Решение б/н б/а от 17 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу077/07/00-9013/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.06.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

..

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «СТС», АО «Почта России»,

рассмотрев жалобу ООО «СТС» (далее — Заявитель) на действия АО «Почта России» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений для нужд УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (реестровый № 32211392678, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 08.06.2022 № 78/13423/22.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в том, что сформулированные Заказчиком в Техническом задании требования к объекту закупки приводят к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Так, по мнению Заявителя, Заказчик ни в документации, ни в Техническом задании не указал адресную программу (места оказания услуг по договору). При подсчете количества отделений, Заявитель насчитал 225 отделений в г. Санкт-Петербурге и 419 отделений в Ленинградской области.

Как указывает Заявитель, поскольку в Техническом задании срок выполнения заявки установлен крайне короткий: в случае направления заявки на проведение дезинсекции и дератизации до 12-00 текущего рабочего дня, такая заявка должна быть выполнена не позднее 17-00 этого дня, если заявка направлена после 12-00, заявка должна быть выполнена до 11-00 следующего рабочего дня, то учитывая, что время пути от Санкт-Петербурга до Бокситогорска составляет 5 часов, проведение дезинсекции и дератизации неисполнимо.

Также Заявитель, указывает, что Заказчиком неправомерно укрупнен лот, путём включения в объект закупки более 600 различных адресов, которые находятся в различных городах и субъектах Российской Федерации и в значительной отдаленности друг от друга.

Таким образом, по мнению Заявителя, в Закупке смогут принять участие только крупные компании, что не соответствует принципам, закрепленным в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дел, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия установила, что 18.05.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) разместил информацию о проведении Закупки.

Согласно пункту 2.1 Информационной карты Закупочной документации, предметом договора является оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений для нужд УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Согласно пунктам 2.7-2.9 Информационной карты, объем оказываемых услуг, место оказания услуг, условия и сроки (периоды) оказания услуг определяются в соответствии с Частями III-IV Аукционной документации (Технической частью документации и проектом договора соответственно).

Пунктом 3 Технического задания предусмотрено, что основной целью оказания услуг является обеспечение выполнения требований нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечение надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния помещений Заказчика, обеспечение уставной деятельности предприятия по сохранению жизни и здоровья работников, почтовых отправлений и материальных средств.

В соответствии с пунктом 4 Технического задания:

- Начало оказания услуг: после заключения договора, по заявкам Заказчика, в соответствии с Техническим заданием. Оказание услуг должно производиться Исполнителем на объектах, указанных Заказчиком.

- Срок действия договора: с момента заключения договора до исполнения Сторонами своих обязательств и завершения всех взаимозачетов по Договору, но не позднее 31.05.2023г.

- Место оказания услуг:

Услуги должны осуществляться на объектах почтовой связи в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Суммарное количество обрабатываемой S, площади помещений в рамках Дератизации помещений за период действия договора - 30 000,00 (Тридцать тысяч) м2.

Суммарное количество обрабатываемой S, площади помещений в рамках Дезинсекции помещений за период действия договора - 30 000,00 (Тридцать тысяч) м2.

Комиссия отмечает, что озвученные Заявителем на заседании доводы о невозможности исполнения договора на предложенных Заказчиком условиях носят субъективный характер и не подтверждены соответствующими доказательствами.

При этом, согласно пояснениям Заказчика, общая площадь нежилых помещений, принадлежащих Заказчику в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляет более 1 000 000 (одного миллиона) м2.

Таким образом, объем лота (30 000 м2), указанный в пункте 4 Технического задания, составляет менее 3 (трех) % процентов от общей площади помещений, принадлежащих Заказчику.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что предусмотренный Техническим заданием объем работ (услуг) осуществляется по заявкам Заказчика в соответствии с необходимостью проведения дератизации/дезинсекции в том или ином отделении почтовой связи. При этом Заказчик объективно не может предполагать, в каком именно отделении почтовой связи и в какое время возникнет необходимость проведения указанных работ, поскольку такая необходимость поставлена в зависимость от возникновения эпидемиологической/патогенной ситуации, требующей устранения.

В связи с этим, в Техническом задании не указан адресный перечень, а указаны регионы оказания услуг: г.Санкт-Петербург и Ленинградская область, что по мнению Комиссии в рассматриваемом случае не является нарушением, потребность в проведении дератизации/дезинсекции в том или ином отделении почтовой связи может не возникнуть.

При этом Комиссия обращает внимание, что согласно пункту 1.4.1 Закупочной документации, участником открытого Аукциона может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Помимо этого, согласно пункту 5.2.1. проекта договора Исполнитель имеет право привлекать к исполнению Договора соисполнителей при условии получения предварительного письменного согласия Заказчика.

Таким образом, Заказчиком не ограничено право хозяйствующих субъектов на коллективное участие в закупочной процедуре и привлечение соисполнителей с целью выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с Техническим заданием.

При этом Комиссией установлено, что на участие в Закупке с реестровым номером 32211392678 согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 06.06.2022 № № 32211392678/ RAD000-22000783800061 подано 5 заявок, при этом все заявки допущены до дальнейшего участия в закупочной процедуре, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции, а также, то, что участники способны оказать услуги на изложенных в Техническом задании условиях.

Комиссия отмечает, что согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В настоящем случае, Заказчик самостоятельно определил в соответствии со своими потребностями места оказания услуг, кроме того, весь перечень таких мест является исчерпывающим и закрытым, поскольку в закупочной документации указаны определенные регионы оказания услуг (г. Санкт-Петербург и Ленинградская область) и определенные объекты (отделения почтовой связи), расположенные в указанных регионах, в которых необходимо оказать услуги по объекту закупки.

При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика определять места выполнения работ (оказания услуг), равно как и норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций.

Таким образом, формирование Заказчиком лота примененным им способом направлено, прежде всего, на исполнение обязанности по дератизации и дезинсекции помещений для нужд УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, направленных на обеспечение выполнения требований нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечение надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния помещений Заказчика, обеспечение уставной деятельности предприятия по сохранению жизни и здоровья работников, почтовых отправлений и материальных средств.

Комиссия Управления отмечает, что укрупнение лота в силу необходимой на то у Заказчика объективной потребности не может рассматриваться как произвольное ограничение конкуренции с учетом того.

Вместе с тем, приведенные Заявителем доводы не могут расцениваться как укрупнение лота, поскольку общая площадь нежилых помещений, принадлежащих Заказчику в г.СанктПетербурге и Ленинградской области составляет более 1 000 000 (одного миллиона) м2.

При этом, в рассматриваемом случае, согласно Техническому заданию (пункт 4) объем лота в г.СанктПетербурге и Ленинградской области - (30 000 м2), что составляет менее 3 (трех)% процентов от общей площади помещений, принадлежащих Заказчику.

В связи с изложенным, доводы Заявителя не находят своего подтверждения и отклоняются Комиссией как несостоятельные.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком требования Технического задания предъявляются в равной мере ко всем потенциальным участникам Закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя указанными положениями Закупочной документации и факт ограничения конкуренции, Заявителем не представлено, Комиссией не установлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия приходит к выводу необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы ООО «СТС» (ИНН 7802739790, ОРГН 1117847036230) на действия АО «Почта России» (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 10.06.2022 № НП/30956/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны