Решение №4186/24 б\а от 2 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-853/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.01.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи <...>

рассмотрев жалобу ООО «УКБВ» (далее - Заявитель) на действия АО «Атомспецтранс» (далее - Заказчик) при проведении закрытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме: «Разработка и внедрение современных технических решений в области специальных перевозок отработавшего ядерного топлива. Этап 2023-2025 годов» для нужд АО «Атомспецтранс» (реестровый №231844800206, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка заключения договора.

По мнению Заявителя, Заказчику выдано предписание № 077/07/00-16895/2023 завершить процедуру с учетом пункта 5 статьи 9.1 Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Вместе с тем, как указывает Заявитель, Заказчиком ни одно из перечисленных действий не было совершено.

Представители Заказчика и Организатора закупки с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что пунктом 5 статьи 9.1 Положения предусмотрено, что в случае уклонения победителя закупки от подписания договора либо отстранения победителя организатор закупки или заказчик выполняет одно из действий:

- проводит повторную закупку;

- отказывается от заключения договора;

- выносит вопрос о заключении договора с другим участником, занявшим следующее место, на решение руководителя организации атомной отрасли или РО (в рамках установленных полномочий).

Однако, как указал Заказчик, данный пункт ст. 9.1. Положения не может быть исполнен Заказчиком, так как победитель Закупки (коллективный участник в составе АО «ЦКБМ» и ООО ТД «РМ Рейл») не уклонялся от подписания договора, в связи с чем 20.12.2023 ему был направлен проект договора на подписание.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 31.01.2023 № 174), с учетом приказов генерального директора Госкорпорации «Росатом» от 27.02.2019 № 1/191-П (в редакции приказа Госкорпорации «Росатом» от 29.03.2023 №1/524-П) (далее — Положение), Законом о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 17.08.2023 Заказчик разместил на электронной торговой площадке ЭТП «АСТ ГОЗ» (www.astgoz.ru), информацию о проведении закупки (закупочная документация) путем закрытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме: «Разработка и внедрение современных технических решений в области специальных перевозок отработавшего ядерного топлива. Этап 2023-2025 годов» для нужд АО «Атомспецтранс» (реестровый № 231844800206).

По результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке в соответствии с протоколом № 2/231844800206 закупочная комиссия организатора закупки приняла решение признать заявки ООО «УКБВ» и АО «ЦКБМ» соответствующими требованиям извещения о проведении закупки и признала победителем заявку АО «ЦКБМ» (коллективный участник: АО «ЦКБМ», ООО «ТД «РМ Рейл»).

Протокол № 2/231844800206 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки был опубликован Организатором закупки 21.09.2023 на сайте Оператора ЭТП.

Протоколом от 08.11.2023 № 4/231844800206 АО «ЦКБМ» признается уклонившимся от заключения договора.

Вместе с тем согласно заключению Московского УФАС России от 02.11.2023 № 077/10/5-15069/2023 не рекомендовано включение сведений об АО «ЦКБМ», ООО «ТД «РМ Рейл» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках, а также фактически подтверждено отсутствие факта уклонения от заключения договора.

Кроме того, в заключении Центрального арбитражного комитета Госкорпорации «Росатом» от 05.12.2023 № 209/ЦАК установлено отсутствие у Заказчика оснований для признания АО «ЦКБМ» уклонившимся от заключения договора и рекомендовано отменить решения о признании Коллективного участника уклонившимся от заключения договора, а также об отказе от заключения договора, отраженные в протоколе рассмотрения заявок на участие в закрытом запросе предложений в электронной форме от 08.11.2023 № 4/231844800206; обеспечить передачу ООО «ТД РМ Рейл» проекта договора и его подписание вне ЭТП с учетом настоящего заключения ЦАК.

На основании изложенного, Заказчиком 25.12.2023 был отменен протокол от 08.11.2023 № 4/231844800206 и 20.12.2023 направлен проект договора в адрес ООО «ТД «РМ Рейл».

Информация о заключении договора с ООО ТД «РМ Рейл» отражена на ЭТП 09.01.2024.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Комиссия отмечает, что заключение Московского УФАС России от 02.11.2023 № 077/10/5-15069/2023 подтвердило фактическое отсутствие уклонения от заключения договора у ООО ТД «РМ Рейл», в связи с чем он является победителем и с ним должен быть заключен договор, что и было сделано Заказчиком.

Основания для применения пункта 5 статьи 9.1 Положения в настоящем случае отсутствуют.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что при рассмотрении жалобы № 077/07/00-16895/2023 Комиссия была ограничена фактическими обстоятельствами дела, а именно: предметом рассмотрения был вопрос о завершении процедуры, а не оценка факта уклонения победителя.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком был правомерно заключен договор с ООО ТД «РМ Рейл» и завершена процедура Закупки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО «УКБВ» (ИНН: 6623091790; ОГРН: 1136623001217) на действия АО «Атомспецтранс» (ИНН: 7717609102; ОГРН: 1087746009218) при проведении закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 22.01.2024 № НП/2130/24, от 25.01.2024 № НП/2731/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны