Решение б/н б/а от 28 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18557/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

23.12.2022                                                                              г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «СЛАВТОРГ», МАДИ,

рассмотрев жалобу ООО «СЛАВ-ТОРГ» (далее - Заявитель) на действия МАДИ (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку продуктов питания (рыба, мясо, птица) (реестровый № 32211876043) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках. Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает итоги закупки, по результатам которых Заявитель признан победителем. В обоснование своих доводов Заявитель указывает на то, что при вынесении решения Комиссия Заказчика неверно трактовала предложенную Заявителем сумму цен единиц продукции за предложенную цену договора. В связи с чем, по мнению Заявителя Заказчик должен был признать заявку Заявителя, несоответствующей требованиям, изложенным в Закупочной документации. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Комиссией установлено, что 23.11.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), а также на сайте электронной торговой площадки АО «РТС-тендер», разместил информацию о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку продуктов питания (рыба, мясо, птица) (реестровый № 32211876043) (далее – запрос котировок, процедура). Согласно итоговому протоколу от 02.12.2022 по результатам запроса котировок в электронной форме комиссией принято решение признать победителем и заключить договор с ООО «СЛАВ-ТОРГ»на условиях, предусмотренных извещением о закупке и проектом договора, по цене, предложенной участником: 10 322, 00 (десять тысяч триста двадцать два) рубля 00 копеек, с максимальным значением цены договора 3 300 000 рублей. Так, пунктом 8 Извещения установлены сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), согласно которым максимальное значение цены договора: 3 300 000 (Три миллиона триста тысяч) рублей 00 копеек. Сумма цен единиц товара составляет: 12001,27 (Двенадцать тысяч один) рубль 27 копеек. Точный объем товара Заказчиком не определен. Оплата по договору осуществляется по стоимостной величине за единицу товара из объема фактически поставленных товаров, в размере, не превышающем указанное максимальное значение цены договора. Предложение участника закупки о цене договора применяется для определения понижающего коэффициента к начальным единичным расценкам на закупаемую продукцию путем деления цены, предложенной в ходе проведения закупки участником закупки, с которым заключается договор, на начальную цену договора. Цена включает стоимость поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, стоимость необходимых товаров (материалов), расходы на перевозку и эксплуатацию оборудования, все налоги, сборы, и другие обязательные платежи, которые должны оплачиваться в соответствии с условиями договора. Сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, являющегося предметом закупки: указаны в Разделе 4 настоящей документации. Пунктом 19 Извещения установлено, что победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, сделавший наименьшее предложение о цене и заявка которого не была отклонена по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые ценовые предложения меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других. В соответствии с подпунктом 13 пункта 12 Извещения Заявка должна содержать следующие сведения и документы: Предложение о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме Непредставление, предоставление недостоверных сведений, несоответствие сведений, представленных в составе заявки на участие в закупке, является основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в закупке такого участника закупки. Разделом 3 Закупочной документации установлена форма № 2 Предложение о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги), в которой участнику необходимо представить следующие сведения: Итого сумма цен единиц продукции (в том числе с НДС ): Предложение участника закупки о цене договора**** (в том числе с НДС) ***Предложение участника закупки о цене договора применяется для определения понижающего коэффициента к начальным единичным расценкам на закупаемую продукцию путем деления цены, предложенной в ходе проведения закупки участником закупки, с которым заключается договор, на начальную цену договора. В разделе 4 Закупочной документации представлено обоснование начальной (максимальной) цены договора, в соответствии с которым максимальное значение цены договора составляет: 3 300 000,00 рублей. Сумма цен единиц продукции составляет: 12 001,27 рублей. В соответствии с пунктом 6.6. раздела 3 Положения о закупке, в связи с невозможностью определить на момент осуществление закупки максимальное количество товара, применение пункта 7 раздела 3 Положения о закупке не представляется возможным. Таким образом, Заказчиком определена начальная (максимальная) цена договора и цена единиц продукции. Согласно пункту 10 Главы VI Положения о закупке в случае если Заказчиком в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок были предусмотрены начальные единичные расценки по отдельным товарам (работам, услугам), их этапам, группам, Заказчик включает соответствующие расценки в текст договора (в смету, спецификацию, иное приложение) с сохранением пропорционального соотношения этих расценок путем применения к начальным единичным расценкам понижающего коэффициента. Понижающий коэффициент рассчитывается путем деления цены, предложенной в ходе проведения закупки участником закупки, обязанным заключить договор, на начальную цену договора. Заказчик и поставщик вправе согласовать единичные расценки и определить их иным способом, кроме случая, указанного в пункте 11 настоящего раздела Положения о закупке. В соответствии с пунктом 7.1.1 Проекта договора цена Договора является твердой и определяется на весь срок исполнения Договора. Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки было представлено предложение о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги), в котором Заявителем была предложена совокупная цена за единицу продукции в размере 10 322,00 рублей. При этом предложение о цене договора в составе заявки отсутствовало. На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в соответствии с пунктом 11 Главы VI Положения о закупке при установлении в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок начальных единичных расценок по отдельным товарам (работам, услугам), их этапам, группам, документацией о закупке, извещением о проведении запроса котировок с учетом специфики закупаемой продукции может быть также предусмотрено, что договор заключается с победителем закупки (иным лицом, с которым заключается договор по результатам закупки в случаях, предусмотренных настоящим Положением о закупке) с включением в договор начальной (максимальной) цены договора в качестве предельного (максимального) значения цены договора. При этом в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок, проекте договора указывается, что оплата по договору будет осуществляться, исходя из количества (объема) фактически поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг), в размере, не превышающем предельного (максимального) значения цены договора (начальной (максимальной) цены договора). В этом случае предложение участника закупки о цене договора применяется для определения понижающего коэффициента к начальным единичным расценкам на закупаемую продукцию путем деления цены, предложенной в ходе проведения закупки участником закупки, с которым заключается договор, на начальную цену договора. В этом случае предложение участника закупки о цене договора применяется для определения понижающего коэффициента к начальным единичным расценкам на закупаемую продукцию путем деления цены, предложенной в ходе проведения закупки участником закупки, с которым заключается договор, на начальную цену договора. Таким образом Положением о закупке закреплено требование, в случае если в Извещении о проведении запроса котировок установлено максимальное значение цены Договора, предложение о цене подается участником от цены Договора. Заказчик, руководствуясь указанным пунктом Положения о закупке получил понижающий коэффициент: 10 322,00 / 3 300 000,00 = 0,00312787879, указанный коэффициент снижения был применен Заказчиком для определения единичных расценок, которые содержаться в спецификации проекта Договора направленного Заявителю. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что из приведенного Заказчиком пункта 11 Главы VI Положения о закупке следует, что запрос котировок предусматривает торги по единицам расценок, а не общей цене договора, которая изначально является неизменной. Комиссией установлено, что при заполнении экранной формы извещения о проведении закупки на сайте электронной площадки Заказчик установил, что «торги осуществляются: за лот». Начальная максимальная цена - 3 300 000,00 рублей. Согласно итоговому протоколу Заказчиком было принято решение ранжировать заявки участников закупки, допущенных к участию в закупке, по мере увеличения цен заявок: Рейтинг Порядковый номер заявки Наименование участника закупки Ценовое предложение руб. 1 2 ООО «СЛАВ - ТОРГ» 10 322,00 2 8 ООО «МАТРЕАЛ» 10 801, 14 3 1 ООО «ТД ПК» 11 127, 70 4 3 ООО «ТД АВГУСТЪ» 11 401, 22 5 9 ООО «НЕЛЬМА» 2 709, 300,00 6 4 ООО «ЭКОПРОДУКТ» 2 828 100,00 7 6 ООО «ПТК ЭКОР» 2 811 600,00 8 7 ООО «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» 2 910 000,00 9 5 ООО «ПРОДЭКС» 3 300 000,00 При этом, Заказчик имея 8 заявок, где участники изменили цену договора, которая согласно требованиям Закупочной документации является неизменной, самостоятельно произвел ранжирование заявок по цене, которая не соответствует требованиям Закупочной документации, тем самым нарушил порядок определения победителя. Таким образом, учитывая требования Закупочной документации, в которых прямо установлено, что цена договора является неизменной, а торги проводятся по цене за лот, определение победителя по минимальной цене за единицу товара, неправомерно. Комиссия также принимает во внимание тот факт, что еще 3 участника предложили цену за единицу продукции, что в свою очередь свидетельствует о наличии в Закупочной документации неоднозначных требований в части предоставления предложения о цене, вводящих в заблуждение потенциальных участников. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушен порядок определения победителя при подведении итогов закупки. Кроме того Комиссия отмечает, что в соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Вместе с тем Комиссия отмечает, что одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах и выбор наилучшего контрагента. При этом Закон о закупках не носит своей целью заключение договора по результатам закупочной процедуры на невыгодных условиях. В рассматриваем случае Заказчик при определении Заявителя победителем и намерении заключить с ним договор по общей цене всего лишь 10 322, 00 рублей, при том, что Заявителем была предложена цена за единицу продукции, предлагает Заявителю заведомо невыгодные условия договора. Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках). Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение. Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ). Кроме того, в соответствии в частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 20 статьи 3.2 Закона о закупках и признает жалобу обоснованной. С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СЛАВ-ТОРГ» (ИНН: 7714949206; ОГРН: 5147746262725) на действия МАДИ (ИНН: 7714029600; ОГРН: 1037739587280) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 20 статьи 3.2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений. Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны