Решение б/н Решение по делу №077/07/00-21980/2020 ООО «ПЛАТОН» на ФГАОУ ... от 18 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-21980/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.12.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ООО «ПЛАТОН» (далее — Заявитель) на действия ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проверке РНО и ГМССБ оборудования для судов Находкинского филиала АО «Роснефтефлот» в 2020-2021 гг (реестровый № 32009652665, далее — Аукцион), направленную ФАС России от 09.12.2020 № 17/108048/20,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона, мотивированная несогласием с отклонением его заявки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (в редакции, действующий на дату опубликования Положения о закупках Заказчика), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно протоколу заявке Заявителя (заявка № 8) отказано по следующему основанию:

п.45 «Стол рабочий одноместный на металлокаркасе»

В аукционной документации установлено:

Требуются опоры из металлического профиля сечением не менее 60х30

В заявке участника указано:

Требуются опоры из металлического профиля сечением 60х30.

В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано: Участнику аукциона в первой части своей заявки на участие в аукционе в электронной форме на каждую единицу товара, являющуюся отдельно производимым товаром, для которых установлены заказчиком требования к их характеристикам, необходимо предоставить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, в отсутствии слов «должен», «должна быть» «эквивалент», «аналог», «превышать», «приблизительно», «минимум», «не менее», «не более», «или», «например», «около», «требуется», «необходимо», «типа»)

Основание для отказа в допуске к участию в аукционе в электронной форме в соответствии с п. 2.8 Положения о закупках и пп. 6 п. 4.3 аукционной документации: несоответствие предложения в отношении товара, работы, услуги требованиям, установленным документацией о закупке.

В документации о закупке, согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

При этом, документация о проведении закупки должна содержать четкие, исчерпывающие требования к участникам закупки, исключающие разночтение разных требований и возможность субъективного толкования требований закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как установлено Комиссией, Заказчиком в Приложении № 1 к Технической документации, указаны характеристики товаров, подлежащих поставке.

При этом в пункту 45 Приложения 1 к Технической документации стол рабочий должен состоять из столешницы и металлокаркаса. Столешница должна быть выполнена из шлифованного ДСП толщиной не менее 25 мм, с ламинированным покрытием, торцы должны быть облицованы противоударной кромкой из ПВХ толщиной не менее 0,4 мм и не более 2 мм. Ламинированная древесно-стружечная плита должна иметь плотность не менее 650 и не более 750 килограмм на кубический метр (в зависимости от толщины плиты). Применяемое ламинированное покрытие должно быть с антибликовым эффектом. Материал ДСП должен быть шлифованный с мелкоструктурной поверхностью, должен соответствовать ГОСТ 10632-2014. Тип плиты Р1 или Р2. Покоробленность не более 1,6 мм, предел прочности при изгибе не менее 8,5 и не более 10 МПа (в зависимости от толщины плиты). Предел прочности при растяжении перпендикулярно к пласти плиты не менее 0,20 и не более 0,24 МПа (в зависимости от толщины плиты). Уровень миграции летучих химических веществ таких как аммиак, метанол, формальдегид, дибутилфталат, диоктилфталат, фенол, хлористый водород должен соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции». Столешница должна быть оснащена отверстием для проводов, закрываемое пластиковой заглушкой. Металлокаркас должен быть с наклонными опорами А-образного типа и создавать эффект "парящей" столешницы. Требуются опоры из металлического профиля сечением не менее 60х30. Комплект металлокаркаса должен включать в себя комплект боковых опор и комплект траверс. Металлический каркас должен быть окрашен порошковой краской, опоры должны быть антивандальные. Выдерживаемая нагрузка не более 160 кг. Столешница должна крепиться к траверсам винтами не менее М6х12. В столешнице должны быть предварительно установлены закладные гайки (футорки) – не менее М6. Стол должен иметь регулируемые опоры с диапазоном регулировки высоты не уже: от 0 до 10 мм. Габаритные размеры стола рабочего должны быть не менее 1600х800х745 мм. Цвет - по согласованию с Заказчиком, цвет металлокаркаса - белый.

Согласно инструкции к Техническому заданию показатели, сопровождающиеся словами «не более», «не больше», «не выше», являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное в документации об аукционе, без использования указанных слов. Показатели, сопровождающиеся словами «не менее», «не ниже», «не меньше» являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное в документации об аукционе, без использования указанных слов. Показатели, сопровождающиеся словами «не должен превышать», «не превышает», являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник должен предложить показатель, имеющий значение меньше заявленного в документации об аукционе (не включая его).

На заседании Комиссии было установлено, что заявка Заявителя была отклонена, в связи с тем, что участник в Техническом предложении по пункту 45 указал слово «Требуется», при этом Комиссия отмечает, что Заявитель указал параметры соответствующие требованиям Закупочной документации.

Требование Закупочной документации

Предложение участника

не менее 60х30

60х30

Таким образом, представленное участником конкретное значение не противоречит требованиям Закупочной документации, поскольку входит в диапазон установленного заказчиком значения.

Доказательств того, что при исполнении обязательств у участника фактически будет иное значение Заказчиком не представлено.

Также в Аукционной документации установлено, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе их обязательным и рекомендуемым приложениям:

- ГОСТ 16371-2014. Межгосударственный стандарт. Мебель. Общие технические условия";

- ГОСТ 19917-2014. Межгосударственный стандарт. Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия";

- ГОСТ 10632-2014. Межгосударственный стандарт. Плиты древесно-стружечные. Технические условия;

- ГОСТ 13663-86. Трубы стальные профильные. Технические требования";

- ГОСТ 21178-75. "Заготовки гнутоклееные. Технические условия";

-ГОСТ 4976-83. "Государственный стандарт Союза ССР. Лаки марок НЦ-218, НЦ-222, НЦ-243 мебельные и НЦ-223. Технические условия";

- ГОСТ 1050-2013. Межгосударственный стандарт. Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия";

- ГОСТ 30255-2014. "Межгосударственный стандарт. Мебель, древесные и полимерные материалы. Метод определения выделения формальдегида и других вредных летучих химических веществ в климатических камерах";

- ГОСТ 9.032-74. "Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения";

- ГОСТ 9.301-86. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования";

- ГОСТ 9.303-84. Межгосударственный стандарт. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору";

- ГОСТ 21178-2006 "Заготовки гнутоклееные. Технические условия";

- ГОСТ 22046-2016 "Мебель для учебных заведений. Общие технические условия"

- ГОСТ 10632-2014 "Плиты древесно-стружечные. Технические условия"

- Постановление Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (с изменениями на 15 октября 2020 года).

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Стоит учитывать, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в пункте 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, подержан Верховным Судом Российской Федерации в решении от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции.

В подтверждение выводов Комиссии свидетельствует тот факт, что по результатам рассмотрения заявок по Форме № 2 были отклонено 9 заявок из 10.

Также Комиссия отмечает, что учитывая, что Заказчиком в Аукционной документации установлено требование о соответствии предлагаемого к поставе товара государственным стандартом, а также принимая во внимание, что требования к товарам в большинстве случае сформулированы таким образом, при котором участникам надлежит исключительно воспроизвести установленное Заказчиком требование представляется возможным сделать вывод о том, что участник может задекларировать соответствие предлагаемого товара требованиям Аукционной документации, что, в свою очередь, не будет противоречить действующему законодательству в сфере закупок.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия полагает возможным установление в Аукционной документации условий, при которых участники закупки вправе выразить в составе заявки свое согласие на поставку товара, в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые Заказчик сформировал на основании своей потребности в Форме № 2.

Согласно пункту 3.2 Закупочной документации первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств ЭТП).

На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что документация Заказчика в настоящем случае содержала возможность выразить согласие с требованиями Закупочной документации, Комиссия считает данное отклонение неправомерным и признает жалобу Заявителя обоснованной.

При этом обязательное к исполнению предписание Заказчику не выдается, так как ранее антимонопольным органом было выдано предписание по делу № 077/07/00-21449/2020 об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПЛАТОН» (ИНН 7806291982, ОГРН 1177847306823) на действия ФГАОУ ДПО «АКАДЕМИЯ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ» (ИНН 7718084063, ОГРН 1027739004501) при проведении Аукциона обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное к исполнению предписание не выдавать, так как было выдано ранее.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны