Постановление №49239/23 о прекращении производства по делу об административном право... от 20 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «14» ноября 2023 года.

В полном объеме постановление изготовлено «17» ноября 2023 года.

Я, начальник отдела антимонопольного контроля Московского УФАС России <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-14050/2023, возбужденного в отношении ЖСК «Дарьин» (дата регистрации в качестве юридического лица 09.04.1998, ИНН 7715187310, КПП 771501001, адрес: 127204, г. Москва, Дмитровское ш., д. 167, корп. 1, кв. 145), в присутствии представителей ЖСК «Дарьин» <...>, представителей К. <...>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте оглашения результатов административного расследования по делу № 077/04/9.21-14050/2023 об административном правонарушении, в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В Московское УФАС России поступило Заявление К. (далее — Заявитель) на действия (бездействие) ЖСК «Дарьин» (далее - Кооператив), выразившиеся, по мнению заявителя, в препятствовании перетоку электрической энергии на объект Заявителя, расположенного по адресу: <...> (далее — Объект).

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление К. необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа объектов по производству электрической энергии, а также объектов электрического хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил недискриминационного доступа, предусмотренные для сетевых организаций.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения заявления и проведения административного расследования должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

Объекты электросетевого хозяйства ЖСК «Дарьин» подключены к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион», что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 18.10.2021 № 1/С8-20-304-24098(219293), заключенным между ПАО «Россети Московский регион» и ЖСК «Дарьин».

Документом, подтверждающим опосредованное технологическое присоединение Объекта через электрические сети ЖСК «Дарьин» к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион» является акт от 12.08.2005 № 62/Д-Э по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств между владельцем жилого дома и субабонентом.

По смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации подача потребителю электрической энергии невозможна без наличия присоединенной электрической сети.

Таким образом, можно сделать вывод об опосредованном характере технологического присоединения энергопринимающих устройств Объекта через электрические сети ЖСК «Дарьин» к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион».

Между К. и АО «Мосэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения в отношении Объекта от 11.08.2017 № 35159004. Указанный договор заключен, в том числе на основании акта от 12.08.2005 № 62/Д-Э по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств между владельцем жилого дома и субабонентом.

Необходимо отметить, что на указанный акт также ссылается ЖСК «Дарьин» в письме от 13.08.2023, направленном в адрес К.

Так, К. 13.08.2023 получено письмо исх. от 23.08.2023 № И/188/2023 за подписью председателя правления ЖСК «Дарьин» <...> о том, что в адрес ЖСК «Дарьин» обратился собственник соседнего от К. жилого дома № 60 о необходимости переноса электрощита ЩРI-6, принадлежащего ЖСК «Дарьин», против переноса которого ЖСК «Дарьин» не возражает. Кроме того, в указанном письме были приведены иные вводнораспределительные щиты, от которых возможно переподключение Объекта. ЖСК «Дарьин» было предложено Заявителю осуществить переподключение по временной или постоянной схеме к вышеуказанным вводно-распределительным щитам с прокладкой нового электрического кабеля на земельном участке, на котором расположено Объект. Для согласования выбора точки подключения Объекта ЖСК «Дарьин» указало на необходимость обратиться в адрес кооператива за получением согласия и технических услови, подписать акт разграничения балансовой принадлежности в отношении новой точки присоединения и заключить договор на пользование инфраструктурой коопаратива. В указанном письме также имеется информация об отключении Объекта от электрощита ЩР-I-6 после 07.09.2023, в срок до 07.09.2023 указано на необходимость обеспечить переподключение Объекта по временной или постоянной схеме.

Как указывает Заявитель, документов, подтверждающих аварийность электрощита ЩР-I-6, аварийного ордера на земляные работы, технические условия от ПАО «Россети Московский регион», согласие АО «Мосэнергосбыт», ЖСК «Дарьин» в адрес К. не представил.

Согласно доводам заявления, действия ЖСК «Дарьин» могут привести к прекращению энергоснабжения Объекта.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.02.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Пунктами 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа), установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Вместе с тем ЖСК «Дарьин» в пояснениях по делу № 077/04/9.21-14050/2023 (вх. от 27.10.2023 № 69678-ЭП/23) указывает, что в связи с непоступлением в адрес ЖСК «Дарьин» ответа Заявителя на письмо исх. от 23.08.2023 № И/188/2023 к 07.09.2023, работы по переносу электрощита ЩР-I-6 к указанному сроку начаты не были, следовательно, прекращения подачи электроэнергии на Объект не произошло.

Также ЖСК «Дарьин» указывает, что факт отсутствия препятствия перетоку электрической энергии со стороны ЖСК «Дарьин» с 07.09.2023 по настоящее время подтверждается актами снятия контрольных показаний приборов учета электроэнергии в ЖСК «Дарьин» от 07.09.2023 и от 05.10.2023.

АО «Мосэнергосбыт» в ответ на направленный Московским УФАС России запрос информации от 18.10.2023 № НП/44307/23 (вх. от 26.10.2023 № 69530-ЭП/23) указало, что не располагает информацией об отсутствии энергоснабжения на Объекте в период с 07.09.2023 по настоящее время.

АО «Мосэнергосбыт» также указало, что не инициировало ограничение режима потребления электрической энергии на Объекте, в том числе не направляло в адрес Заявителя уведомления об ограничении режима потребления электроэнергии.

Кроме того, письмами от 03.10.2023 № МЭС/ИП/27/5945 и от 06.10.2023 № МЭС/ИП/27/6015 АО «Мосэнергосбыт» сообщило ЖСК «Дарьин» о недопустимости препятствования перетоку электрической энергии Заявителю.

В своих пояснениях ЖСК «Дарьин» указывает, что между Кооперативом и К. имеются неурегулированные имущественные отношения, а также имеется спор о наличии задолженности по содержанию имущества Кооператива.

В свою очередь, в представленном К. ходатайстве о приобщении доказательств по делу (вх. от 13.11.2023 № 73388-ЭП/23) указано, что подключение Объекта к электрическим сетям после переноса электрощита ЩР-I-6 возможно только при соблюдении следующих условий:

- заключение договора с Кооперативом на пользование инфраструктурой;

- получение новых технических условий от Кооператива с новой точкой присоединения;

- получение нового акта технологического присоединения;

- прокладка электрического кабеля за счет Заявителя до иного электрического щита.

Заявитель с указанными условиями не согласен, и также указывает, что электрощит ЩР-I-6 является общим долевым имуществом Кооператива, в отношении которого решения о предоставлении прав пользования, в соответствии с подпунктом 10 пункта 10.2.5 Устава ЖСК «Дарьин», не принимались.

Оценив вышеуказанные доводы, должностное лицо антимонопольного органа, приходит к выводу, что споры о регулировании имущественных отношений между Заявителем и Кооперативом, о наличии задолженности по содержанию имущества Кооператива и о возложении бремени (в том числе финансового) по прокладке новой кабельной линии от Объекта Заявителя до нового месторасположения электрощита ЩР-I-6 после его переноса, переносу электрощита ЩР-I-6 носят гражданскоправовой характер и могут быть разрешены в порядке, предусмотренном гражданским и арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

С учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем должностное лицо антимонопольного органа считает необходимым отметить, что в случае осуществления ЖСК «Дарьин» действий по нарушению действующей схемы энергоснабжения Объекта без разрешения гражданско-правового спора как в судебном, так и внесудебном порядке, указанные действия могут быть квалифицированы антимонопольным органом как административное правонарушение в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ.

Исходя из представленных документов и пояснений сторон, должностное лицо антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии препятствования перетоку электроэнергии со стороны ЖСК «Дарьин».

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо приходит к выводу об отсутствии события и состава административного правонарушения в вышеописанных действиях ЖСК «Дарьин».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-14050/2023, возбужденное в отношении ЖСК «Дарьин» (дата регистрации в качестве юридического лица 09.04.1998, ИНН 7715187310, КПП 771501001, адрес: 127204, г. Москва, Дмитровское ш., д. 167, корп. 1, кв. 145), прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Начальник отдела антимонопольного контроля

Связанные организации

Связанные организации не указаны