Решение б/н б/а от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-398/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.01.2023                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...........>,

членов Комиссии:

<...........>,

<...........>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АО «Электромаш», ФГАУ «УИСП» Минобороны России,

рассмотрев жалобы АО «Электромаш» (далее — Заявитель) на действия ФГАУ «УИСП» Минобороны России (далее — Организатор торгов) при проведении аукционов на право заключения договоров по продаже движимого военного имущества, не имеющего перспектив использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за ФГАУ «УИСП» Минобороны России на праве оперативного управления (информационные сообщения от 15.12.2022, 21.12.2022, опубликованные на официальном сайте https://уисп.рф) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора аукциона при проведении Торгов, перенаправленные письмом ФАС России от 11.01.2023 № 04/533/23.

При этом в жалобах Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Настоящее заседание Комиссии было проведено в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при этом в части доводов о возможном нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции данные жалобы принята в работу в рамках статьи 44 Закона о защите конкуренции и ответ будет дан дополнительно.

Также в адрес Московского УФАС России АО «Электромаш» (далее — Заявитель) направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью получения необходимых учредительных документов ФГАУ «УИСП» Минобороны России, а также документов, подтверждающих их право распоряжаться государственным имуществом.

Комиссия Московского УФАС, рассмотрев указанное ходатайство отмечает, что документы, составляющие охраняемую законом тайну (например, содержащие персональные данные, коммерческую либо иную банковскую тайну) в связи с установленными, регулирующим законодательством, запретами на представление такой информации третьим лицам, не предоставляются для ознакомления. При этом, Заявителем не представлено обоснований необходимости истребования учредительных и иных документов у Организатора торгов.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении заявленного Заявителем ходатайства об истребовании документов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель в своих жалобах выражает несогласие с положениями аукционной документации, согласно которым, претенденты на участие в аукционе обязаны иметь опыт сотрудничества с Министерством обороны Российской Федерации, организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации федеральными государственными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральными государственными унитарными предприятиями, а также иными акционерными обществами или обществами с ограниченной ответственностью, в отношении которых Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия собственника по решению Правительства Российской Федерации (далее - организации Минобороны России).

Опыт сотрудничества должен выражаться:

- в стоимостном выражении приобретенного в период с 22 июля 2016 по настоящее время у организаций Минобороны России имущества, общая стоимость которого должна составлять не менее 67 775 250 рублей (для сообщения от 21.12.2022) и не менее 40 196 100 рублей (для сообщения от 15.12.2022);

- в количественном выражении приобретенного в период с 22 июля 2016 по настоящее время у организаций Минобороны России имущества (авиационные двигатели) общее количество которого должно быть не менее 412 единиц (для сообщения от 21.12.2022) и не менее 448 единиц (для сообщения от 15.12.2022);

Для целей оценки опыта претендента прикладываются следующие документы; сведения о количестве и стоимости приобретенного претендентом имущества, виды которого указаны в Лоте (авиационные двигатели), по договорам купли-продажи (соглашениям, контрактам), заключенным претендентом с организациями Минобороны. Сведения указываются претендентом в информационном письме на фирменном бланке претендента (при наличии бланка) с подписью уполномоченного лица и печатью претендента (при наличии печати). С указанием названия организации Минобороны России (если такое указание не ограничено договорными обязательствами претендента), наименования и предмета каждого сотрудничества, сроков сотрудничества, стоимости сотрудничества (приобретенного имущества), а также общей итоговой суммы приобретенного имущества по всем договорам (соглашениям, контрактам) и общего количества приобретенных единиц имущества, виды которого перечислены в Лоте (авиационные двигатели).

Сводные сведения о наличии у претендента на участие в аукционе опыта успешного сотрудничества организациями Минобороны России должны подтверждаться следующими документами:

- заверенными копиями исполненных договоров (прочая информация, не относящаяся к подтверждению опыта, может быть исключена);

В случае, если договоры, исполненные претендентом, имеют гриф секретности или ограничения по соглашению о конфиденциальности, то должны быть приведены выписки из этих договоров (дата, номер, заказчик, предмет договора, стоимость имущества), заверенные печатью претендента (при наличии)».

Указанные положения документации, по мнению Заявителя напрямую ограничивают конкуренцию.

Организатор торгов с доводами не согласился, указав на то, что торги являются необязательными в силу законодательства Российской Федерации, так проводятся по основаниям статьи 3 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174 «Об автономных учреждениях», согласно которой автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом.

Как указал Организатор торгов, в связи с тем, что указанное имущество не имеет перспектив использования в интересах ФГАУ «УИСП» Министерства обороны Российской Федерации предлагается реализовать его посредством аукциона в соответствии с Положением о порядке реализации движимого военного имущества, не имеющего перспектив использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за ФГАУ «УИСП» Минобороны России на праве оперативного управления, на аукционе после определения независимым оценщиком начальной стоимость данного имущества.

По результатам рассмотрения жалоб установлено, что продажа имущества на аукционе (информационное сообщение от 15.12.2022) проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о порядке реализации движимого военного имущества, не имеющего перспектив использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за ФГАУ «УИСП» Минобороны России на праве оперативного управления, на аукционе, утвержденного Приказом начальника ФГАУ «УИСП» Минобороны России от 26.08.2022г. № 425, Положением о порядке реализации имущества, не имеющего перспектив использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за ФГАУ «УИСП» Минобороны России на праве оперативного управления, на аукционе, утвержденного Приказом начальника ФГАУ «УИСП» Минобороны России от 03.10.2022г. № 505 (далее – Положения), решением Департамента военного имущества Минобороны России, решением заместителя начальника ФГАУ «УИСП» Минобороны России от 06.12.2022 г. № 16/723/22, продажа имущества на аукционе (информационное сообщение от 21.12.2022) проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о порядке реализации движимого военного имущества, не имеющего перспектив использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за ФГАУ «УИСП» Минобороны России на праве оперативного управления, на аукционе, утвержденного Приказом начальника ФГАУ «УИСП» Минобороны России от 26.08.2022г. № 425, Положением о порядке реализации имущества, не имеющего перспектив использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за ФГАУ «УИСП» Минобороны России на праве оперативного управления, на аукционе, утвержденного Приказом начальника ФГАУ «УИСП» Минобороны России от 03.10.2022г. № 505 (далее – Положения), решением Департамента военного имущества Минобороны России, решением заместителя начальника ФГАУ «УИСП» Минобороны России от 21.12.2022 г. № 16/766/22.

Информация об аукционах размещена на официальном сайте Заказчика https://уисп.рф в разделе «Закупки и Торги» далее вкладка «Торги».

Порядок продажи государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» предусмотрено, что высвобождаемое движимое военное имущество подлежит реализации в соответствии с Законом о приватизации, за исключением имущества, не подлежащего приватизации.

Статьей 3 Закона о приватизации предусмотрено, что действия настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

В свою очередь, статьей 3 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174 «Об автономных учреждениях» установлено право автономного учреждения распоряжаться самостоятельно (или с разрешения собственника) движимым имуществом. Из вышеуказанных норм права следует, что действующим законодательством не предусмотрено обязательного проведения аукциона для продажи движимого имущества автономного учреждения.

Таким образом, автономное учреждение вправе самостоятельно определить способ реализации такого имущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1165 от 15.10.1999 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества» (далее – Постановление 1165) утвержден перечень высвобождаемого движимого военного имущества, пунктом 2 правил, утвержденных данным постановлением предусмотрено, что решение о высвобождении имущества принимает федеральный орган исполнительной власти в котором предусмотрена военная служба.

Во исполнение указанного постановления, утвержден порядок подготовки и принятия решений о высвобождении имущества в ВС РФ приказом Министра обороны российской Федерации от 24.06.2016 г. № 377 (далее – Приказ 377).

Пунктом 1 Приказа № 377 также предусмотрено, что порядок не распространяется на случаи, когда автономные учреждения самостоятельно вправе распоряжаться имуществом.

Пунктом 2 Приказа № 377 предусмотрено, что решение о высвобождении руководителем органа военного управления по согласованию с ЦОВУ по закрепленной номенклатуре.

В целях обеспечения защиты конкуренции и привлечения коммерческих предложений неограниченного круга лиц, приказом ФГАУ «УИСП» Минобороны России № 425 от 26.08.2022 утвержден порядок проведения реализации имущества, закрепленного за ФГАУ «УИСП» Минобороны России на праве оперативного управления, путем проведения торгов (аукцион) (далее – Положение о порядке реализации имущества, не имеющего перспектив использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за ФГАУ «УИСП» Минобороны России на праве оперативного управления, на аукцион).

Таким образом, единственным актом, регулирующим продажу движимого имущества ФГАУ «УИСП» Минобороны России на аукционах, является указанное Положение.

Изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, представляется возможным сделать вывод о том, что оспариваемые Торги не являются обязательными в силу норм действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного и муниципального имущества.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов без рассмотрения.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 12.01.2023 № НП/964/23, от 20.01.2023 № НП/2559/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны