Решение №30019/19 Решение по жалобе ООО «Престиж Дизайн» на действия ФГБОУ ВО... от 18 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-386/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

28.03.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев в жалобу ООО «Престиж Дизайн» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (реестровый № 31907593976, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с отклонением заявки ООО «Престиж Дизайн» от участия в процедуре закупки.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Протоколом заседания единой комиссии ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 14.03.2019 № 31907593976-01 (далее — Протокол рассмотрения) заявке ООО «Престиж Дизайн» с порядковым номером 3 отказано в допуске в связи с несоответствием сведений, предусмотренных пунктом 4.3.1.1 «б» извещения о проведении Закупки:

– в заявке участника в пункте 16 технического предложения в отношении сейфа мебельного указано: комплектуется электронным замком диапазон 4-6 (согласно инструкции Заказчика) цифр в комбинации), по условиям извещения о Закупке участнику закупки при указании слова «диапазон» необходимо указать верхнее и нижнее значение показателя, соответствующее остальным показателям товара. При этом слово «диапазон» является приоритетным по отношению к остальным используемым символам, словам и знакам. То есть участник закупки должен был указать значения показателя, установленные заказчиком, а именно комплектуется электронным замком диапазон от 3 до 8 цифр в комбинации).

– в заявке участника в пункте 18 технического предложения в отношении флипчарта магнитно-маркетного на треноге указана регулируемая высота диапазон 115-118 см, по условиям извещения о Закупке участнику при указании слова «диапазон» необходимо указать верхнее и нижнее значение показателя, соответствующее остальным показателям товара. При этом слово «диапазон» является приоритетным по отношению к остальным используемым символам, словам и знакам. То есть участник Закупки должен был указать значения показателя, установленные заказчиком, а именно: регулируемая высота диапазон от 110 до 187 см.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

– требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

– требования к участникам такой закупки.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

 

В технической части Закупочной документации Заказчиком (далее — Техническое задания) установлены требования к техническому описанию отдельных используемых изделий, оборудования и материалов, в том числе конкретные показатели товара.

Пунктом 16 технического задания в отношении сейфа мебельного установлено в том числе следующее требование: «комплектуется электронным замком диапазон от 3 до 8 цифр в комбинации)».

Для товарной позиции под пунктом 18 в отношении флипчарта магнитно-маркетного на треноге установлено в том числе требование: «регулируемая высота должна быть диапазон от 110 до 187 см».

Пунктом 4.3.3 Извещения о проведении Закупки установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Закупке, в том числе инструкция по заполнению заявки (далее — Инструкция).

В своих возражениях Заказчик указывает, что согласно Инструкции при указании слова «диапазон» необходимо указать верхнее и нижнее значение показателя, соответствующее остальным показателям товара. При этом слово «диапазон» является приоритетным по отношению к остальным используемым символам, со словами и знаками.

Из указанного правила следует, что верхние и нижние значения показателей цифр в комбинации сейфа и регулируемой высоты должны быть такими, какими установил их Заказчик в Техническом задании, а именно: от 3 до 8 цифр, от 110 до 187 см соответственно.

В свою очередь Заказчиком не было учтено, что в соответствии с Инструкцией после указания правила чтений слова «диапазон» указано, что при сочетании предлогов «от...до...», крайние значения показателей не включаются в диапазон».

Кроме того, в Инструкции не указано, что значения, стоящие после слова «диапазон» являются неизменными, и такой диапазон не может быть сужен участником.

Обществом в своей заявке для товара под пунктом 16 технического задания в отношении сейфа мебельного было представлено следующее значение: «комплектуется электронным замком диапазон 4-6 (согласно инструкции Заказчика) цифр в комбинации)», а в отношении товарной позиции под пунктом 18 в отношении флипчарта магнитно-маркетного на треноге представлено значение: «регулируемая высота диапазон 115-185 см».

Указанные значения в полной мере соответствуют установленным в Техническом задании согласно Инструкции.

Следует отметить, что такое прочтение Закупочной документации, позволяющее двойственно интерпретировать чтения инструкции и требования Технического задания вводит потенциальных участников в заблуждение.

Комиссия, рассматривая вышеуказанные действия Заказчика при проведении Закупки, установила, что порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленным в Закупочной документации, необъективно затрудняет их уяснение и не позволяет участнику представить надлежащее предложение, что недопустимо при проведении закупок.

Комиссия отмечает, что размещенная Заказчиком Закупочная документация нарушает положения действующего законодательства, не позволяя оценить обоснованность действий Заказчика по отклонению заявки Заявителя.

Вместе с тем Комиссия, рассматривая действия Заказчика при проведении Закупки, установила, что порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленный в Закупочной документации, не позволяет участнику Закупки представить надлежащее предложение, поскольку требования к товарам, подлежащим использованию при оказании услуг, которые имеют двойственную интерпретацию и объективно затрудняют подачу надлежащей заявки, что недопустимо при проведении Закупки.

Комиссия считает недопустимыми подобные рычаги воздействия на ход проведения конкурентной процедуры, поскольку Закупочная документация не должна являться инструментом манипулирования Заказчика итогами проведения конкурентной процедуры. Более того, подобное использование Заказчиком предоставленных ему прав по самостоятельному формированию Закупочной документации является ничем иным как злоупотреблением правом.

При этом положения Закупочной документации не позволяют потенциальному участнику выразить только согласие на выполнение работ на условиях Документации.

Комиссия также отмечает, что реализация предоставленного Заказчику права самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки не должна противоречить целям и принципам законодательства о закупках, противоречить положениям отдельных норм Закона о закупках. При формировании Закупочной документации необходимо принимать во внимание, что обязанность Заказчика по подготовке документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании как требований Заказчика к составу и содержанию заявки на участие в Закупке, так и требований к товару (показателям, его характеризующим).

Так, Закупочная документация предназначена для отбора лиц, которые имеют возможность удовлетворить потребность Заказчика на объявленных условиях, при этом не предоставляя Заказчику право избирать потенциального контрагента по критериям надежности указанных субъектов и отдавать предпочтение в зависимости от уровня заинтересованности таких участников.

Комиссия отмечает, что столь детальное описание характеристик материалов, при наличии возможности без ущерба удовлетворению потребности Заказчика как конкретизировать потребность, так и ограничиться установлением требований о соответствии товаров общепринятым стандартам, необоснованно ведет к затруднению подачи надлежащей заявки (при возложении на участника Закупки обязанности по соответствующему формированию предложения об условиях выполнения работ) и, как следствие, влияет на уровень конкуренции при проведении процедуры.

Данный правовой подход в наибольшей степени отвечает правовому режиму, который установлен Законом о защите конкуренции и Законом о закупках, в то время как действия Заказчика в настоящем случае были направлены на введение в заблуждение участников Закупки и ограничение их количества.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной процедуре должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Вместе с тем такое составление инструкции привело к неправомерному отклонению двух заявок из трех поданных на участие в Закупке, и, как следствие, привело к необоснованному ограничению конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку сама Закупочная документация не соответствует положениям законодательства. Требования, указанные Заказчиком, приводят к необоснованному ограничению количества лиц, участвующих в Закупке.

В этой связи Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

Вместе с тем Заказчиком на заседание Комиссии был представлен договор
от 26.03.2019 № 16-ЗА-ВН/19, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствует возможность выдачи предписания.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Престиж Дизайн» (ОГРН: 1157847301512, ИНН: 7802538808) на действия ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (ОГРН: 1037700012008, ИНН: 7705043493) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку по результатам Закупки заключен договор.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Связанные организации

Связанные организации не указаны