Решение б/н б/а от 1 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9320/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.06.2022 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: ...,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ЭНЕРГОПТО», АО «НИИ ТП»,

рассмотрев жалобу ООО «ЭНЕРГОПТО» (далее — Заявитель) на действия АО «НИИ ТП» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на проведение обследования в сфере теплоснабжения, с дальнейшим расчетом фактических тепловых нагрузок объекта (реестровый № 32211411115, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение прав и законных интересов Заявителя со стороны Заказчика выразилось в несоблюдении установленного порядка оценки заявок.

Как указывает Заявитель, Заказчик неправомерно принял к оценке договоры победителя Закупки, представленные в качестве подтверждения опыта участника по неценовому критерию «Квалификация участника закупки», поскольку такие договоры, по мнению Заявителя, не соответствовали предмету закупки.

Также, по мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не принял к оценке представленный Заявителем договор, заключенный с АО «Газпромбанк» по результатам закрытого запроса предложений № ЗП18-05-17 от 06.06.2022, поскольку, по мнению Заявителя, требование Заказчика о подтверждении опыта только договорами, заключенными в рамках Закона о закупках и Закона о контрактной системе является избыточным.

Кроме того, Заявителем оспаривается содержание итогового протокола.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 24.05.2022 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки.

Протоколом № П-ЗП/22-2/3 от 03.06.2022 оценки и сопоставления заявок, выбора победителя участнику ООО «ЭНЕРГОПТО» (заявка № 3) было присвоено третье место, с количеством баллов по критерию «Квалификация участника закупки»: 47,96. Победителем Закупки признано ООО «МПК «Гудвилл» (участник № 2) с количеством баллов по критерию «Квалификация участника закупки»: 100,00.

Приложением2 к Информационной карте Закупочной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок .

Пунктом 2 Приложения № 2 установлен критерий «Квалификация участника закупки». Значимость (весомость) критерия: 20%.

Пунктом 2.1 Приложения № 2 установлен подкритерий «Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема» (Ci1).

Содержание:

«Заказчиком будет оцениваться наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке. Под успешным выполнением работ понимаются исполненные контракты (договоры), заключенные участником закупки в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц», выполненные в срок, в полном объеме. Под выполнением работ сопоставимого характера понимаются исполненные контракты (договоры) на выполнение работ по проведению энергетического обследования (энергоаудита).

Комиссией будет оцениваться общая стоимость исполненных контрактов (договоров), указанных в форме «Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема» (форма 6 Документации). В подтверждение указанных сведений, для присуждения баллов в составе заявок участников должны быть представлены копии заключенных контрактов (договоров) с отметкой ресурсноснабжающей организации (копии всех страниц государственных и (или) муниципальных контрактов, и (или) гражданско-правовых договоров, включая все приложения к ним), не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок, предшествующие дате окончания подачи заявки, по проведению энергетического обследования (энергоаудиту) и копии актов выполненных работ по каждому контракту/договору (копии всех листов актов выполненных работ по такому контракту/договору).и копии актов сдачи-приемки выполненных работ (далее – Акт, Акты), сопоставимого объема и сопоставимого характера. В случае не предоставления части документов или представления нечитаемых копий документов, такие документы к оценке не принимаются, т.е. за них присваивается 0 баллов. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых электронных копий, на которых видны необходимые подписи и печати. Датой исполнения контракта (договора), представленного к оценке является дата фактически выполненных работ, указанная в приемочном документе. В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого объема и сопоставимого характера, сведения о данных контрактах (договорах) не принимаются к оценке, т.е. за них присваивается 0 баллов.

Сведения о контрактах (договорах) должны быть в установленном законодательством РФ порядке размещены в Единой информационной системе в сфере закупок.

Количество баллов рассчитывается по формуле:

НЦБi = 100 х (Ki / Kmax),

где:

НЦБiрейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному подкритерию;

Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax - максимальное предложение из предложений по подкритерию, сделанных участниками закупки».

Относительно доводов о непринятии к оценке договора Заявителя, заключенного с АО «Газпромбанк», Комиссия установила следующее.

Заявителем в составе заявки представлен договор № 07/18 от 31.07.2021 г. с АО «ГПБ», который по доводам Заявителя был заключен по итогу закрытого запроса предложений.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при этом у него отсутствовала возможность проверить данный договор на соответствие требованиям Закупочной документации, поскольку данный договор заключен не рамках Закона о закупках или Закона о контрактной системе и не размещен в ЕИС.

При этом Комиссия установила, что информация в договоре или дополнительных соглашениях к договору № 07/18 от 31.07.2021, указывающих на то, что он заключен в рамках Закона о закупках или Закона о контрактной системе по результатам конкурентной закупки, отсутствует.

При этом информация о закупке, по результатам которой заключен договор № 07/18 от 31.07.2021, в ЕИС отсутствует, что также не отрицается Заявителем.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что договор № 07/18 от 31.07.2021 был заключен по результатам закрытой закупки.

Таким образом, Заявитель полагает, что договор № 07/18 от 31.07.2021 должен был быть принят Заказчиком, поскольку АО «Газпромбанк» осуществляет свою деятельность в рамках Закона о закупках.

В свою очередь, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Закона о закупках действие указанного Закона о закупках распространяется только на дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.

В соответствии с частью 2.1 статьи 1 Закона о закупках его действие не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно, на:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система);

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 части 2.1 статьи 1 Закона о закупках дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

При этом АО «Газпромбанк» не осуществляет виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, регулируемые виды деятельности, обязывающие Заказчика проводить закупки в соответствии с Законом о закупках.

Проводимые АО «Газпромбанк» закупочные процедуры являются внутренними процедурами и к ним не могут предъявляться требования, установленные законодательством о торгах и о закупках. АО «Газпромбанк» является коммерческой организацией и вправе устанавливать самостоятельно любые требования, предьявляемые к потенциальным поставщикам услуг, проводить отбор поставщиков по собственным критериям и принимать решения о заключении договора в той или иной форме с тем или иным лицом.

Таким образом, деятельность АО «Газпромбанк» не регулируются Законом о закупках, что также отражено в решении Московского УФАС России по делу № 077/07/00-13181/2020.

При этом согласно пункту 2.1 Приложения № 2, сведения о контрактах (договорах) должны быть в установленном законодательством РФ порядке размещены в Единой информационной системе в сфере закупок.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что договор № 07/18 от 31.07.2021 заключен не в рамках Закона о закупках.

Доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.

Таким образом, Заказчиком правомерно не принят к оценке вышеуказанный договор, как несоответствующий требованиям документации, поскольку последний заключен не в рамках Закона о закупках.

Вместе с тем, относительно указания Заявителя на избыточность требования Заказчика к заключению договоров, принимаемых к оценке, только в рамках Закона о закупках и Закона о контрактной системе, Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о соответствии действий Заказчика требованиям Закона о закупках и Закупочной документации при оценке договора № 07/18 от 31.07.2021.

Относительно довода Заявителя о неправомерности принятия Заказчиком к оценке договоров, представленных победителем Закупки ООО «МПК «Гудвилл», Комиссия установила следующее.

Победителем Закупки в составе Заявки представлено 20 договоров, 13 из которых принято к оценке Заказчиком:

 

п/п

Номер Договора

Заказчик

Предмет договора

Сумма договора

Пункт ТЗ которому соответствует работы

Ссылка на ЕИС реестровый номер

1

55/17 от 14.06.17

ФГУП «ГосНИИПП»

Энергетическое обследование объекта, составление энергетического паспорта и разработка программы энергосбережения Заказчика

514 000,00

Работы, указанные в эт. 1-12 Раздела 2 ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

0572100000717000005

2

98/189/17 от 24.04.17

ПАО «Пролетарский завод»

Работы по проведению энергетического обследования с составлением, согласованием и регистрацией Энергопаспорта предприятия

261 000,00

Работы, указанные в ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

31704838907

3

164/25-УВ/17 от 21.04.21

АО «Завод «Пластмас»

Проведение энергетического обследования (энергоаудита) объектов

394 000,00

Работы, указанные в разделе 1 ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

31704894531

4

0542100001317000039 290711 от 31.05.17

ФКП «Приволжский государственный боеприпасный полигон»

Энергетическое обследование

335 732,32

Работы, указанные в пп. 5.1, 5.5, 5.3, 5.5 ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

0542100001317000039

5

15/У от 22.03.17

АО «КНИРТИ»

Энергетическое обследование на объектах

244 000,00

Работы, указанные в п.3 ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

31704831226

6

Ц-ГИ/ИФ10-2017-89/17 от 25.09.17

ФГУП «РосРАО»

Услуги но проведению энергетического обследования (энергоаудит)

2 388 000,00

Работы, указанные в ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

0573100002517000432

7

40300Р-37-10-17 от 28.02.18

АО «Концерн «Моринсис-Агат»

Работы по проведению первичного полного инструментального энергетического обследования, разработке программы энергосбережения и паспортизации

464 000,00

Работы, указанные в ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

31806053651

8

2146/2018 от 07.09.18

АО «НИИИ»

Энергоаудит

988 000,00

Работы, указанные в п.3, п.5, п.9 ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

31806822146

9

31604599559 от 30.01.18

АО «Корпорация «ВНИИЭМ»

Услуги по проведению обязательного энергетического обследования

984 000,00

Работы, указанные в ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

31604599559

10

70А/159 от 06.11.19

ФГКУ «Санаторий «Ленинград»

Комплексное энергетическое обследование

498 889,30

Работы, указанные в ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

0304100004719000070

11

16528/30 от 12.05.20

АО «АТЦ Росатома»

Услуги по энергетическому обследованию зданий и сооружений

119 000,00

Работы, указанные в ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

32009014152

12

09-063/20 от 13.08.20

АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

Проведение обследования объектов: «Техническое перевооружение и реконструкция производства корпусных деталей

1 200 000,00

Работы, указанные в п.1, п.2 ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

32009310280

13

1000200519 от 16.10.20

АО «БелЗАН»

Работы по энергоаудиту АО «БелЗАН»

594 000,00

Работы, указанные в ТЗ оцениваемого контракта соответствуют п.1 ч.7 ТЗ заключаемого договора

32009471458

 

По мнению Заявителя, указанные в Техническом задании Заказчика работы не имеют какого-либо отношения к общему энергоаудиту (энергетическое обследование), целью которого, как указывает Заявитель, является определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Как указывает Заявитель, энергоаудитом является сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов, что не имеет отношения к проведению математических расчетов тепловых нагрузок.

При этом, по мнению Заявителя, для эффективного выполнения задания Заказчика необходим практический опыт работы в области установления (изменения, перерасчета) тепловых нагрузок для теплоснабжающих организаций в рамках Приказа Минрегиона РФ от 28.12.2009 № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок», который, по мнению Заявителя, отсуствует у победителя Закупки.

Таким образом, Заявитель утверждает, что представленные победителем Закупки договоры не соответствуют предмету Закупки.

В свою очередь, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 1 Технического задания, предметом Закупки является выполнение комплекса работ по проведению обследования в сфере теплоснабжения, с дальнейшим расчётом фактических тепловых нагрузок в строениях, указанных в договоре от 01.12.2009 года №0905080,с теплоснабжающей организацией (Приложение №1 к тех. заданию), по адресу: Москва, ул. Декабристов, вл. 51 (далее-Объект), с последующей разработкой теплотехнического отчёта, систем отопления и вентиляции, необходимого для заключения АО «НИИ ТП» договора по теплоснабжению, с учётом устранения замечаний ПАО «МОЭК» (Приложение №3 к тех. заданию) и замечаний ПАО «Мосэнерго» (Приложение №2 к тех. Заданию).

Пунктом 7 Технического задания установлен перечень работ, выполняемых в рамках договора по результатам проведения закупочной процедуры:

1. Проведение энергетического обследования систем теплоснабжения: «центральное отопление», «приточно-отопительная вентиляция»;

2. Расчет тепловых нагрузок, по факту установленного оборудования, по системам теплоснабжения «центральное отопление», «приточно-отопительная вентиляция», в соответствии с видами деятельности в занимаемых зданиях;

3. Разработка принципиальных и аксонометрических схем систем теплопотребления на Объекте, изыскание и проектирование рабоче-технической документации, внесение и утверждение необходимых изменений, соответствующими организациями;

4. Разработка рабочих чертежей ОВ и ВК;

5. Работы по согласованию и подписанию теплотехнического отчёта в ПАО «МОЭК»;

6. Согласование теплотехнического отчёта, с расчетными тепловыми нагрузками, в энергоснабжающей организации:

- ПАО «Мосэнерго»;

- ПАО «МОЭК» ф/л. № 11 «Горэнергосбыт»;

7. Получение акта, подтверждающего соответствие установленного фактического оборудования, с указанным оборудованием в проектной документации Заказчика, от отдела тепловой инспекции ПАО «МОЭК»;

8. Сопровождение Заказчика до подписания актуализированного «Договора энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде», с энергоснабжающей организацией.

Таким образом, Техническим заданием Заказчика прямо предусмотрено в том числе выполнение работ по расчету тепловых нагрузок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона об энергетической эффективности энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

При этом Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что энергетическое обследование подразумевает в том числе применение показателей энергетической эффективности, а также выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, получение которых без математических расчетов невозможно.

Таким образом, довод Заявителя о том, что энергоаудит не имеет отношения к проведению математических расчетов, не находит своего подтверждения.

Доказательств того, что энергоаудит (энергетическое обследование) не имеет отношения к предмету Закупки и перечню работ, предусмотренных Техническим заданием, Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

При этом, Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

АО «НИИ ТП» присоединено к положению о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»
(далее – Положение о закупках) протоколом № 5/2016 от 22.07.2016 и руководствуется его требованиями, положениями.

Согласно пп. (д) п. 10.13.4 Положения о закупках критерии оценки могут быть ценовыми и неценовыми: квалификация участника закупки, в рамках которой оцениваются: наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема.

При этом, в соответствии с пунктом 2.1 Приложения № 2, под выполнением работ сопоставимого характера понимаются исполненные контракты (договоры) на выполнение работ по проведению энергетического обследования (энергоаудита).

Таким образом, доводы Заявителя о том, что представленные победителем Закупки договоры должны в полной мере соответствовать предмету закупки, не находят правового основания, поскольку к оценке принимается опыт сопоставимого характера.

При этом относительно несогласия Заявителя с установленным порядком оценки по критерию «Квалификация участника закупки» Комиссия отмечает, что Заявитель фактически обжалует положения документации уже после подведения итогов Закупки и определения победителя.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (часть 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия конкурсной документации в момент подачи им заявок на участие в Закупке.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о соответствии действий Заказчика установленному Закупочной документаций порядку оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки» и требованиям Закона о закупках.

При этом относительно несогласия Заявителя с содержанием итогового протокола Комиссия сообщает следующее.

Заявитель указывает в своей жалобе, что в протоколе указаны только баллы участников, полученные по итогам закупки, без информации об оценке договоров участников.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

4) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

5) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

6) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

7) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений.

Комиссией установлено, что Протокол № П-ЗП/22-2/3 от 03.06.2022 оценки и сопоставления заявок, выбора победителя содержит результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), в том числе основания принятия/непринятия к оценке того или иного договора.

Таким образом, Комиссия, исследовав Протокол № П-ЗП/22-2/3 от 03.06.2022 оценки и сопоставления заявок, выбора победителя, установила, что названный протокол составлен надлежащим образом и соответствует требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия признает доводы жалобы необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЭНЕРГОПТО» (ИНН 7718294649, ОГРН 1167746087354) на действия АО «НИИ ТП» (ИНН 7715784155, ОГРН 1097746735481) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 20.06.2022 № НП/32713/22, от 28.06.2022 № ЕИ/34153/22.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны