Решение б/н Решение от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Альфа-Банк»
107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27

 

АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ»
115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 26, стр. 3, 2 эт.

 

ООО «Глобал Медиа Солюшенс»
115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 26, стр. 3

 

ООО «ОМД Эвиденс»
117149, г. Москва, ул. Азовская, д. 6, к. 3, пом. 9, БЛОК 8/1, эт. 6

 

ООО «АМС-Омд»
107031, г. Москва, ул Рождественка, д. 17

 

 


РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/5-8600/2023

 

«04» октября 2023 года                                                                        

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе: 

председателя Комиссии: <…>, 

членов Комиссии: <…>, <…>, 

рассмотрев дело № 077/05/5-8600/2023 по признакам нарушения АО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328), ООО «АМС-ОМД» (ОГРН 1117746606317) пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении на сайте https://www.rbc.ru/ посредством динамического баннера рекламы следующего содержания: 

«Альфа Банк Самая высокая ставка в России 
Альфа Банк Накопительный Альфа-Счет 9,5% 
Альфа Банк Лучший мобильный банк <…> АО «Альфа-Банк» ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015»в отсутствие какого-либо обоснования относительно предлагаемой АО «Альфа-Банк» ставки, равно как и довода о том, что мобильный банк «Альфа Банка» является лучшим,

в присутствии представителя ООО «ОМД Эвиденс» в лице <…> (по доверенности), представителя АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ» и ООО «Глобал Медиа Солюшенс» в лице <…> (по доверенностям), представителя ООО «АМС-ОМД» в лице <…>,

в отсутствие АО «Альфа-Банк» (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/5-8600/2023 возбуждено в отношении АО «Альфа-Банк», ООО «АМС-ОМД» на основании заявления физического лица и материалов по факту распространения на сайте https://www.rbc.ru/ посредством динамического баннера рекламы следующего содержания:

«Альфа Банк Самая высокая ставка в России 
Альфа Банк Накопительный Альфа-Счет 9,5% 
Альфа Банк Лучший мобильный банк <…> АО «Альфа-Банк» ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015».

Распространение указанной рекламы подтверждается скриншотом и видеозаписью, представленными заявителем. 

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. 

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. 

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что объектом рекламирования выступает деятельность АО «Альфа-Банк».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. 

Установлено, что спорная реклама не содержит сноски с обоснованием довода о самой высокой ставке в России, равно как и довода о том, почему мобильный банк «Альфа Банка» является лучшим. 

Таким образом, отсутствие какого-либо обоснования относительно предлагаемой АО «Альфа-Банк» ставки может искажать представление об объекте рекламирования без возможности объективно оценить его свойства. 

В связи с тем, что в Законе о рекламе отсутствует определение некорректного сравнения Комиссия Московского УФАС России по аналогии закона руководствуется определением некорректного сравнения, закрепленным в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

В соответствии с положениями статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, некорректным сравнением является сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными. 

Таким образом, при распространении указанной рекламы усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель. 

Согласно пункту 5 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с документами и сведениями, представленными АО «Росбизнесконсалтинг» в ответ на запрос Московского УФАС России, распространение спорной рекламы происходило в соответствии с приложением от 01.04.2023 к договору № 20-2101/157 от 01.01.2021, заключенным между АО «Росбизнесконсалтинг» и ООО «Глобал Медиа Солюшенс» 

В свою очередь ООО «Глобал Медиа Солюшенс» сообщило, что заключение указанного приложения к договору с АО «Росбизнесконсалтинг» и, соответственно передача спорного динамического баннера происходило в целях исполнения договора возмездного оказания услуг № 71-1701/23-ПР от 01.01.2017, заключенного между ООО «Глобал Медиа Солюшенс» и ООО «ОМД Эвиденс». Из условий указанного договора следует, что ООО «ОМД Эвиденс» предоставляет ООО «Глобал Медиа Солюшенс» рекламные материалы для размещения. 

Спорный рекламный баннер был размещен в соответствии с приложением №250 к договору № 71-1701/23-ПР, был подписан акт сдачи-приемки № 71Е04300188 от 30.04.2023. Распространение рассматриваемой рекламы происходило в период с 03 по 30 апреля 2023. 

В качестве рекламодателя указано АО «Альфа-Банк», бренд «Альфа счет».

АО «Альфа-Банк» в материалы дела были представлены пояснения, согласно которым распространение спорной рекламы осуществлялось на основании Договора № 21/12/18-AMS от 21.12.2018, заключенного между АО «Альфа-Банк» и ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» (ООО «АМС-ОМД»). 

Между тем из представленных ООО «АМС-ОМД» пояснений следует, что ООО «АМС-ОМД» предоставляет своим клиентам, к числу которых относится также АО «Альфа-Банк», услуги по размещению рекламных материалов, макеты рекламы не согласовывает.

На основании изложенного Комиссией установлено, что рекламодателем спорной рекламы является АО «Альфа-Банк».

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях АО «Альфа-Банк» установлено нарушение пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в распространении на сайте https://www.rbc.ru/ посредством динамического баннера рекламы следующего содержания:

«Альфа Банк Самая высокая ставка в России 
Альфа Банк Накопительный Альфа-Счет 9,5% 
Альфа Банк Лучший мобильный банк <…> АО «Альфа-Банк» ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015», в отсутствие какого-либо обоснования относительно предлагаемой АО «Альфа-Банк» ставки, равно как и довода о том, что мобильный банк «Альфа Банка» является лучшим.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила)при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспеченияреализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе. 

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась. 

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц. 

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «Альфа-Банк» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Альфа-Банк» нарушившим пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении на сайте https://www.rbc.ru/ посредством динамического баннера рекламы следующего содержания:

«Альфа Банк Самая высокая ставка в России 
Альфа Банк Накопительный Альфа-Счет 9,5% 
Альфа Банк Лучший мобильный банк <…> АО «Альфа-Банк» ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015»в отсутствие какого-либо обоснования относительно предлагаемой АО «Альфа-Банк» ставки, равно как и довода о том, что мобильный банк «Альфа Банка» является лучшим. 

2.  Выдать АО «Альфа-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                       <…>

Члены Комиссии                                                                                   <…>

                                                                                                                <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны