Решение б/н б/а от 24 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-7895/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.06.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» в лице «...»,
в отсутствие представителей ООО «Простор Информационные Технологии», извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени заседания письмом Московского УФАС России от 13.06.2024 № НП/23550/24,
рассмотрев жалобу ООО «Простор Информационные Технологии» (далее — Заявитель) на действия ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку компьютерной техники (реестровый № 32413615353, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Организатора закупки при проведении Закупки.
Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи. Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.
Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.
Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.
Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в Закупке, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям Закупочной документации (далее — Документация).
Как указывает в жалобе Заявитель, отклонение неправомерно, поскольку им была представлена информация об отсутствии участия в судебных разбирательствах в форме Декларации о соответствии от 28.05.2024.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru) 29.02.2024 была размещена информация о проведении Закупки.
Начальная (максимальная) цена договора: 4 998 660,00 рублей.
Дата начала подачи заявок – 20.05.2024.
Дата и время окончания срока подачи заявок – 30.05.2024 (10:00).
Дата подведения итогов – 05.06.2024.
Из итогового протокола от 05.05.2024 № 32413615353-01 следует, что на участие в Закупке подано 12 заявок, 7 заявок допущены к участию в Закупке.
Согласно итоговому протоколу от 05.05.2024 № 32413615353-01 заявка (№ 2883315337) Заявителя была отклонена на основании следующего: «На основании п. 1. ч. 7 ст. 21.2. Положения о закупках товаров (работ, услуг) ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», абз. 1 ст. 13 и п.10 ч. 1 ст. 16 части II «Информационная карта закупки» документации о закупке, участник закупки не допускается к участию в запросе предложений, в связи с не предоставлением документов и информации, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным Заказчиком в документации/извещении о закупке, или копии таких документов, а именно:
Заявителем не представлена «Справка о судебных разбирательствах в качестве ответчика (в произвольной форме)».
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и к участникам такой закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно подпункту 1 пункта 13 Информационной карты участник закупки должен соответствовать дополнительным требованиям: отсутствие у участника закупки (организации) судебных разбирательств за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке в качестве ответчика по договорам (контрактам) сопоставимого характера - поставка компьютерной техники.
Подтверждается справкой об отсутствии судебных разбирательствах в произвольной форме.
В соответствии с пунктом 16 Информационной карты заявка на участие в запросе предложений должна содержать всю указанную Заказчиком в настоящей Информационной карте запроса предложений информацию.
Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из одной части и предложения участника закупки о цене договора. Сведения об Участнике закупки и подтверждающие документы:
5) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным Заказчиком в документации/извещении о закупке, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с подпунктом 11 указанного раздела документации;
10) справка о судебных разбирательствах в качестве ответчика (в произвольной форме).
Пунктом 16 Информационной карты также представлена инструкция по заполнению заявки. Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме оформляется в форме электронных документов, содержащих предусмотренные настоящим пунктом документы. Указанные электронные документы направляются участником закупки оператору электронной площадки одновременно.
Документы, предоставляемые в составе заявки, должны содержать четкие измеряемые параметры, позволяющие однозначно определять соответствие либо несоответствие участника конкурентной закупки указанным требованиям.
Заявка на участие в конкурентной закупке должна быть подготовлена в одном из следующих форматов: документ Microsoft Word – 2003 (*.doc), OpenOffice (*.odt), Adobe Acrobat (*.pdf), Rich Text Format (*.rtf) или файл в формате JPG, содержащий отсканированный графический образ бумажного оригинала заявки.
Файл электронного документа должен иметь соответствующее наименование, например:
- «Техническое предложение»;
- «Заявка»;
- и так далее.
Каждый документ в составе заявки в электронной форме должен находиться в отдельном файле. Не допускается сохранять несколько разноименных документов в одном файле.
То есть, из буквального толкования указанно инструкции следует, что для подтверждения требованию подпункта 1 пункта 13 Информационной карты участнику Закупки необходимо предоставить отдельный документ в произвольной форме.
В соответствии с пунктом 5.3.3 Закупочной документации не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, не установленные в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При рассмотрении заявок участник закупки не допускается к участию в закупке, в случае:
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 16 части II «Информационная карта закупки» документации, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия документов и информации требованиям, установленным к таким документам и информации, предусмотренных пунктом 16 части II «Информационная карта закупки» документации, требованиям документации/извещения о такой закупке;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в пункте 11 части II «Информационная карта закупки» документации;
- иных несоответствий участника закупки требованиям, установленным в извещении и документации о проведении закупки.
Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя отсутствует «Справка о судебных разбирательствах в качестве ответчика», подтверждающая отсутствие у Заявителя судебных разбирательств за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке в качестве ответчика по договорам (контрактам) сопоставимого характера - поставка компьютерной техники.
В свою очередь, Заявителем в составе заявки представлен документ от 28.05.2024 Декларация о соответствии ООО «Простор Информационные Технологии».
Комиссия, проанализировав данный документ, установила, что в составе Декларации соответствия содержится пункт, подтверждающий отсутствие у Участника закупки судебных решений по делам, связанных с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта или договора, а также участия в судебных разбирательствах, а также пункт, подтверждающий отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что указанные в Декларации о соответствии формулировки в совокупности не соответствуют формулировке требования подпункта 1 пункта 13 Информационной карты – «Отсутствие у участника закупки (организации) судебных разбирательств за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке в качестве ответчика по договорам (контрактам) сопоставимого характера - поставка компьютерной техники».
Из буквального толкования формулировки «...а также участия в судебных разбирательствах» не следует, что указанная фраза относится к требованию именно об отсутствии у Заявителя судебных разбирательств за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке в качестве ответчика по договорам (контрактам) сопоставимого характера.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что комиссией Заказчика правомерно принято решение об отсутствии в заявке Заявителя требуемого подпунктом 10 пункта 16 Информационной карты документа, равно как и предоставления информации, подтверждающей соответствие участника дополнительным требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 13 Информационной карты, в связи с чем заявка Заявителя отклонена на основании пункта 5.3.3 Закупочной документации.
В свою очередь, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) с условиями документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски, связанные с отклонением заявки, в случае несоблюдения указанных требований.
В этой связи у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «Простор Информационные Технологии» (ИНН: 7702427445; ОГРН: 5177746323926) на действия ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» (ИНН: 7712037050; ОГРН: 1027700559512) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.06.2024 № НП/23550/24.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.