Решение б/н от 14.02.2023 от 14 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/01/14.2-17166/2022 о нарушении антимонопольного законодательства Резолютивная часть оглашена «14» февраля 2023 года  г. Москва Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дела № 077/01/14.2-17166/2022 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе: председателя Комиссии:<...>, членов Комиссии: <...>, <...>, <...>, рассмотрев дело № 077/01/14.2-17166/2022, возбужденное по признакам нарушения ИП Брызгаловым В.Б. (ОГРНИП 314774609300030, <...>) статьи 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося во введении в заблуждение относительно статуса лица, оказывающего услуги в сфере погребения и похоронного дела, порядка действий, которые необходимо совершить в случае смерти человека путем распространения информации на сайте, путем использования изображений и элементов, сходных с обозначениями официальных городских ритуальных служб, путем использования сайта в сети «Интернет» по адресу https://горслужба-ритуал.рф/, в присутствии представителя ИП Брызгалова В.Б. в лице <...> (по доверенности б/н от 13.02.2023), представителя ГБУ «Ритуал» в лице <...> (по доверенности № 01-18/836 от 02.09.2022), УСТАНОВИЛА: Дело № 077/01/14.2-17166/2022 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено на основании материалов по факту неисполнения ИП Брызгаловым В.Б. (далее также — Ответчик) Предупреждения № ЕС/17183/22 от 29.03.2022 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение относительно статуса лица, оказывающего услуги в сфере погребения и похоронного дела, порядка действий, которые необходимо совершить в случае смерти человека путем распространения информации на сайте, путем использования изображений и элементов, сходных с обозначениями официальных городских ритуальных служб, в использования наименования с элементом «городская служба», а также путем использования сайта в сети «Интернет» по адресу https://горслужба-ритуал.рф/. 25.01.2023 Комиссией Управления было принято заключение об обстоятельствах дела, в котором были установлены следующие обстоятельства дела, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 1.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее — Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке) по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с 2023-12256 3 особенностями, установленными пунктом 10.6 настоящего Порядка. Согласно пункту 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 — 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации. Комиссией Московского УФАС России установлены следующие обстоятельства. Брызгалов В.Б. (адрес: 125373, г. Москва, ул. Окружная, д. 6А, кв. 50) является индивидуальным предпринимателем, включен в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателем (далее — ЕГРИП) 03.04.2014 за основным государственным регистрационным номером 314774609300030, ИНН 773316806501. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП в настоящее время к видам деятельности ИП Брызгалова В.Б. относится в том числе организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03). Осуществление указанной деятельности подтверждается общедоступными сведениями, в том числе содержанием сайта в сети Интернет по адресу https://горслужба-ритуал.рф/. Аналогичную деятельность осуществляет, в том числе, ГБУ «Ритуал» (ОГРН 1157746320555, ИНН 7743096224, место нахождения: 125057, город Москва, Песчаная ул., д. 3). Данные обстоятельства подтверждаются информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ, а также сведениями на сайте https://ritual.mos.ru/. Таким образом, ИП Брызгалов В.Б. осуществляет конкурентную деятельность хозяйствующего субъекта на товарном рынке по организации похорон и представлению связанных с ними услуг. Спорные действия ИП Брызгалова В.Б. связаны с размещением информации на сайте в сети Интернет по адресу горслужба-ритуал.рф, который функционирует по настоящее время. Из материалов дела установлено, что в соответствии с данными ООО «Регистратор Р01» сайт https://горслужба-ритуал.рф/ принадлежит <...>, при этом в разделе «Контакты/Реквизиты компании» на сайте https://горслужба-ритуал.рф/ в качестве юридического лица указан ИП Брызгалов В.Б. ГБУ «РИТУАЛ» в своем заявлении приложило скриншоты, подтверждающие размещение спорных сведений с 22.10.2021. Продолжение размещения данных сведений также установлено Комиссией при рассмотрении дела. В этой связи временной интервал определен с 22.10.2021 по настоящее время. Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В силу подпункта «б» пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже. В целях настоящего анализа определение продуктовых границ товарного рынка производится исходя из кодов ОКВЭД; информации, представленной Обществом. Таким образом, с учетом в том числе вышеизложенных обстоятельств, продуктовыми границами анализируемого товарного рынка являются услуги по по организации похорон и представлению связанных с ними услуг. Географические границы обуславливаются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность потребителей воспользоваться товарами (работами, услугами) на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой потребители из выделенной группы имеют экономическую возможность воспользоваться рассматриваемыми услугами. Согласно представленным материалам деятельность ИП Брызгалова В.Б. осуществляется на территории города Москвы и Московской области. Необходимо отметить, что отсутствуют какие-либо правовые основания или объективные данные для выделения или ограничения географических границ пределами более узко, чем населенный пункт, что по сути противоречит также и подпункту «а» пункта 4.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Таким образом, географическими границами анализируемого товарного рынка является город Москва и Московская область. Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В силу подпункта 2 пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке для целей настоящего анализа определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке, производится в объеме, необходимом для установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации. Лицом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, является ИП Брызгалов В.Б.; лицом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки, является неограниченный круг субъектов предпринимательской деятельности, в том числе ГБУ «РИТУАЛ». Конкурентные отношения между субъектами обосновываются как вышеизложенными доводами, так и фактическим нахождением на одном товарном рынке в одно и то же время. Таким образом, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке, входят ИП Брызгалов В.Б., ГБУ «РИТУАЛ». Исходя из материалов дела, Комиссией Московского УФАС России установлены следующие обстоятельства. Из материалов предупреждения № ЕС/17183/22 от 29.03.2022 установлено, что на главной странице сайта в сети Интернет по адресу https://горслужба-ритуал.рф/ размещается следующее: • на главной странице сайта используется герб горда Москвы и надпись «ГОРСЛУЖБА РИТУАЛ», «Официальный сайт городской службы ритуальных услуг» сопровождающиеся изображениями эмблем «Министерство здравоохранения Российской Федерации», «Московский социальный регистр», «ЕАС Ритуал», «MOS.RU»; • в разделе «Что делать, если умер близкий человек?» размещен порядок действий, в соответствии с которым первое необходимое действие — вызвать сотрудника ритуальной службы, а не скорую и полицию; • далее размещена информация о том, что «Городская служба «РИТУАЛ» осуществляет свою деятельность на основании ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Закона г. Москвы от 04.06.1997 г. № 11 «О погребении и похоронном деле в г. Москве». Городская служба «РИТУАЛ» прошла систему добровольной сертификации РОССТАНДАРТ и соответствует ГОСТ Р 54611–2011, ГОСТ 32609– 2014, ГОСТ 32610– 2014». Размещены изображения сертификатов, некоторые из которых выданы ООО «Городская служба «РИТУАЛ». В свою очередь установлено, что деятельность посредством сайта осуществляет индивидуальный предприниматель, данные которого размещены в разделе «Контакты». Получателя некоторых свидетельств установить невозможно, ввиду слишком маленького размера изображений даже при нажатии непосредственно на лицензию и сертификат. В свою очередь, согласно официальным сведениям с портала MOS.RU (https://www.mos.ru/dtu/function/ritualservices/cityspecializedservices/) ИП Брызгалов В.Б не входит в список городских специализированных служб по вопросам похоронного дела. 01.07.2022 от ИП Брызгалова В.Б. поступили пояснения, согласно которым ИП Брызгалов В.Б. удалил ненадлежащую информацию с сайта в сети Интернет по адресу https://горслужба-ритуал.рф/. Между тем, Комиссией установлено, что на вышеуказанном сайте продолжают размещаться сведения об оказании услуг компанией с названием «Горслужба Ритуал» и подписью «Официальный сайт городской службы ритуальных услуг». Помимо этого, Комиссия установила, что на сайте присутствует раздел под названием «Договор с ГБУ Ритуал», что создает ложное впечатление о том, что ИП Брызгалова В.Б. и ГБУ «Ритуал» связывают договорные отношения. При этом, в данном разделе отсутствуют какие-либо сведения о договорах, заключенных между ИП Брызгаловым В.Б. и ГБУ «Ритуал», а сам раздел напрямую посвящен истории и деятельности ГБУ «Ритуал», что в свою очередь направлено на повышение доверия потребителей к деятельности ИП Брызгалова В.Б. При этом, Комиссия установила, что в разделе «Что делать, если умер близкий человек?» сведения были скорректированы и ложная информация была удалена, а фавикон с изображением герба г. Москвы более не используется на сайте. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В соответствии со статьей 14.2 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение. Введение в заблуждение является следствием распространения позитивной информации, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. При этом распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности. Совокупность распространяемой информации создает у неопределенного круга лиц впечатление о том, что услуги посредством сайта и организации ответчика оказывает именно официальная Городская специализированная служба по вопросам похоронного дела, входящая в соответствующий список, а также что деятельность субъекта, владеющего сайтом носит государственный характер, осуществляется государственной компанией либо компанией, непосредственной связанной или подведомственной государству. В целом на рассматриваемых сайтах содержится достаточно упоминаний государственных органов, иных организаций, герба города Москвы, которые способны вызвать у неопределенного круга лиц устойчивую ассоциацию деятельности такого сайта с государством. Подобное использование рассмотренных обозначений и утверждений способно вызвать у неопределенного круга лиц повышенное доверие к оказываемым посредством данных сайтов ритуальным услугам, в целом к деятельности владеющих ими субъектов. Однако ИП Брызгалов В.Б. является самостоятельным коммерческим субъектом, не связан с государственными органами, его деятельность не подведомственна таким органам. Учитывая изложенное, используя на своем сайте подобных элементов таким образом, что создается впечатление об обращении посредством сайта к деятельности ГБУ «РИТУАЛ», о принадлежности субъекта к органам власти, ИП Брызгалов В.Б. также получает необоснованное преимущество на товарном рынке перед другими субъектами конкурентами, путем ассоциирования своей деятельности с государством в целом и в частности с государственным бюджетным учреждением города Москвы, вызывая у потенциальных клиентов повышенное доверие к себе, как к причастной к государству компании. В соответствии с имеющейся информацией и административной практикой, анализ нормативных правовых актов Российской Федерации свидетельствует о том, что словосочетание «городская служба», «горслужба» в большинстве случаев на территории города Москвы используется в отношении определенных предприятий и административных субъектов, подконтрольных субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве или занимающихся своей деятельностью с санкции государства (например, ГУП «Городская служба платных парковок», городские специализированные службы по вопросам похоронного дела, городские службы городской обороны и т. д.). Перечень обстоятельств, относительно которых потребитель может быть введен в  заблуждение, является открытым. Одной из форм введения в заблуждение является создание впечатления об отнесении деятельности хозяйствующего субъекта к органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также осуществление деятельности от имени публичного образования — города Москвы, или об одобрении деятельности субъекта со стороны города. Таким образом, с учетом наименования ИП Брызгалова В.Б. и вида предпринимательской деятельности повышает статус частной организации (по сравнению с иными частными организациями), у участников рынка формируется ошибочное мнение о ведении предпринимательской деятельности в сфере похоронного дела от имени Правительства Москвы, тогда как подобный статус у ИП Брызгалова В.Б. отсутствует. Учитывая создаваемое ложное впечатление наименованием ИП Брызгалова В.Б. в его действиях усматриваются признаки намеренного введения в заблуждение потребителей, иных участников рынка, направленные на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, злоупотребления доверием участников рынка к органам власти города Москвы, несоблюдения требований добропорядочности, разумности и справедливости. В целях оценки использования обозначений «городская ритуальная служба», «мосгорритуал» и др., символики г. Москвы в деятельности ритуальных агентств, которые не являются городской специализированной службой по вопросам похоронного дела (https://www.mos.ru/dtu/function/ritualservices/cityspecializedservices/), на предмет наличия акта недобросовестной конкуренции данный кейс был вынесен 21.12.2022 на обсуждение Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при Управлении Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее — Экспертный совет), большинство членов которого высказались за то, что использование данных обозначений вводит в заблуждение об оказании услуг ГБУ «Ритуал» и/или городской специализированной службой. Совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о направленности коммерческого интереса этого субъекта на использование сходного наименования государственного органа исполнительной власти города Москвы и влечет стойкую ассоциацию у потребителей и хозяйствующих субъектов в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности организации к органам государственной власти города Москвы. При таком положении, когда сведения об Ответчике формируют ложное впечатление, потенциальный потребитель фактически оказывается под влиянием навязанного и ложного авторитета Ответчика, поскольку за счет повсеместного указания на то, что Ответчик является «городской службой», «горслужбой» и т.д., воспринимает подобное утверждение как преимущество хозяйствующего субъекта над иными. При этом данное обстоятельство с точки зрения функционирования иных субъектов предпринимательства имеет явное негативное влияние, поскольку приток клиентов к таким хозяйствующим субьектам, полагающих, что они среди всех занимают более выгодное положение, является следствием недобросовестных действий лиц, выразившихся в приобретении фирменного наименование с использованием ничем не обоснованного утверждения «городской службой», «городским бюро», «городским предприятием» и т.д., и способствует перераспределению спроса в свою пользу. Указанная позиция соотносится с принципами добросовестной конкуренции и достоверности сообщаемых сведений о рекламодателях, их товарах, работах и услугах в рекламе, запретом на использование в отношении и потребителей, и конкурентов (конкретных или неопределенных) недобросовестных способов привлечения внимания к объекту рекламирования. При этом отмечается, что в силу диспозиции пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, наступление неблагоприятных последствий для субъекта-конкурента не является обязательным условием для признания действий другого лица недобросовестной конкуренцией. Из нормативного определения недобросовестной конкуренции следует, что самой по себе возможности наступления таких последствий для хозяйствующего субъекта достаточно. В настоящем случае деятельность ИП Брызгалова В.Б. с использованием на своем сайте фраз об оказании услуг «городской службой ритуальных услуг» может повлиять на выбор потенциальных потребителей товара, что в последствии приведет к перераспределению прибыли на товарном рынке между субъектами-конкурентами, а равно к получению необоснованных преимуществ ИП Брызгалова В.Б. В рассматриваемом случае, вред, причиняемый ИП Брызгаловым В.Б. иным хозяйствующим субъектам-конкурентам, выражается в упущенной выгоде, выразившийся в оттоке потребителей в результате воздействия рассматриваемой информации. Противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости выражается во введении ИП Брызгаловым В.Б. в заблуждение неограниченного круга лиц относительно лица, оказывающего услугу, выражающееся в создании ложного впечатления об этом. Таким образом, действия ИП Брызгалова В.Б. направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а также способны причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам. Резюмируя изложенное, в рамках установленного временного интервала в действиях ИП Брызгалова В.Б. установлено нарушение статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение относительно статуса лица, оказывающего услуги в сфере погребения и похоронного дела, путем использования элементов, сходных с обозначениями официальных городских ритуальных служб, в использовании наименования с элементом «городская служба», а также путем использования наименования сайта в сети «Интернет» по адресу https://горслужба-ритуал.рф/. В силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании. В силу части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Учитывая, что ответчик продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием наименования с элементом «городская служба», с использованием сайта в сети «Интернет» по адресу https://горслужба-ритуал.рф/, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания ИП Брызгалову В.Б. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 - 4 статьи 41, статьями 49- 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС России

РЕШИЛА: 1. Признать в действиях ИП Брызгалова В.Б. нарушение статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение относительно статуса лица, 2023-12256 9 оказывающего услуги в сфере погребения и похоронного дела путем использования наименования с элементом «городская служба» на сайте в сети «Интернет» по адресу https://горслужба-ритуал.рф/, в названии сайта https://горслужба-ритуал.рф/, а также путем размещения на сайте https://горслужба-ритуал.рф/ информации о наличии договора с ГБУ «Ритуал». 2. Выдать ИП Брызгалову В.Б. предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны