Решение б/н по делу № 077/07/00-14512/2021 о нарушении процедуры торгов... от 26 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14512/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
23.08.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО ЧОП «ЯСТРЕБ-V» (далее — Заявитель) на действия ФГУП Издательство «Известия» при проведении запроса предложений на оказание услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов для нужд ФГУП Издательство «Известия» (реестровый №32110389217, далее — Закупка), рассмотрев жалобу в отсутствие представителя ООО ЧОП «ЯСТРЕБ-V», уведомленного надлежащим образом письмом № ЕО/49706/21 от 18.08.2021, в соответствии со статье 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступила жалоба ООО ЧОП «ЯСТРЕБ-V» на действия ФГУП Издательство «Известия» при проведении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

В уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению содержалась информация о том, что в случае отсутствия технической возможности, а также при наличии иных объективных причин невозможности рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи, стороны вправе подать ходатайство об очном рассмотрении жалобы, оформленное надлежащим образом. Указанное ходатайство должно быть направлено не позднее 15:00 (по московскому времени) рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы на электронные почты to77@fas.gov.ru, to77-torgi.mufas@fas.gov.ru.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от лиц, участвующих в деле, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в их отсутствие.

Жалоба на положения документации по проведению запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов для нужд ФГУП Издательство «Известия» (реестровый номер закупки 32110389217).

1. Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в конкурсе.

Согласно доводам жалобы 06.08.2021 в 16:33 (МСК) Федеральное государственное унитарное предприятие Издательство «Известия» Управления делами Президента Российской Федерации (ФГУП Издательство «Известия») (далее - Заказчик) разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов для нужд ФГУП Издательство «Известия».

Начальная (максимальная) цена договора – 54 958 000,06 руб. (Пятьдесят четыре миллиона девятьсот пятьдесят восемь тысяч 06 копеек), в том числе НДС, исчисленный по налоговой ставке в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Дата окончания подачи заявок: до 09:00 13.08.2021.

Рассмотрение заявок на участие в запросе предложений будет осуществляться в 14:00 13.08.2021 по адресу: 125124, г. Москва, ул. Ямского Поля 1-я, дом 28.

Извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Аналогичное положение закреплено в п.10.3.4. Положения о закупках.

Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции).

Извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещены в ЕИС 06.08.2021 в 16:33 (МСК).

Согласно п.3.1.15 документации запроса предложений дата окончания подачи заявок на участие в запросе предложений: до 09:00 13.08.2021.

Как указывает заявитель, исходя из буквального толкования положений ч.23 ст.3.2 Закона о закупках и п.10.3.4. Положения о закупках предлог «до» используется в значении «не включая дату, следующую после этого предлога» (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 января 2003 г. N 9523/02 по делу N А41-К1-8587/02).

В силу ст.191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст.193 ГК РФ).

 Поскольку Закон о закупках не содержит положений о порядке исчисления сроков, то при исчислении сроков, предусмотренных Законом о закупках и Положением о закупках, применению подлежат правила, предусмотренные ст.191, ст.193 ГК РФ.

При таких обстоятельствах, днем начала подачи заявок является 09 августа 2021 года, а следовательно, последним днем окончания подачи заявок должно быть 17 августа 2021 года.

Таким образом, Заказчик сократил срок подачи заявок на 3 рабочих дня (13, 16, 17 августа), чем необоснованно ограничил конкуренцию, поскольку лишил потенциальных участников закупки, в том числе ООО ЧОП «ЯСТРЕБ-V», необходимого времени для подготовки многочисленных документов, являющихся приложениями к заявке.

Комиссия Управления признает довод необоснованным на основании следующего.

Согласно пунктов: 3, 4, 5, 6, 7 предписания Московского УФАС по делу № 077/07/00-11265/2021 от 13.07.2021 г., в которых Заказчику вменялось в обязанность внести изменения в закупочную документацию, …«продлить срок приема заявок на участие в закупке таким образом, , чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного Положением о закупке для данного способа закупки»…, назначить новые даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок и подведения итогов, разместить информацию о вышеуказанных изменениях на https://zakupki.gov.ru/, …«Заказчику продолжить проведение закупки в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, положением о закупках и закупочной документацией».

Извещение от 06.08.2021 г. № 32110389217 не являлось извещением о новой закупке, а являлось продолжение закупки, размещенной 16.06.2021 г. с тем же номером извещения.

Таким образом, Заказчик не сокращал срок подачи заявок на 3 рабочих дня (13, 16, 17 августа), как пишет Заявитель, и не ограничивал конкуренцию, а так же, не лишал потенциальных участников закупки, в том числе ООО ЧОП «ЯСТРЕБ-V», необходимого времени для подготовки документов, являющихся приложениями к заявке, поскольку заказчик внес изменения и обязан был продлить срок подачи заявок в соответствии с предписанием - до даты окончания подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, что и сделано заказчиком.

В связи с чем довод заявителя — необоснованный.

2. Заказчик не устранил ранее выявленное Комиссией Московского УФАС нарушение закона в закупочной документации.

Решением Комиссии Московского УФАС по делу №077/07/00-10913/2021 от 02.07.2021г. признано необоснованным включение Заказчиком в документацию закупки Формы 2.2. «ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА», поскольку не имеет отношения к предмету Закупки.

Однако Заказчик повторно включил в документацию о закупке Форму 2.2. «ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА», проигнорировав ранее вынесенное предписание.

Комиссия Установила, что Заказчик устранил ранее выявленное Комиссией Московского УФАС нарушение закона в закупочной документации, а именно, под Формой 2.2. «ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА» добавлена сноска * Данная форма заполняется только при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. В противном случае непредставление сведений (информации) по данной форме (в т.ч. по отдельным пунктам) не является основанием отказа в допуске к участию в закупке.

В связи с чем довод заявителя — необоснованный.

3. Заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки, необоснованно ограничивающие конкуренцию.

Пунктом 2 Критериев оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления предложений участников закупки установлено следующее.

Содержание и предмет оценки: оцениваются предложения участников о квалификации участника закупки, представленные, в том числе, в соответствии с Формой 1, Формой 1.1/Формой 1.2, Формой 5, Формой 6, Формой 7 и Формой 8 раздела III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».

Значимость критерия – 60% (коэффициент значимости – 0,6).

Для оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки», каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в настоящей документации о закупке, составляет 100 баллов.

Предмет оценки и перечень показателей по критерию «Квалификация участника закупки»:

 

п/п

Показатели по критерию «квалификация участника закупки»

Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия

1

Опыт оказания услуг по предмету закупки (При этом аналогичными считаются любые услуги по защите материального имущества объектов, организации внутриобъектового и пропускного режимов, охране имущества – от 0 до 50 баллов (Сведения подтверждаются копиями контрактов/договоров со всеми приложениями и актов, подтверждающих оказание услуг, аналогичных предмету закупки)

 

 

 

 

 

 

 

Опыт оказания аналогичных услуг по предмету закупки, подтвержденный соответствующими копиями полностью исполненных без применения штрафных санкций договора/контракта и акта/актов, на сумму в размере не менее 50 % (пятидесяти процентов) от начальной (максимальной) цены договора* за последние 5 (пять) лет - 0 баллов (является условием допуска);

Опыт оказания аналогичных услуг по предмету закупки, подтвержденный соответствующими копиями договоров/контрактов и актов, при этом цена каждого договора/контракта составляет не менее 50 % (пятидесяти процентов) от начальной (максимальной) цены договора, за последние 5 (пять) лет** - от 1 до 50 баллов (по 1 баллу за каждую копию договора/контракта и акта/актов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания аналогичных услуг по предмету закупки (при этом цена каждого договора/контракта составляет не менее 50 % (пятидесяти процентов) от начальной (максимальной) цены договора), но не более 50 баллов).

2

Обеспеченность кадровыми ресурсами – от 0 до 30 баллов (Сведения подтверждаются копиями трудовых книжек/гражданско-правовых договоров, дипломов, свидетельств, сертификатов, дипломов и других документов на сотрудников, подтверждающих квалификацию и соответствующий опыт оказания услуг)

 

 

 

 

 

Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами, привлекаемыми для оказания услуг по предмету закупки и имеющих опыт работы в сфере защиты материального имущества объектов, организации внутриобъектового и пропускного режимов, охраны имущества не менее 3-х (трех) лет в количестве, предусмотренном Технической частью документации о закупке (часть IV «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ О ЗАКУПКЕ») (в отношении лота, на который подается заявка), подтвержденная соответствующими копиями трудовых книжек/гражданско-правовых договоров, удостоверений, дипломов, свидетельств, сертификатов, и других документов на сотрудников – 0 баллов (является условием допуска);

Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами, привлекаемыми для оказания услуг по предмету закупки, и имеющих опыт работы в сфере защиты материального имущества объектов, организации внутриобъектового и пропускного режимов, охраны имущества не менее 3-х (трех) лет, в количестве более указанного выше, подтвержденная соответствующими копиями трудовых книжек/гражданско-правовых договоров, удостоверений, дипломов, свидетельств, сертификатов, и других документов на сотрудников - от 1 до 30 баллов (по 1 баллу за каждого сотрудника, дополнительно привлекаемого для оказания услуг по предмету закупки и имеющего опыт работы в сфере защиты материального имущества объектов, организации внутриобъектового и пропускного режимов, охраны имущества не менее 3-х (трех) лет, но не более 30 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Срок деятельности участника закупки в сфере защиты материального имущества объектов, организации внутриобъектового и пропускного режимов, охраны имущества

(Подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (для юридического лица), выпиской из ЕГРИП (для индивидуального предпринимателя)1 или нотариально заверенная копией такой выписки и копией свидетельства о регистрации организации)

Срок деятельности участника закупки в сфере защиты материального имущества объектов, организации внутриобъектового и пропускного режимов, охраны имущества, подтвержденный выпиской из ЕГРЮЛ (для юридического лица), выпиской из ЕГРИП (для индивидуального предпринимателя) или нотариально заверенная копией такой выписки и копией свидетельства о регистрации организации - от 1 до 10 баллов (по 1 баллу за каждый год (свыше 3 (трех) лет), но не более 10 баллов)

4

Деловая репутация – от 0 до 10 баллов (Сведения подтверждаются копиями отзывов, рекомендаций или других документальных доказательств надлежащего исполнения аналогичных договоров/контрактов)

 

Деловая репутация, подтвержденная соответствующими копиями отзывов, рекомендаций или других документальных доказательств надлежащего исполнения аналогичных договоров/контрактов в количестве 10 шт. - 0 баллов (является условием допуска);

Деловая репутация, подтвержденная соответствующими копиями отзывов, рекомендаций или др. документальных доказательств надлежащего исполнения аналогичных договоров/контрактов в количестве более указанного выше – от 1 до 10 баллов (по 1 баллу за каждый дополнительный отзыв, рекомендацию или другое документальное доказательство надлежащего исполнения аналогичных договоров/контрактов, но не более 10 баллов)

 

ИТОГО

от 0 до 100 баллов

 

По показателю «Опыт оказания услуг» Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки договора/контракта и акта/актов, на сумму в размере не менее 50 % (пятидесяти процентов) от начальной (максимальной) цены договора* за последние 5 (пять) лет, являющееся условием допуска к участию в закупке.

Таким образом, в случае отсутствия у участника запроса предложений договора/контракта и акта/актов, на сумму в размере не менее 50 % (пятидесяти процентов) от начальной (максимальной) цены договора* за последние 5 (пять) лет, он не будет допущен к участию в закупке.

Указанное требование необоснованно не позволяет участвовать в запросе предложений частным охранным предприятиям, не имеющим 1 контракта или договора на сумму не менее 27 479 000,03 руб., но обладающим большим и успешным опытом оказания охранных услуг (большое количество надлежащим образом исполненных контрактов/договоров на сумму менее 27 479 000,03 руб.), а следовательно, необоснованно ограничивает конкуренцию, в частности, препятствует ООО ЧОП «ЯСТРЕБ-V» к участию в закупке, поскольку последнее не обладает такими контрактом/договором.

Комиссия Управления признает указанный довод необоснованным, поскольку.

В соответствии с нормами Закона о закупках заказчик имеет право самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.

В Определении Верховного Суда РФ от 31.07.2017 по делу № 305-КГ17-2243 установлено, что заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Следовательно, при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, контролирующим органам необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

Минэкономразвития России в Письме от 25.07.2016 №Д28и-1863 обратило внимание, что заказчик вправе требовать наличия у участников закупки соответствующего квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ.

В п. 4 и последнем абзаце п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что «гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке».

Помимо этого Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 21.08.2014 №307-ЭС14-210 по делу №А05-10778/13 указано, что «субъекты предпринимательской деятельности по условиям делового оборота при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Следовательно, проверка лишь правоспособности контрагентов не свидетельствует о том, что заказчик, будучи заинтересованным в надлежащем исполнении договоров, проявило должную степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагента».

Следовательно, в связи с тем, что требование к опыту изготовления и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, установлены Заказчиком с учетом Положения о закупке, а доводы Заявителя о том, что данное требование ограничивает конкуренцию, не находят своего правового подтверждения.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, указываются в документации о закупке и в равной мере распространяются на всех участников закупки.

Участники закупки должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в 8.3 Положения о закупке.

В соответствии с п. 8.4 Положения о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки могут устанавливаться одно или несколько дополнительных квалификационных требований. При этом заказчик вправе установить в документации о закупке срок, за который требуется от участников закупки наличия следующих квалификационных требований:

  • наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;

  • наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема;

  • наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;

  • наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;

  • прохождение участником процедуры закупки добровольной сертификации в области закупаемой Продукции.

В документации о закупке требования к участникам закупки устанавливаются с учетом следующих ограничений:

  • устанавливаемые требования должны быть направлены на выбор в результате закупки поставщика продукции, способного исполнить договор надлежащим образом;

  • устанавливаемые требования не должны вести к необоснованному ограничению конкуренции;

  • требования должны быть измеряемыми;

  • должен быть установлен порядок подтверждения участником закупки своего соответствия установленным требованиям, а также перечень документов, подтверждающих такое соответствие;

  • квалификационные требования должны быть связаны с предметом договора, заключаемого по итогам закупки.

Антимонопольному органу при вменении нарушения надлежит доказать, что предъявление такого требования носит именно дискриминационный характер и направлено на необоснованное ограничение количества участников закупки. Таких доказательств не представлено Заявителем. Указанные вывод подтверждаются судебной практикой по делам №№ А40-167221/2020, А40-249939/2020, А40-243343/20, А40- 54210/2020, А40-198280/2020 ,А40-108626/2021, А40-259911/2020, А40-95685/2021, А40- 99646/2020, А40-133576/2020, А-40-223349/2020, А-40-186481/2020, А40-140105/2020, А40-243363/2020, А40-163243/2020, А40-181310/2020, А40-42432/2021.

- По показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами» Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки частных охранников, имеющих опыт работы в сфере защиты материального имущества объектов, организации внутриобъектового и пропускного режимов, охраны имущества не менее 3-х (трех) лет, в количестве, предусмотренном Технической частью документации о закупке, являющееся условием допуска к участию в запросе предложений.

Таким образом, в случае отсутствия у участника запроса предложений частных охранников, имеющих опыт работы в сфере защиты материального имущества объектов, организации внутриобъектового и пропускного режимов, охраны имущества не менее 3-х (трех) лет, в количестве, предусмотренном Технической частью документации о закупке, он не будет допущен к участию в закупке.

Однако закупочная документация, в том числе Техническая часть документации не содержит четкого указания на конкретное количество охранников, необходимое для допуска участника к участию в закупке, что может привести к субъективному усмотрению членов Единой комиссии Заказчика при решении вопроса о допуске или недопуске участника к закупке, а следовательно, к необоснованному ограничению конкуренции.

Вместе с тем, документация о закупке должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах для исключения возможного субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком (постановление Конституционного суда РФ от 29.03.2011 №2-П).

Кроме того, Комиссией Управления установлено, что в Техническом задании определено минимальное количество персонала, в связи с чем довод необоснованный.

Как указывает заявитель является необоснованным требование документации, являющееся условием допуска, о наличии у участника закупки охранников, имеющих опыт работы не менее трех лет, поскольку количество лет работы не свидетельствует об уровне квалификации охранников.

Квалификация частных охранников подтверждается документом о квалификации или документом, полученным по завершении профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников (п.9 Правил сдачи квалификационного экзамена Приложение N 6 к постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», а не опытом работы не менее 3 лет.

Как пояснил заказчик, предусмотренная документацией оценка и начисление баллов в количестве «по 1 баллу за каждого сотрудника, дополнительно привлекаемого для оказания услуг по предмету закупки и имеющего опыт работы в сфере защиты материального имущества объектов, организации внутриобъектового и пропускного режимов, охраны имущества не менее 3-х (трех) лет» обусловлена тем, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций Исполнитель за счет собственных сил и средств обеспечивает усиление охраны выставлением круглосуточных дополнительных постов охраны на период чрезвычайной ситуации в достаточном для обеспечения безопасности объекта количестве. При этом время выставления дополнительных постов охраны для усиления охраны не должно превышать 1 (одного) часа с момента поступления информации.

Согласно пункту 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018 уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Вместе с тем Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в Закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в Закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют. Предъявление к участнику квалификационных требований является гарантией исполнения обязательств по договору, что позволяет удовлетворить всем потребностям Заказчика.

Доводы же Заявителя полностью обусловлены недовольством из-за невозможности принять участие в Закупке.

4. Заказчик создал для участника закупки – ООО ЧОП «КОНЧАК», ранее необоснованного признанного победителем закупки, преимущественные условия для участия в запросе предложений.

Так, решением Комиссии Московского УФАС России по делу №077/07/00-11690/2021 по жалобе ООО ЧОП «Профессионал» установлено, что Комиссией Заказчика неправомерно допущена к участию в закупке заявка ООО ЧОП «КОНЧАК», которое было признано победителем закупки.

В частности, в п.1.7.7. закупочной документации было установлено требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки судебных процессов, связанных с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации участником закупки и его руководителями.

Однако, ООО ЧОП «КОНЧАК» было привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ решениями Арбитражного суда г. Москвы по делам №А40-153761/12-122-1035 от 27.12.2012, №А40-207850/2018 от 31.10.2018 и №А40-180831/2020 от 24.11.2020.

В связи с этим, Комиссией Московского УФАС было признано, что ООО ЧОП «КОНЧАК» не отвечает установленным в закупочной документации требованиям.

В последующем, согласно выданным предписаниям в рамках дел №077/07/00-10913/2021 и №077/07/00-11265/2021 итоги запроса предложений, по которым ООО ЧОП «КОНЧАК» было признано победителем, были отменены.

Как указывает заявитель при подготовке к новой закупке Заказчиком с целью создания для ООО ЧОП «КОНЧАК» преимущественных условий для участия в запросе предложений и оказания ему преференций были внесены изменения в п.1.7.7 и п.3.4.1 закупочной документации, согласно которым требование к участникам закупки об отсутствии судебных процессов, связанных с нарушением норм действующего законодательства РФ участником закупки и его руководителями, ограничено последними 6 месяцами, за которые ООО ЧОП «КОНЧАК» не привлекалось к административной ответственности, а именно:

Комиссия Управления признает довод необоснованным на основании следующего.

В настоящем случае, заявителем не доказано, что спорное условие установлено в документации в целях обеспечения прав ООО ЧОП «КОНЧАК». Напротив, указанное условие расширяет конкуренцию и позволяет не только указанному лицу принять участие в закупке, а притязания заявителя сводятся к исключению общества из потенциальных участников закупки.

Доводы о ненадлежащем исполнении предписания оставляются Комиссией Управления бех рассмотрения, поскольку они не могут рассматриваться в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО ЧОП «ЯСТРЕБ-V»на действия ФГУП Издательство «Известия» при проведении запроса предложений необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России № ЕО/49706/21 от 18.08.2021.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

1 Допускается выписка, полученная из ФНС России в виде электронного документа, подписанного электронной подписью и распечатанная на бумажном носителе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны