Решение №ЕО/17991/18 Решение по делу № 1-17.1-2320/77-17 о нарушении антимонопол... от 16 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицам, участвующим в рассмотрении дела № 1-17.1-2320/77-17 о нарушении

антимонопольного законодательства

(по списку)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу1-17.1-2320/77-17 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «02» апреля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» апреля 2018 г.

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
№ 1-17.1-2320/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе Председателя Комиссии ..., членов Комиссии: ..., рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 1-17.1-2320/77-17 по признакам нарушения
Государственным унитарным предприятием города Москвы «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы» (далее - ГУП «ДГС», Дирекция) части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии представителя ГУП «ДГС» ..., действующей на основании доверенности от 10.01.2018 № 008,


 

УСТАНОВИЛА:

 

Недвижимое имущество общей площадью 2 942,8 кв.м., состоящее из 193 машино-мест1, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, д. 13, корп. 2 (далее - Гаражный комплекс), является объектом гаражного назначения, принадлежащим на праве собственности городу Москве, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2012
№ 77-77-02/014/2012-078.

Согласно пункту 1 Положения о порядке проектирования и строительства объектов гаражного назначения в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.07.2009 № 685-ПП, организованными местами хранения автотранспорта являются объекты капитального строительства гаражного назначения для размещения мест хранения автотранспорта, расположенные по месту проживания автовладельцев, которые могут находиться в собственности или предоставляться в аренду физическим и юридическим лицам.

Гаражный комплекс был передан Департаментом городского имущества города Москвы ГУП «ДГС» на праве хозяйственного ведения в соответствии с актом приема-передачи объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, государственному унитарному предприятию города Москвы от 20.10.2011
№ 01-00115/11, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 10.10.2011 № 2271-р, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.02.2012 сделана запись регистрации
№ 77-77-02/014/2012-078 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2012 № 77-АН 744326.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка планирования финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.09.2011 № 441-ПП, планом финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) является совокупность прогнозных показателей деятельности государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы на планируемый финансовый период.

Согласно Плану ФХД ГУП «ДГС» за 2016 год в отношении машино-мест Гаражного комплекса планировалось заключение договоров, предметом которых являлось оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию и выполнению агентских функций. ГУП «ДГС» необходимо было определить контрагентов по указанным договорам по результатам проведения конкурентных процедур.

В соответствии с Планом ФХД ГУП «ДГС» за 2017 год в отношении машино-мест Гаражного комплекса планировалось заключение договоров, предметом которых являлось паркование с организацией эксплуатации. ГУП «ДГС» необходимо было определить контрагентов по указанным договорам по результатам проведения конкурентных процедур.

Московским УФАС России (далее также - Управление) по результатам рассмотрения заявления Кукеса И.В., а также материалов и сведений, представленных в письмах ГУП «ДГС», ЗАО «Моспаркинг», было установлено, что в отношении машино-мест Гаражного комплекса ГУП «ДГС» были заключены следующие договоры:

1. Договор от 01.01.2016 № 005-002911-16 и договор от 17.02.2017
№ 005-003903-17, заключенные Дирекцией с ООО «Департамент деловой недвижимости) (далее - ООО «ДДН») на организацию обслуживания Гаражного комплекса с целью оказания соответствующих услуг потребителям машино-мест по содержанию в надлежащем состоянии машино-мест общего пользования, обеспечению коммунального обслуживания (далее - Договоры эксплуатации).

Договоры эксплуатации были заключены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В частности договор от 17.02.2017
№ 005-003903-17 был заключен на основании результатов осуществления закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме (протокол
№ 31604523324-02 от 11.01.2017).

В соответствии с пунктом 2.1 Договоров эксплуатации предметом указанных договоров является организация за вознаграждение от имени ГУП «ДГС» обслуживания Гаражного комплекса с целью оказания соответствующих услуг пользователям машино-мест по содержанию в надлежащем состоянии машино-мест и мест фактического пользования, обеспечению коммунального обслуживания.

Договорами эксплуатации не предусмотрен переход прав владения и (или) пользования имуществом города Москвы контрагенту.

Таким образом, проведение конкурентных процедур на право заключение Договоров эксплуатации в порядке, предусмотренном Приказом ФАС России
от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ № 67)
, не требовалось, нарушение антимонопольного законодательства в действиях Дирекции отсутствует.

В настоящее время между Дирекцией и ООО «ДДН» расторгнуты Договоры эксплуатации на основании пункта 5.2 указанных договоров, о чем ГУП «ДГС» уведомило ООО «ДДН» письмами от 16.06.2017 № АМ-3230/7 и от 12.06.2017
№ АМ-3016/7. Э
ксплуатация Гаражного комплекса осуществляется непосредственно ГУП «ДГС».

2. Договор от 01.01.2016 № 023-1-0282-16 об оказании услуг паркования транспортных средств на территории гаража-стоянки, расположенной по адресу:
г. Москва, ул. Рогожский Вал, д. 13, корп. 2, заключенный между ГУП «ДГС»
и
ООО «ДДН» на основании заявления последнего (далее - Договор паркования
№ 023-1-0282-16).

Предметом Договора паркования № 023-1-0282-16 является оказание
ГУП «ДГС» услуг паркования транспортных средств ООО «ДДН» на территории Гаражного комплекса, которые заключаются в предоставлении Дирекцией доступа к машино-месту (далее также - парковочное место), регулировании въезда-выезда и движения по Гаражному комплексу, обеспечении Гаражного комплекса необходимым оборудованием, знаками указателями, внесении соответствующих разметок и поддержании Гаражного комплекса и парковочных мест в исправном состоянии, а также в осуществлении контроля за передвижением и размещением транспортных средств на территории Гаражного комплекса, а со стороны
ООО «ДДН» - в оплате указанных услуг в порядке и на условиях, предусмотренных Договором
паркования № 023-1-0282-161.

В соответствии с пунктом 1.4 Договора паркования № 023-1-0282-16 транспортные средства ООО «ДДН» паркуются в Гаражном комплексе на машино-местах в общем количестве 135 штук. Для подтверждения права пользования парковочными местами ГУП «ДГС» выдает ООО «ДДН» карты-пропуски в соответствии с приложением 1 к данному Договору паркования
№ 023-1-0282-16
, которые действительны в течение срока действия указанного договора.

Приложением 1 к Договору паркования № 023-1-0282-16 является акт приема-передачи карт-пропусков гаражного комплекса к указанному договору, согласно которому ГУП «ДГС» передало, а ООО «ДДН» приняло карты-пропуски в количестве 135 штук.

Между ГУП «ДГС» и ООО «ДДН» 18.04.2016 было заключено дополнительное соглашение № 2 к Договору паркования № 023-1-0282-16, согласно которому транспортные средства ООО «ДДН» паркуются в Гаражном комплексе на машино-местах в общем количестве 193 штуки, что составляет 2 924,8 кв.м. Для подтверждения права пользования парковочными местами ГУП «ДГС» выдает
ООО «ДДН» карты-пропуски в соответствии с приложением 1.1 к указанному дополнительному соглашению
, которые действительны в течение срока Договора паркования № 023-1-0282-16.

В соответствии с пунктом 6.2 Договора паркования № 023-1-0282-16 он вступает в силу с 01.01.2016 и действует до 30.11.2016 года включительно. Договор паркования № 023-1-0282-16 автоматически пролонгируется, если ни одна сторона не заявит о желании его расторгнуть за 15 календарных дней до даты окончания срока его действия.

Таким образом, 193 машино-места Гаражного комплекса (100 % машино-мест Гаражного комплекса) переданы Дирекцией ООО «ДДН» на возмездной основе с фиксированной ежемесячной платой для размещения транспортных средств на указанных машино-местах по картам-пропускам, которые согласно пункту 1.4 Договора подтверждают право пользования парковочным местом.

В соответствии с пунктом 1.4 Договора паркования № 023-1-0282-16
ООО «ДДН» вправе оказывать услуги паркования третьим лицам без согласования с ГУП «ДГС».

3. Договор от 01.01.2016 № 010-16/ЧП оказания услуг паркования транспортных средств на территории гаража-стоянки, расположенной по адресу:
г. Москва, ул. Рогожский Вал, д. 13, корп. 2, заключенный между ООО «ДДН» и
ЗАО «Моспаркинг»
(далее - Договор паркования № 010-16/ЧП).

Предметом Договора паркования № 010-16/ЧП является оказание
ООО «ДДН» услуг паркования транспортных средств ЗАО «Моспаркинг» на территории Гаражного комплекса, которые заключаются в предоставлении
ООО «ДДН» доступа к парковочному месту, регулировании въезда-выезда и движения по Гаражному комплексу, обеспечении Гаражного комплекса необходимым оборудованием, знаками указателями, внесении соответствующих разметок и поддержании Гаражного комплекса и парковочных мест в исправном состоянии, а также в осуществлении контроля за передвижением и размещением транспортных средств на территории Гаражного комплекса, а со стороны

ЗАО «Моспаркинг» - в оплате указанных услуг в порядке и на условиях, предусмотренных Договором паркования № 010-16/ЧП1.

В соответствии с пунктом 1.4 Договора паркования № 010-16/ЧП транспортные средства ЗАО «Моспаркинг» паркуются в Гаражном комплексе на машино-местах в общем количестве 135 штук. Для подтверждения права пользования парковочными местами ГУП «ДГС» выдает ООО «ДДН» карты-пропуски в соответствии с приложением 1 к данному договору , которые действительны в течение срока действия Договора паркования № 010-16/ЧП.

Приложением 1 к Договору паркования № 010-16/ЧП является акт приема-передачи карт-пропусков гаражного комплекса к указанному договору, согласно которому ООО «ДДН» передало, а ЗАО «Моспаркинг» приняло карты-пропуски в количестве 135 штук.

В соответствии с пунктом 6.2 Договора паркования № 010-16/ЧП он вступает в силу с 01.01.2016 и действует до 30.11.2016 года включительно. Договор паркования № 010-16/ЧП автоматически пролонгируется, если не одна сторона не заявит о желании его расторгнуть за 15 календарных дней до даты окончания срока его действия.

Таким образом, 135 машино-мест Гаражного комплекса (70% машино-мест Гаражного комплекса) переданы ООО «ДДН» ЗАО «Моспаркинг» на возмездной основе с фиксированной ежемесячной платой для размещения транспортных средств на указанных машино-местах по картам-пропускам, которые согласно пункту 1.4 Договора паркования 010-16/ЧП подтверждают право пользования парковочным местом.

В соответствии с пунктом 1.4 Договора паркования № 010-16/ЧП
ЗАО «Моспаркинг» вправе оказывать услуги паркования третьим лицам без согласования с ООО «ДДН».

4. Договоры оказания услуг паркования в отношении машино-мест Гаражного комплекса, заключенные между ЗАО «Моспаркинг» и физическими лицами.

Согласно представленным ЗАО «Моспаркинг» документам следует, что
ЗАО «Моспаркинг» были заключены договоры оказания услуг паркования и предоставлены физическим лицам 129 машино-мест Гаражного комплекса (67% машино-мест Гаражного комплекса). Оплата услуг паркования в соответствии с представленными ЗАО «Моспаркинг» сведениями производилась физическими лицами до июня 2017 года.

Таким образом, исходя из совокупного толкования изложенных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, что посредством заключения Договора паркования
№ 023-1-0282-16 ГУП «ДГС» передало, а
ООО «ДДН» фактически приняло 193 машино-места Гаражного комплекса, пользовалось ими и распоряжалось путем передачи в пользование ЗАО «Моспаркинг» (135 машино-мест Гаражного комплекса), которое, в свою очередь на основании Договора паркования № 010-16/ЧП также фактически пользовалось и распоряжалось Гаражным комплексом путем передачи в пользование физическим лицам (129 машино-мест Гаражного комплекса), что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами и содержит признаки нарушения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона, осуществляется заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в том числе в отношении имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Таким образом, заключение Договора паркования № 023-1-0282-16 между
ГУП «ДГС» и ООО «ДДН»
возможно было исключительно по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения указанного договора в порядке, установленном Приказом № 67.

В соответствии с письменными пояснениями Дирекции относительно оснований заключения Договора паркования № 023-1-0282-16 ГУП «ДГС» сообщило, что указанный договор были заключены на основании заявления контрагента, так как Дирекция в рамках осуществления уставной деятельности оказывает услуги паркования автотранспортных средств на территории объектов гаражного назначения каждому лицу, которое к нему обратится. Информация о предоставлении услуг паркования автотранспортных средств размещена на официальном сайте ГУП «ДГС» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.mskgarage.ru) и доступна неограниченному кругу лиц.

По мнению ГУП «ДГС», размещение указанных сведений в открытом доступе свидетельствует о наличии в них признаков публичного договора, изложенных в статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). ГУП «ДГС» полагает, что физические и юридические лица вправе требовать от Дирекции заключения с ними публичного договора на основании того, что на законодательном уровне установлен прямой запрет на отказ лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставления соответствующей услуги.

Комиссия указывает, что согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Как уже отмечалось ранее, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что предоставление государственного имущества, в том числе принадлежащего на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям, во владение и (или) пользование возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Таким образом, к договорным правоотношениям, возникающим при заключении договоров оказания услуг паркования не могут быть применены положения статьи 426 ГК РФ в связи с тем, что указанные договоры предусматривают переход прав владения и (или) пользования имуществом города Москвы контрагентам по данным договорам, и должны заключаться только по результатам проведения конкурентных процедур, в порядке предусмотренном Приказом № 67.

В соответствии с письмом ГУП «ДГС» от 19.01.2018 № АМ-347/8, адресованным заместителю руководителя Департамента строительства города Москвы ..., имеющемуся в материалах настоящего дела, заключение договоров оказания услуг паркования с физическими и юридическими лицами возможно без проведения конкурентных процедур, ввиду того, что условиями договоров паркования не предусмотрена передача объекта недвижимости. Контрагенты по указанным договорам размещают транспортные средства на автостоянке, что подразумевает возможность нахождения на автостоянке транспортных средств без сохранения и индивидуализации места их расположения, а в силу технических характеристик автостоянки машино-места для пользования контрагентами не используются. Кроме того, согласно позиции ГУП «ДГС», изложенной в письме от 19.01.2018 № АМ-347/8, деятельность по оказанию услуг автостоянок регулируется главой 39 ГК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок» и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

По результатам анализа документов и сведений, имеющихся в материалах настоящего дела, Комиссией было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 795
«Об утверждении правил оказания услуг автостоянок» (далее - Правила оказания услуг автостоянок), указанные правила, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулируют отношения в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, а также прицепов и полуприцепов к ним (далее - автомототранспотрные средства) на автостоянках.

Согласно пункту 2 Правил оказания услуг автостоянок потребителем услуг автостоянок является гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий, либо использующий услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, Правила оказания услуг автостоянок направлены на урегулирование правоотношений исключительно с физическими лицами, не осуществляющими хозяйственной деятельности.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок предоставления государственного имущества, в том числе принадлежащего на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям, во владение и (или) пользование. При этом положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не содержат прямого изъятия в отношении предоставления такого имущества физическим лицам.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 3 и пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции указанный закон регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, то есть соперничеством хозяйствующих субъектов, к которым относятся организации, предприниматели и физические лица, осуществляющие деятельность, приносящую доход.

Физическое лицо, не осуществляющее деятельность, приносящую ей доход, не относится к хозяйствующим субъектам в понимании Закона о защите конкуренции.

Таким образом, предоставление недвижимого государственного имущества во владение и (или) пользование физическому лицу, не являющемуся хозяйствующим субъектом, не преследующее цели ведения данного имущества в дальнейший оборот, не подпадает под действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что заключение договоров оказания услуг паркования, равно как и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования имуществом города Москвы, между ГУП «ДГС» и физическими лицами без проведения конкурентных процедур не является нарушением статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в случае соблюдения указанных требований.

Согласно статье 799 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно договорам оказания услуг паркования, заключенным между
ГУП «ДГС» и хозяйствующими субъектами, Дирекция на возмездной основе с фиксированной ежемесячной платой передает машино-места Гаражного комплекса контрагентам по указанным договорам для размещения
транспортных средств на указанных машино-местах, а также предоставляет право передавать свои права по указанному договору третьим лицам без согласования с ГУП «ДГС».

По результатам проведенного анализа материалов и сведений, полученных в рамках рассматриваемого дела, Комиссия пришла к выводу, что договоры оказания услуг паркования, заключаемые ГУП «ДГС» с хозяйствующими субъектами, предусматривают переход прав владения и (или) пользования имуществом города Москвы контрагентам по указанным договорам и по своей правовой природе не могут являться договорами возмездного оказания услуг.

Заключение договоров оказания услуг паркования, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования имуществом города Москвы хозяйствующим субъектам по указанным договорам, может являться притворной
сделкой в понимании статьи 170 ГК. РФ1.

Между тем, как отмечалось ранее, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, установленном Приказом № 67.

Приведенный правовой подход наиболее полно отвечает целям применения названной нормы права, а именно защите государственной и муниципальной собственности от несанкционированной передачи во владение или пользование третьим лицам по заниженной цене либо нецелевого использования.

Требования названной нормы права направлены также на обеспечение максимально возможного количества участников торгов с целью передачи такого имущества по максимально возможной цене и выбора надежного контрагента, заключение договора с которым в силу части 1 статьи 447 ГК РФ является обязательным (решение Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2015 по делу
№ А40-58236/2015).

Договор паркования № 023-1-0282-16 был заключен без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Приказом № 67, а следовательно, в нарушение части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, согласно материалам и сведениям, представленным ГУП «ДГС» в рамках рассмотрения настоящего дела, в настоящее время между Дирекцией и
ООО «ДДН» расторгнут Договор паркования № 023-1-0282-16 на основании пункта 5.2 указанного договора, что подтверждается уведомлением о расторжении договора, направленным ГУП «ДГС» в адрес ООО «ДДН» письмом от 12.06.2017
№ АМ-3076/7. Кроме того,
согласно Письму ЗАО «Моспаркинг» Договор паркования № 010-16/ЧП в настоящее время также расторгнут.

По состоянию на 26.02.2018 между ГУП «ДГС» и физическими лицами на основании заявлений заключено 167 договоров оказания услуг паркования на 177 машино-мест Гаражного комплекса. Дирекция на возмездной основе с фиксированной ежемесячной платой передает машино-места Гаражного комплекса контрагентам по указанным договорам (физическим лицам) для размещения транспортных средств на указанных машино-местах.

Таким образом, давая совокупную оценку изложенным обстоятельствам, Комиссия пришла к выводу, что посредством заключения Договора паркования
№ 023-1-0282-16 ГУП «ДГС» передало, а
ООО «ДДН» фактически приняло 193 машино-места Гаражного комплекса, пользовалось ими и распоряжалось путем передачи в пользование ЗАО «Моспаркинг» (135 машино-мест Гаражного комплекса), которое, в свою очередь на основании Договора паркования № 010-16/ЧП также фактически пользовалось и распоряжалось машино-местами Гаражного комплекса путем передачи в пользование третьим лицам (129 машино-мест Гаражного комплекса), что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами и содержит признаки нарушения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела 1-17.1-2320/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства от 13.03.2018 (далее - Заключение), копия которого была направлена лицам, участвующим в деле.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Представитель ГУП «ДГС» ..., действующая на основании доверенности от 10.01.2018 № 008, на заседание Комиссии представила письменные пояснения на Заключение (письмо ГУП «ДГС» от 30.03.2018 № АМ-2106/8), согласно которым Дирекцией договоры оказания услуг паркования в Гаражном комплекса заключались и подлежали обязательному согласованию с Департаментом городского имущества города Москвы и Департаментом строительства города Москвы как относящиеся к разряду планово-определенных либо условно-определенных сделок, предусмотренных стандартом по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы.

По мнению ГУП «ДГС», договоры оказания услуг паркования не относятся к договорам аренды, так как предмет аренды конкретно не определен, по сути указанные договоры являются договорами возмездного оказания услуг в понимании статьи 779 ГК РФ.

На основании изложенного Дирекцией сделан вывод о том, что договоры оказания услуг паркования не попадают под определение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия считает данный довод несостоятельным. Как уже отмечалось ранее, согласно договорам оказания услуг паркования, заключенным между
ГУП «ДГС» и хозяйствующими субъектами, Дирекция на возмездной основе с фиксированной ежемесячной платой передает машино-места Гаражного комплекса контрагентам по указанным договорам для размещения
транспортных средств на указанных машино-местах, а также предоставляет право передавать свои права по данным договорам третьим лицам без согласования с ГУП «ДГС».

Таким образом, договоры оказания услуг паркования, заключаемые
ГУП «ДГС» с хозяйствующими субъектами, предусматривают переход прав владения и (или) пользования имуществом города Москвы контрагентам по указанным договорам и по своей правовой природе не могут являться договорами возмездного оказания услуг в понимании статьи 779 ГК РФ.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, в порядке, установленном Приказом № 67.

На основании изложенного Комиссией был сделан вывод о том, что Договор паркования № 023-1-0282-16 был заключен без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Приказом № 67, а следовательно, в нарушение части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

ГУП «ДГС» в письме от 30.03.2018 № АМ-2106/8 было заявлено ходатайство о применении при вынесении решения по настоящему делу меры административного наказания, предусмотренной статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее - КоАП РФ).

Указанное ходатайство ГУП «ДГС» не может быть удовлетворено Комиссией в связи с тем, что применение административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, не может быть рассмотрено в рамках настоящего дела.

Комиссия Московского УФАС России, оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, пришла к выводу, что имеющихся в материалах дела документов и сведений достаточно для рассмотрения дела по существу и принятия решения.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГУП «ДГС» нарушившим часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции путем заключения Договора паркования № 023-1-0282-16, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, в порядке, установленном Приказом № 67.

2. Основания для прекращения дела № 1-17.1-2320/77-17 отсутствуют.

3. Не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ГУП «ДГС», в связи с тем, что Договор паркования № 023-1-0282-16 расторгнут.

4. Передать материалы должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии с КоАП РФ.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии:

1 В соответствии с пунктом 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Определение машино-места было включено в Градостроительный кодек Российской Федерации 01.01.2017 после вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». До 01.01.2017 определение машино-места в законодательстве Российской Федерации отсутствовало.

1 Согласно пункту 2.3 Договора паркования № 023-1-0282-16 цена указанного договора за календарный месяц услуги паркования составляет 405 000 рублей в том числе налог на надбавочную стоимость (18%) 61 779,66 руб, а после подписания дополнительного соглашения №2 от 18.04.2016 к Договору паркования № 023-1-0282-16 - 368 823 руб. в том числе налог на надбавочную стоимость (18%)
56 261, 14 руб.

1 Согласно пункту 2.3 Договора паркования № 010-16/ЧП цена указанного договора за календарный месяц услуги паркования составляет 405 000 рублей в том числе налог на надбавочную стоимость (18%)
61 779,66 руб.

1 В соответствии со статьей 170 ГК РФ притворной сделкой является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

1 В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Связанные организации

Связанные организации не указаны