Решение б/н б/а от 6 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-6475/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.05.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
при участии посредством видеконференцсвязи представителей АО «НТЦ ФСК ЕЭС»,
в отстутствие представителей ООО «СНЕГОВИК», извещенного надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 27.04.2022 № НП/23328/22,
рассмотрев жалобу ООО «СНЕГОВИК» (далее — Заявитель) на действия АО «НТЦ ФСК ЕЭС» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по герметизации межпанельных швов (реестровый № 32211314172, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.
Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.
Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.
Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в его отсутствие.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации, а именно, в установлении к участникам закупки требования о наличии членства в саморегулироемой организации строителей, что, по мнению Заявителя, не обосновано нормами действующего законодательства и ведет к ограничению числа потенциальных участников закупочной процедуры.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дел, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
14.04.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) разместил информацию о проведении Закупки.
Согласно Техническому заданию, предметом закупки является выполнение работ по герметизации межпанельных швов по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д.22, корп.3.
Как следует из пункта 6 Извещения о Закупке, начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 3 230 916,67 руб. без НДС/ 3 877 100,00 руб. с НДС.
Конкретный перечень работ, входящих в предмет договора, установлен в пункте 3.3 Технического задания:
№ п/п |
Наименование работ с материалами |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. Герметизация межпанельных швов (работы выполняются по технологии «Теплый шов») |
|||
1.1 |
Вскрытие бетонных межпанельных швов |
м.п. |
1350,0 |
1.2 |
Расчистка полости межпанельных швов |
м.п. |
1350,0 |
1.3 |
Заполнение полости межпанельных швов монтажной пеной |
м.п. |
1350,0 |
1.4 |
Укладка вилатерма в полость межпанельных швов |
м.п. |
1350,0 |
1.5 |
Нанесение 2-х компонентного полиуританового герметика |
м.п. |
1350,0 |
2. Ремонт панелей фасада |
|||
2.1 |
Подготовка поверхности панелей фасада (очистка) |
м2 |
425,0 |
2.2 |
Оштукатуривание поверхности панелей фасада |
м2 |
425,0 |
2.3 |
Огрунтовка поверхности оштукатуренных панелей фасада |
м2 |
425,0 |
2.4 |
Покраска поверхности оштукатуренных панелей фасада |
м2 |
425,0 |
3. Герметизация оконных проемов |
|||
3.1 |
Вскрытие швов (включая снятие водоотлива) |
м.п. |
3420,0 |
3.2 |
Удаление остатков монтажной пены и очистка от пыли шовной полости |
м.п. |
3420,0 |
3.3 |
Заполнение шва полиуретановой пеной |
м.п. |
3420,0 |
3.4 |
Гидроизоляция шва путем нанесения полиуретанового герметика |
м.п. |
3420,0 |
3.5 |
Установка водоотливов и нащельников |
м.п. |
3420,0 |
4. Прочие работы |
|||
4.1 |
Вывоз мусора |
м3 |
32,0 |
В соответствии с пунктом 3.8 Технического задания, подрядчик обязан состоять в Саморегулируемой организации строителей.
По мнению Заявителя, требуемый объем и состав работ относится к текущему виду работ, для которого не требуется специальных лицензий. В обоснование своих доводов Заявитель ссылается на Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Постановление № 170).
Между тем, Комиссия установила, что Правила, утвержденные Постановлением № 170, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвиджимости, объекты, на которых в сооветствии с Техническим заданием должны проводиться работы, относятся к нежилым помещениям.
Между тем, Заказчик пояснил, что требование к участникам Закупки о наличии членства в СРО продиктовано нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениями Приказа Министерства регионального развития Росиийской Федерации от 30.12.2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее — Приказ № 624).
Комиссия установила, что поименованные в Техническом задании работы по герметизации межпанельных швов входят в перечень работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в соответствии с пунктом 12.9 («Гидроизоляция строительных конструкций») и 12.10 («Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования») Перечня видов работ, утвержденного Приказом № 624).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Таким образом, требование к участника закупочной процедуре о наличии членства в СРО обусловлено видом работ, являющихся предметом Закупки, а также их стоимостью.
При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился, действительных доказательств, подтверждающих факт ограничения конкуренции и неправомерность установления Заказчиком оспариваемого требования закупочной документации, Комиссии не представил.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
Комиссия отмечает, что согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.
При этом требование, установленное в пункте 3.8 Технического задания отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений, установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как в равной мере применяется ко всем участникам закупки и не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия приходит к выводу необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «СНЕГОВИК» (ИНН 7723717219, ОГРН 1097746303148) на действия АО «НТЦ ФСК ЕЭС» (ИНН 7728589190, ОГРН 1067746819194) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России 27.04.2022 № НП/23328/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его выдачи.