Решение б/н Решение от 27 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «ЭкоУниверсал»

109202, г. Москва,

ул. Перовское шоссе, д. 9, стр.2


 


 

ООО «ЖилХозСервис»

119048, г. Москва,

ул. Хамовнический Вал, д. 38, стр. 1


 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-11-2662/77-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашения «13» ноября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «27» ноября 2018 года

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя Московского УФАС России <...>; членов Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России <...>, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России <...> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 1-11-2662/77-17 по признакам нарушения ООО «ЭкоУниверсал» ИНН 5007054371 ОГРН 1065007012091 (адрес местонахождения: 109202, г. Москва, ул. Перовское шоссе, д. 9, стр.2) и ООО «ЖилХозСервис» ИНН 7704792838 ОГРН 1117746817187 (адрес местонахождения: 119048, г. Москва, ул. Хамовнический Вал, д. 38, стр. 1) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах,

в присутствии представителя ООО «ЭкоУниверсал» <...> по доверенности от 19.03.2018 б/н и представителя ООО «ЖилХозСервис» <...> по доверенности от 01.02.2018 б/н,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктами 1,2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках возложенных на антимонопольный орган функций по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства Управлением проведена инициативная работа по взаимодействию с электронными торговыми площадками с целью получения детальной информации об электронных торгах, проведенных в 2015-2017 гг.

В сведениях, представленных оператором электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» в ответ на запрос Управления (исх. от 18.11.2017 № ЕП/54446) были выявлены признаки нарушения ОО «ЭкоУниверсал», ООО «ЭкоСистема» и ООО «ЖилХозСервис» антимонопольного законодательства в ходе торгов.

На основании приказа Управления от 20.12.2017 № 411 в отношении ООО «ЭкоУниверсал», ООО «ЭкоСистема» и ООО «ЖилХозСервис» было возбуждено дело № 1-11-2662/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Основанием для возбуждения дела в отношении ООО «ЭкоУниверсал», ООО «ЭкоСистема» и ООО «ЖилХозСервис» послужило выявление признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях указанных лиц в ходе проведения электронных аукционов с реестровыми №№ 0373200629915000138, 0373200629916000120.

В аукционе с реестровым № 0373200629915000138 приняли участие ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЭкоСистема».

В аукционе с реестровым № 0373200629916000120 приняли участие ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис».

В ходе рассмотрения дела № 1-11-2662/77-17 ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЭкоСистема» было представлено ходатайство (вх. № 18698/18 от 12.04.2018) о выделении дела в отношении ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЭкоСистема» в отдельное производство, в связи с тем, что ООО «ЭкоСистема» не участвовало в аукционе с реестровым № 0373200629916000120, а ООО «ЖилХозСервис» не участвовало в аукционе с реестровым № 0373200629915000138.

Комиссия, оценив указанные доводы ответчиков, а также в соответствии с частью 1 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции, удовлетворила ходатайство ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЭкоСистема» (вх. № 18698/18 от 12.04.2018) о выделении дела в отношении ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЭкоСистема» отдельное производство (делу присвоен № 1-11-1083/77-18).

Далее дело № 1-11-2662/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства рассматривалось Комиссией исключительно в отношении ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис».

В ходе рассмотрения дела № 1-11-2662/77-17, детального анализа сведений, представленных Торговой площадкой и содержащихся в Единой информационной системе в сфере закупок «zakupki.gov.ru» (далее — ЕИС) и на официальном сайте ФНС России, Комиссией было установлено следующее.

В ЕИС в 2016 году ГБУ г. Москвы «Доринвест» был опубликован аукцион в электронной форме с реестровыми № 0373200629916000120, предметом которого являлось оказание услуг по эксплуатации, доставке, установке и возврату передвижных компактных туалетов на разовые мероприятия городского значения в 2017 году.

ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис», подав в ходе аукционов по одному ценовому предложению, отказались от дальнейшей конкурентной борьбы друг с другом. В результате снижение по рассматриваемым аукционам составило 1% от начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).

НМЦК по рассматриваемому аукциону составила 5 562 511,15 руб.

Данные о реестровом номере аукциона, его предмете, НМЦК, дате публикации, дате проведения, победителе, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу №1.

Таблица № 1

 

№ аукциона

Заказчик

Предмет

НМЦК

Дата опубликования

Дата проведения

Наименование победителя

ЦП победителя

% снижения от НМЦК

Второй участник

ЦП второго участника

% снижения от НМЦК

0373200629916000120

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ “ДОРИНВЕСТ”

Оказание услуг по эксплуатации, доставке, установке и возврату передвижных компактных туалетов на разовые мероприятия городского значения в 2017 году.

5 562 511,15

24.11.2016

19.12.2016

ООО «ЭкоУниверсал»

5 506 886,03

-1,00

ООО «ЖилХозСервис»

5 534 698,59

-0,50

 

 

Вышеуказанный аукцион состоялся 19.12.2016, по его итогам ООО «ЭкоУниверсал» был заключен контракт по цене 5 506 886,03 руб.

Торговой площадкой представлена информация о том, что подача заявок и ценовых предложений ответчиками и подписание контракта ООО «ЭкоУниверсал» осуществлялись с одного и того же IP-адреса (данные сведены в Таблицу №2).

Таблица №2

 

№ аукциона

Наименование участников

IP-адрес при подаче заявки

IP при подче ЦП

IP при подписании контракта

0373200629916000120

ООО «ЭкоУниверсал»

94.199.104.254

94.199.104.254

94.199.104.254

ООО «ЖилХозСервис»

94.199.104.254

94.199.104.254

-

 

Согласно сведениям, представленным ответчиками в ответ на запросы Управления, в период проведения рассматриваемого аукциона их фактическим местонахождением являлись следующие адреса:

  • ООО «ЭкоУниверсал» - г.Москва, ул. Перовское шоссе, д. 9 (договор аренды представлен);

  • ООО «ЖилХозСервис» - г. Москва, ул. Верейская, д. 17 (договор аренды представлен).

Таким образом, в период проведения аукциона с реестровым № 0373200629915000138 участники такого аукциона - ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис» находились по разным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на Торговой площадке.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

Кроме того, провайдером ООО «ВЕСТ КОЛЛ ЛТД» представлены сведения (вх. № 38988/17 от 15.08.2017), согласно которым совместно используемый ответчиками IP-адрес 94.199.104.254 предоставлялся абоненту-юридическому лицу ООО «ЭкоУниверсал» по адресу: 109202, г. Москва, ул. Перовское шоссе, д. 9.

Соответственно, Комиссия пришла к выводу, что ответчики совершали юридически значимые действия на рассматриваемом аукционе, такие как подача заявок и ценовых предложений ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис», а также подписание контракта ООО «ЭкоУниверсал», используя совместно единую инфраструктуру с IP-адресом 94.199.104.254, принадлежащую ООО «ЭкоУниверсал».

Кроме того, в результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ответчиков с одного и того же IP-адреса, установлено совпадение учетных записей, на которых ответчиками создавались и изменялись файлы заявок ответчиков, а также совпадение дат создания и изменения таких файлов (данные сведены в Таблицу №3).

Таблица №3

№ аукциона

Наименование участников

Наименование файла в составе заявки

Учетная запись, создавшая файл

Учетная запись, изменившая файл

Объем файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

0373200629916000120

ООО «ЭкоУниверсал»

форма2ж

SG5

krilova

105 182

09.12.2016, 13:43:00

09.12.2016, 13:43:00

ООО «ЖилХозСервис»

форма2раз

SG5

krilova

100 370

09.12.2016, 14:03:00

09.12.2016, 14:03:00

Комиссией установлено, что учетные записи, на которых были созданы и изменены файлы заявок, поданные ответчиками для участия в рассматриваемых аукционах, отличны от учетных записей файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации.

Кроме того, что в файлах заявок, поданных ответчиками для участия в рассматриваемых торгах, совпадают учетные записи, их создавшие и изменившие, установлено также совпадение наименования учетной записи «krilova», на которой были изменены файлы заявок, поданные ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис» для участия в аукционе с реестровым № 0373200629916000120, с фамилией сотрудника ООО «ЭкоУниверсал» <...>, занимающей должность начальника договорного отдела, о чем свидетельствует приложение к штатному расписанию, представленное ООО «ЭкоУниверсал» в ответ на запрос Управления (исх. от 21.07.2017 № НП/36550/17).

Совпадение учетных записей, на которых были созданы и изменены файлы заявок, поданные ответчиками для участия в рассматриваемых торгах, совпадение дат создания и изменения таких файлов заявок, а также совпадение наименования учетной записи «krilova», на которой были изменены такие файлы, с фамилией сотрудника ООО «ЭкоУниверсал» <...>, занимающей должность начальника договорного отдела, свидетельствует о том, что ответчики координировали свои действия при подготовке файлов заявок, преобразовывали и сохраняли такие файлы на одних и тех же электронно-вычислительных устройствах, а также обменивались файлами заявок.

Тот факт, что заказчиками ни одна из заявок ответчиков не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ответчиками, осуществлялся в целях допуска ответчиков до аукционов.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ответчиков возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Кроме того, из сведений, размещенных в ЕИС, Комиссией установлено, что ООО «ЖИЛХОЗСЕРВИС» и ООО «ЭкоУниверсал», имеют расчетные счета в одном и том же банке - Московском филиале ПАО «МЕТКОМБАНК».

В ответ на запрос информации, направленный Управлением в адрес указанного банка (исх. от 18.08.2017 № ЕП/41735/17), ПАО «МЕТКОМБАНК» были представлены сведения (вх. № 41680/17 от 30.08.2017) о многочисленных перечислениях денежных средств между ответчиками.

Так, в период с 12.02.2015 по 20.01.2017 ООО «ЭкоУниверсал» были осуществлены многочисленные перечисления денежных средств в адрес ООО «ЖилХозСервис» в общей сумме 26 962 273,68 руб. по договорам беспроцентного займа (возврат денежных средств), за поставку различных строительных материалов и иных товаров.

Таким образом, наличие между ответчиками договорных и финансовых отношений, учитывая характер таких отношений (беспроцентные займы, поставка различных строительных материалов и иных товаров), свидетельствует об устойчивых взаимосвязях, взаимодействии и доверительных отношениях между ответчиками.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчиками были представлены заявления о заключении между ними антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах.

Ответчиком, первым подавшим такое заявление - ООО «Жилхозсервис» (вх. № 14561/18 от 23.03.2018) сообщено, что при участии в аукционе с реестровым № 0373200629916000120 между ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис» было реализовано соглашение, направленное на поддержание цен на торгах.

ООО «Жилхозсервис» также сообщено, что подготовка документов и иные действия в рамках участия в указанном аукционе от имени ООО «Жилхозсервис» фактически совершались ООО «ЭкоУниверсал». Кроме того, ООО «ЭкоУниверсал» были перечислены в адрес ООО «Жилхозсервис» денежные средства в размере 112 000 руб. с целью дальнейшего внесения ООО «Жилхозсервис» указанных денежных средств в качестве обеспечительного платежа для участия в аукционе с реестровым № 0373200629916000120 (подтверждающие документы также приложены).

ООО «Жилхозсервис» сообщено, что компания отказалась от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении с ООО «ЭкоУниверсал», связанном с совместным участием в закупках.

Ответчиком, вторым подавшим заявление о заключении антиконкурентного соглашения - ООО «ЭкоУниверсал» (вх. № 14971/18 от 26.03.2018) сообщено, что при участии в аукционе с реестровым № 0373200629916000120 было реализовано письменное соглашение, направленное на поддержание цен на торгах, заключенное между ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис» на встрече их представителей в офисе ООО «Экоуниверсал» 01.12.2015.

ООО «ЭкоУниверсал» сообщено об отказе от участия в антиконкурентном соглашении, в подтверждение чего приложено уведомление о расторжении такого соглашения, направленное в адрес ООО «ЖилХозСервис».

Комиссией 25.07.2018 было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 1-11-2662/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 25.07.2018 № ЕП/35788/18). После ознакомления ответчиков с указанным заключением ими были представлены дополнительные сведения и пояснения.

В частности, ООО «ЭкоУниверсал» представило дополнение к заявлению о заключении противоречащего антимонопольному законодательству соглашения (вх. № 40529/18 от 13.08.2018), в котором содержались сведения об аукционе с реестровым № 0873200000415000877, в ходе которого между ООО «ЖилХозСервис» и ООО «ЭкоУниверсал» также было реализовано картельное соглашение.

ООО «ЖилХозСервис» представлена информация (вх. № 46873/18 от 18.09.2018), согласно которой сведения о заключении письменного картельного соглашения, изложенные ранее ООО «ЭкоУниверсал», недостоверны. ООО «ЖилХозСервис» не подтверждено заключение письменного картельного соглашения.

Кроме того, в протоколе совещания руководителей ООО «ЭкоУниверсал», ООО «Экосистема» (ответчик по выделенному делу 1-11-1083/77-18) и ООО «ЖилХозСервис», представленном ООО «ЭкоУниверсал», отсутствует подпись руководителя ООО «ЖилХозСервис».

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что картельное соглашение между ООО «ЖилХозСервис» и ООО «ЭкоУниверсал» было заключено в устной форме.

Кроме того, позднее в письмах ООО «ЖилХозСервис» (вх. 48650/18 от 26.09.2018, вх. № 50949/18 от 09.10.2018), также представленных после вынесения заключения об обстоятельствах дела № 1-11-2662/77-17 от 25.07.2018, подтверждены сведения, представленные ООО «ЭкоУниверсал» относительно реализации картельного соглашения на аукционе с реестровым № 0873200000415000877, а также сообщено о реализации картельного соглашения на еще одном аукционе с реестровым № 087300000415000881, сведениями о котором Комиссия ранее не располагала. (При этом ООО «ЭкоУниверсал» до вынесения повторного заключения об обстоятельствах дела (исх. от 02.11.2018 № ЕП/53144/18) не была сообщена и не была подтверждена информация о реализации устного картельного соглашения в ходе аукциона с реестровым № 087300000415000881)

Таким образом, ответчиками после вынесения заключения об обстоятельствах дела № 1-11-2662/77-17 от 25.07.2018 были представлены сведения об аукционах с реестровыми №№ 0873200000415000877, 087300000415000881, в ходе которых между ними также были реализованы антиконкурентные договоренности, сведениями о которых Комиссия ранее не располагала.

Вместе с тем, в ходе дальнейшего антимонопольного расследования и анализа информации, представленной АО «Единая электронная торговая площадка» в ответ на запросы Управления (исх. от 10.10.2018 № НП/48691/18, от 24.10.2018 № ЕП/51442/18), Комиссией были установлены признаки реализации картельного сговора не только в ходе указанных ответчиками аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000877, 087300000415000881, но также в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880. Данные относительно состава участниках, их поведения в ходе торгов, IP-адресов, с которых ими подавались заявки и ценовые предложения, а также свойств файлов поданных ответчиками заявок сведены в Таблицы 4,5,6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №4

Реестровый № номер

Предмет торгов

Заказчик

НМЦК

Дата опубликования

Дата проведения

Победитель торгов

ЦП победителя

% сни жения НМЦК

Второй участник торгов

ЦП второго участника

% сни жения НМЦК

0873200000415000876

Выполнение работ по устройству ремонтной зоны коммунальной техники ГБУ " Жилищник района Южнопортовый"

ГБУ “Жилищник района Южнопортовый"

2746087,54

04.12.15

21.12.15

ООО "ЖилХозСервис"

2718626,66

1,00%

ООО "ЭкоУниверсал"

2732357,1

0,50%

0873200000415000877

Выполнение работ по устройству склада горюче-смазочных материалов ГБУ " Жилищник района Южнопортовый

ГБУ “Жилищник района Южнопортовый"

326802,88

04.12.15

21.12.15

ООО "ЭкоУниверсал"

323534,86

1,00%

ООО "ЖилХозСервис"

325168,87

0,50%

0873200000415000878

Выполнение работ по устройству ангара для хранения аварийного запаса противогололедного материала для нужд ГБУ "Жилищник района Южнопортовый"

ГБУ “Жилищник района Южнопортовый"

2847174,49

04.12.15

21.12.15

ООО "ЭкоУниверсал"

2818702,75

1,00%

ООО "ЖилХозСервис"

2832938,62

0,50%

0873200000415000879

Выполнение работ по устройству всесезонной мойки для нужд производственно-технической базы ГБУ "Жилищник района Южнопортовый"

ГБУ “Жилищник района Южнопортовый"

2845250,63

04.12.15

21.12.15

ООО "ЭкоУниверсал"

2816798,13

1,00%

ООО "ЖилХозСервис"

2831024,38

0,50%

0873200000415000880

Выполнение работ по устройству административно-бытового корпуса (наружная отделка) ГБУ "Жилищник района Южнопортовый"

ГБУ “Жилищник района Южнопортовый"

2372830,06

04.12.15

21.12.15

ООО "ЖилХозСервис"

2349101,76

1,00%

ООО "ЭкоУниверсал"

2360965,91

0,50%

0873200000415000881

Выполнение работ по устройству склада общего назначения ГБУ " Жилищник района Южнопортовый"

ГБУ “Жилищник района Южнопортовый"

1519998,84

04.12.15

21.12.15

ООО "ЖилХозСервис"

1504798,86

1,00%

ООО "ЭкоУниверсал"

1512398,85

0,50%

 

 

Таблица № 5

№ торгов

Участник

IP-адрес при подаче заявки

IP-адрес при подаче ценового предложения

IP-адрес при подписании контракта

0873200000415000876

ООО "ЖилХозСервис"

94.199.104.254

94.199.104.254

94.199.104.254

ООО "ЭкоУниверсал"

94.199.104.254

94.199.104.254

-

0873200000415000877

ООО "ЭкоУниверсал"

94.199.104.254

94.199.104.254

94.199.104.254

ООО "ЖилХозСервис"

94.199.104.254

94.199.104.254

-

0873200000415000878

ООО "ЭкоУниверсал"

94.199.104.254

94.199.104.254

94.199.104.254

ООО "ЖилХозСервис"

94.199.104.254

83.220.239.16

-

0873200000415000879

ООО "ЭкоУниверсал"

94.199.104.254

94.199.104.254

94.199.104.254

ООО "ЖилХозСервис"

94.199.104.254

83.220.239.16

-

0873200000415000880

ООО "ЖилХозСервис"

94.199.104.254

94.199.104.254

94.199.104.254

ООО "ЭкоУниверсал"

94.199.104.254

94.199.104.254

-

0873200000415000881

ООО "ЖилХозСервис"

94.199.104.254

94.199.104.254

94.199.104.254

ООО "ЭкоУниверсал"

94.199.104.254

94.199.104.254

-

 

Таблица № 6

№ аукциона

Наименование участника

Наименование файлы в составе заявки

Дата и время создания (и изменения) файла

0873200000415000876

ООО "ЖилХозСервис"

Форма 2

16.12.2015, 10:15:11

ООО "ЭкоУниверсал"

Заявка

16.12.2015, 10:16:02

0873200000415000877

ООО "ЖилХозСервис"

000877

16.12.2015, 10:21:21

ООО "ЭкоУниверсал"

000877

16.12.2015, 10:21:21

0873200000415000878

ООО "ЖилХозСервис"

Форма 2

16.12.2015, 10:29:18

ООО "ЭкоУниверсал"

ОТВЕТ 878

16.12.2015, 10:32:34

0873200000415000879

ООО "ЖилХозСервис"

Форма 2

16.12.2015, 11:07:16

ООО "ЭкоУниверсал"

Форма 79

16.12.2015, 11:08:36

0873200000415000880

ООО "ЖилХозСервис"

Форма 2

16.12.2015, 11:53:17

ООО "ЭкоУниверсал"

ДОПУСК ПО 880

16.12.2015, 11:54:38

0873200000415000881

ООО "ЖилХозСервис"

Форма 2

16.12.2015, 11:58:41

ООО "ЭкоУниверсал"

№0873200000415000881

16.12.2015, 11:59:48

Таким образом, Комиссией установлено, что в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000877, 087300000415000881, информация о которых представлена ответчиками, а также в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, информация о которых была получена Комиссией самостоятельно, ответчики использовали одну и ту же модель поведения, заключающуюся в отказе одного из них от конкурентной борьбы, после подачи по одному ценовому предложению с незначительным снижением НМЦК.

Также Комиссией установлено использование ответчиками в большинстве случаев одних и тех же IP-адресов при подаче заявок и ценовых предложений, а также совпадение дат создания (и изменения) файлов заявок, поданных ответчиками на аукционы с реестровыми №№0873200000415000876, 0873200000415000877, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, 0873200000415000881, и формата, в котором такие файлы были созданы — PDF. При этом разница во времени создания (и изменения) таких файлов, поданных ответчиками, составила в среднем 1 минуту, что свидетельствует о том, что указанные файлы создавались одним лицом на одном и том же электронно-вычислительном устройстве.

Таким образом, вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии в действиях ООО «ЖилХозСервис» и ООО «ЭкоУниверсал» в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000877, 087300000415000881, информация о которых представлена ответчиками, а также в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, информация о которых была получена Комиссией самостоятельно, признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, аналогичных признакам, содержащимся в действиях ответчиков в ходе их совместного участия в аукционе с реестровым № 0373200629916000120.

Информация о том, что Комиссией обнаружены признаки нарушения ответчиками пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880 была оглашена на заседании по рассмотрению дела, состоявшемся 25.10.2018.

Впоследствии после отложения рассмотрения дела № 1-11-2662/77-18 ООО «ЖилХозСервис» (вх. № 54600/18 от 26.10.2018) и ООО «Экоуниверсал» (вх. № 54652-ЭП/18 от 26.10.2018, вх. № 55329/18 от 31.10.2018) были представлены сведения о том, что в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880 между ответчиками также было реализовано антиконкурентное соглашение, то есть подтверждены сведения, озвученные Комиссией 25.10.2018.

Кроме того, ООО «Экоуниверсал» были представлены сведения (вх. № 55331/18 от 31.10.2018), подтверждающие наличие взаимодействия между ответчиками — копии заключенных договоров и копии документов, подтверждающих их фактическое исполнение.

Комиссия отмечает, что несмотря на длительный период рассмотрения дела № 1-11-2662/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства и представления ответчиками множества заявлений о заключении между ними картельного соглашения и дополнений к таким заявлениям, ООО «ЖилХозСервис» и ООО «ЭкоУниверсал» только после объявления Комиссией на заседании по рассмотрению дела, состоявшемся 25.10.2018, о наличии признаков нарушения в действиях ответчиков в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, были представлены сведения (заявления) о реализации между ними картельного соглашения в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880. При этом объем информации, которым Комиссия располагала о таких торгах до представления ООО «ЖилХозСервис» и ООО «ЭкоУниверсал» дополнений к своим заявлениям о заключении между антиконкурентного соглашения, был достаточен для квалификации антиконкурентного соглашения между ними в ходе таких торгов.

Таким образом, факты, установленные Комиссией в ходе рассмотрения дела, № 1-11-2662/77-17, а также сведения, изложенные в заявлениях ответчиков, свидетельствуют о заключении устного картельного соглашения между ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис» в отношении аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000877, 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, 087300000415000881, 0373200629916000120, реализация которого могла привести к поддержанию цены на соответствующих аукционах.

Реализация вышеуказанных антиконкурентных договоренностей позволила ООО «ЭкоУниверсал» выиграть 4 аукциона со снижением 1% от НМЦК и заключить 4 контракта на сумму 11 465 921,77 руб.; ООО «ЖилХозСервис» выиграть 3 аукциона со снижением 1% от НМЦК и заключить 3 контракта на сумму 6 572 527,28 руб.

Общая НМЦК по 7 торгам составила 18 220 655,55 руб.

Изложенные факты и перечень аукционов, в ходе которых Комиссией усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, были изложены во втором заключении об обстоятельствах дела № 1-11-2662/77-18 от 02.11.2018 (исх. от 02.11.2018 № ЕП/53144/18).

Комиссия отмечает, что ООО «ЭкоУниверсал» к моменту вынесения второго заключения об обстоятельствах дела от 02.11.2018 не было представлено заявление о заключении картельного соглашения в отношении аукциона с реестровым № 087300000415000881, информация о котором была представлена ООО «ЖилХозСервис».

Однако после ознакомления ООО «ЭкоУниверсал» с указанным заключением им было представлено дополнение к ранее поданным заявлениям к заявлению о заключении противоречащего антимонопольному законодательству соглашения (вх. № 56442/18 от 07.11.2018), в котором ООО «ЭкоУниверсал» подтвердило факт реализации устного картельного соглашения в ходе аукциона с реестровым № 087300000415000881.

Кроме того ООО «ЭкоУниверсал» в указанном письме сообщило, что антиконкурентные договоренности между ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис» были также реализованы в 2012, 2013 и 2014 годах в ходе государственных закупок с реестровыми №№ 0173200000812000176, 0173200000812000189, 0373200017312000201, 0173200000812000213, 03732100044313000015, 037320030714000013.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Таким образом, учитывая трехгодичный срок давности, установленный вышеуказанной статьей, сведения, представленные ООО «ЭкоУниверсал» относительно закупок, состоявшихся в в 2012, 2013 и 2014 годах, не подлежат рассмотрению со стороны Комиссии.

Довод ООО «ЭкоУниверсал» о том, что им совершено длящееся нарушение, выразившееся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, достигнутом в 2012 году, также не находит подтверждения, поскольку формальный состав правонарушения, квалифицируемого по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, состоит в достижении договоренностей, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Такой вид правонарушений, как заключение соглашения, направленного на поддержание цен на торгах, совершается в определенный момент времени - в момент проведения торгов, что в том числе подтверждается судебной практикой (Постановлением арбитражного суда Московского округа от 13.10.2016 по делу N А40-139022/15).

Кроме того, представление ООО «ЭкоУниверсал» вышеуказанных сведений только после принятия повторного заключения об обстоятельствах дела от 02.11.2018, равно как и представление сведений об аукционе с реестровым № 0873200000415000877 только после принятия первого заключения об обстоятельствах дела от 25.07.2018, при том, что в указанных заключениях была изложена хронология рассмотрения дела и подачи ответчиками заявлений о заключении между ними антиконкурентного соглашения, свидетельствует о том, что действия ООО «ЭкоУниверсал», связанные с подачей таких заявлений и дополнений к ним, были направлены не на содействие антимонопольному расследованию, а на освобождение от административной ответственности.

При этом поведение ООО «ЖилХозСервис» в ходе рассмотрения дела также не может быть рассмотрено Комиссией как добросовестное и направленное на содействие антимонопольному расследованию, в связи со следующим.

В качестве возражений на заключение об обстоятельствах дела № 1-11-2662/77-18 от 02.11.2018 ООО «ЖилХозСервис» были представлены сведения (вх. № 57301-ЭП/18 от 12.11.2018), согласно которым факты, изложенные в заключении об обстоятельствах дела от 02.11.2018 относительно представления ООО «ЖилХозСервис» сведений (заявления) о реализации между ответчиками картельного соглашения в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880 только после объявления Комиссией 25.10.2018 о выявлении признаков картельного сговора на указанных аукционах, не отражают действительности в связи с тем, что дополнения к заявлению ООО «ЖилХозСервис», в котором содержатся сведения о реализации картельного соглашения в ходе таких торгов (вх. № 54600/18 от 26.10.2018), были подготовлены и представлены в Управление до заседания Комиссии, состоявшемся 25.10.2018.

Возражения ООО «ЖилХозСервис» отклоняются Комиссией в силу того, что письмо ООО «ЖилХозСервис» было получено и зарегистрировано Управлением 26.10.2018. Подтверждения представления такого письма в Управление до заседания Комиссии ООО «ЖилХозСервис» не представлено (представленная ООО «ЖилХозСервис» почтовая опись не свидетельствует о том, что документы, указанные в описи, были получены Управлением до заседания Комиссии). На заседании Комиссии, состоявшемся 25.10.2018, ООО «ЖилХозСервис» также не было сообщено о добровольном заявлении о реализации картельного соглашения в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880 и не была представлена копия письма, которое, согласно сведениям ООО «ЖилХозСервис», было направлено в адрес Управления.

Таким образом, хронология рассмотрения дела № 1-11-2662/77-17 выглядит следующим образом:

1. Управлением установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в ходе аукциона с реестровым № 0373200629916000120, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела;

2. ООО «ЖилХозСервис» представляет в Управлением заявление о заключении антиконкурентного соглашения в отношении аукциона с реестровым № 0373200629916000120 (вх. № 14561/18 от 23.03.2018);

3. ООО «Экоуниверсал» представляет в Управлением заявление о заключении и реализации антиконкурентного соглашения в отношении аукциона с реестровым № 0373200629916000120 (вх. № 14971/18 от 26.03.2018);

4. Комиссия Управления выносит заключение об обстоятельствах дела, в котором содержится информация о порядке представления ответчиками заявлений о заключении между ними антиконкурентного соглашения (исх. от 25.07.2018 № ЕП/35788/18);

5. ООО «Экоуниверсал» инициативно представляет в Управлением заявление о реализации антиконкурентного соглашения в отношении аукциона с реестровым № 087300000415000877 (вх. № 40529/18 от 13.08.2018);

6. ООО «ЖилХозСервис» представляет в Управлением заявление о заключении антиконкурентного соглашения в отношении аукциона с реестровым № 0873200000415000877 (вх. № 50949/18 от 09.10.2018), а также инициативно о реализации картельного соглашения на аукционе с реестровым № 087300000415000881 (вх. 48650/18 от 26.09.2018);

7. Комиссия Управления оглашает информацию о самостоятельном установлении признаков нарушения антимонопольного законодательства ответчиками, в том числе в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880 (Заседание Комиссии 25.10.2018);

8. ООО «ЖилХозСервис» представляет в Управлением заявление о заключении антиконкурентного соглашения в отношении аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880 (вх. № 54600/18 от 26.10.2018);

9. ООО «Экоуниверсал» представляет в Управлением заявление о заключении антиконкурентного соглашения в отношении аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880 (вх. № 54652-ЭП/18 от 26.10.2018, вх. № 55329/18 от 31.10.2018);

10. Комиссия Управления выносит повторное заключение об обстоятельствах дела (исх. от 02.11.2018 № ЕП/53144/18);

11. ООО «Экоуниверсал» представляет в Управлением дополнение к ранее поданным заявлениям о заключении картельного соглашения в отношении аукциона с реестровым № 087300000415000881, а также о торгах, прошедших за пределами срока давности (вх. № 56442/18 от 07.11.2018);

12. ООО «ЖилХозСервис» представляет в Управление возражения на довод Комиссии, содержащийся в повторном заключении об обстоятельствах дела (исх. от 02.11.2018 № ЕП/53144/18), о представлении ООО «ЖилХозСервис» заявления о реализации между ответчиками картельного соглашения в ходе аукционов с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880 только после оглашения Комиссией информации о наличии признаков нарушения в таких торгах 25.10.2018 (вх. № 57301-ЭП/18 от 12.11.2018).

По мнению Комиссии вышеизложенное свидетельствует о направленности поведения ответчиков в ходе рассмотрения дела не на содействие антимонопольному расследованию, а исключительно на освобождение от административной ответственности.

Вместе с тем, вопрос о применении (неприменении) к ответчикам мер административной ответственности (изложенный в том числе в ходатайстве ООО «ЖилХозСервис» (вх. № 55709/18 от 01.11.2018) о применении к нему мер административного воздействия с учетом его заявлений о заключении антиконкурентного соглашения) в рамках настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрению не подлежит ввиду специального порядка, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции от 25.10.2018 на открытых аукционах в электронной форме с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000877, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, 087300000415000881, 0373200629916000120, Комиссией установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 04.12.2015 (дата размещения извещения о проведении аукциона с реестровым № 0873200000415000877) по 19.12.2016 (дата проведения аукциона с реестровым № 0373200629916000120).

2. Предметом рассматриваемых аукционов являются:

  • выполнение работ по устройству ремонтной зоны коммунальной техники ГБУ «Жилищник района Южнопортовый»;

  • выполнение работ по устройству склада горюче-смазочных материалов ГБУ «Жилищник района Южнопортовый»;

  • выполнение работ по устройству ангара для хранения аварийного запаса противогололедного материала для нужд ГБУ «Жилищник района Южнопортовый»;

  • выполнение работ по устройству всесезонной мойки для нужд производственно-технической базы ГБУ «Жилищник района Южнопортовый»;

  • выполнение работ по устройству административно-бытового корпуса (наружная отделка) ГБУ «Жилищник района Южнопортовый»;

  • выполнение работ по устройству склада общего назначения ГБУ «Жилищник района Южнопортовый»;

    • оказание услуг по эксплуатации, доставке, установке и возврату передвижных компактных туалетов на разовые мероприятия городского значения в 2017 году.

3. Состав хозяйствующих субъектов, которые в период проведения аукционов являлись между собой конкурентами на право заключения контрактов с заказчиками:

    • ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис».

Согласно сведениям, содержащимся в выписках из ЕГРЮЛ, поданных ответчиками для участия в рассматриваемых торгах, Комиссией установлено, что на даты проведения рассматриваемых аукционов ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис» не входили в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На основании вышеизложенного, учитывая совокупность имеющихся доказательств по делу № 1-11-2662/77-17, таких как:

  • использование ответчиками в ходе рассматриваемых торгов одной и той же модели поведения, заключающейся в отказе одного из них от конкурентной борьбы за контракт, обеспечивая тем самым победу другого ответчика со снижением 1% от НМЦК;

  • использование ответчиками в ходе рассматриваемых аукционов единой инфраструктуры, принадлежащей ООО «ЭкоУниверсал»;

  • совпадение наименования учетной записи «krilova», на которой были изменены файлы заявок ответчиков, поданные на аукцион с реестровым № 0373200629916000120, с фамилией сотрудника ООО «ЭкоУниверсал» Крыловой Оксаной Викторовной, занимающей должность начальника договорного отдела;

  • совпадение формата (PDF), дат создания (и изменения) файлов заявок, поданных ответчиками на аукционы с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000877, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, 087300000415000881, разница во времени создания таких файлов величиной в среднем 1 минута;

  • наличие между ответчиками финансовых взаимосвязей;

  • представление ООО «ЖилХозСервис» заявлений о заключении между ответчиками недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, направленного на поддержание цен на торгах, в отношении аукционов с реестровыми №№ 0373200629916000120, 0873200000415000877, 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, 087300000415000881,;

  • представление ООО «ЭкоУниверсал» заявлений о заключении между ними ответчиками недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, направленного на поддержание цен на торгах, в отношении аукционов с реестровыми №№ 0373200629916000120, 0873200000415000877, 0873200000415000876, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, 087300000415000881,

Комиссия пришла к выводу о том, что ООО «ЭкоУниверсал» и ООО «ЖилХозСервис» в ходе 7 аукционов в электронной форме с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000877, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, 087300000415000881, 0373200629916000120 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на указанных торгах.

Доход ООО «ЭкоУниверсал» от участия в торгах, прошедших в условиях картельного соглашения между ответчиками, составил 11 465 921,77 руб.

Доход ООО «ЖилХозСервис» от участия в торгах, прошедших в условиях картельного соглашения между ответчиками, составил 6 572 527,28 руб.

Ущерб от реализации указанного картельного соглашения между ответчиками Комиссией также не установлен.

Замечания и возражения на заключение об обстоятельствах дела, представленные ответчиками, рассмотрены Комиссией и учтены в настоящем решении.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «ЭкоУниверсал» ИНН 5007054371 ОГРН 1065007012091 (адрес местонахождения: 109202, г. Москва, ул. Перовское шоссе, д. 9, стр.2) и ООО «ЖилХозСервис» ИНН 7704792838 ОГРН 1117746817187 (адрес местонахождения: 119048, г. Москва, ул. Хамовнический Вал, д. 38, стр. 1) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на 7 аукционах в электронной форме с реестровыми №№ 0873200000415000876, 0873200000415000877, 0873200000415000878, 0873200000415000879, 0873200000415000880, 087300000415000881, 0373200629916000120.

2. В соответствии с подпунктами д, н) пункта 2 части 1 статьи 23, статьей 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО «ЭкоУниверсал» ИНН 5007054371 ОГРН 1065007012091 (адрес местонахождения: 109202, г. Москва, ул. Перовское шоссе, д. 9, стр.2) и ООО «ЖилХозСервис» ИНН 7704792838 ОГРН 1117746817187 (адрес местонахождения: 119048, г. Москва, ул. Хамовнический Вал, д. 38, стр. 1) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Материалы по делу № 1-11-2662/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны