карты при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе в электронной форме участник НЕ допускается Комиссией к участию в конкурсе в электронной форме в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе в электронной форме требованиям документации о проведении конкурса, в том числе: 2.1. Не предоставления документов и сведений, указанных в документации. 2.2. Нарушения требований документации о закупке к содержанию, форме и оформлению заявки. В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «СК «Система» <...> на действия Исторического Музея <...>при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 11.04.2023 № НП/15649/23. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны