Постановление №НП/15088/23 о назначении административного наказания по делу об админист... от 7 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об административном

правонарушении № 077/04/9.21-19555/2022

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена 4 апреля 2023 года.

В полном объеме постановление изготовлено 6 апреля 2023 года.

 

 

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-19555/2022, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» <...>, в присутствии представителя ПАО «Россети Московский регион» Левадского И.В., действующего на основании доверенности от <...> № <...>, а также представителя КОО «Пескадоро Венчурс ЛТД» <...>, действующего на основании доверенности от <...> № <...>, посредством видеоконференц-связи

УСТАНОВИЛ:

Протоколом по делу об административном правонарушении от 21.03.2023 № 077/04/9.21-19555/2023 (исх. 24.03.2023 № 12977/23) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В Московское УФАС России поступило Заявление КОО «Пескадоро Венчурс ЛТД» (далее также — заявитель) по вопросу навязывания ПАО «Россети Московский регион» (далее также — сетевая организация) невыгодных условий договора № МС-22-303-86426 (307758) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <...> (далее — Объект).

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ. По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определяют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения).

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется, в том числе на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств. Объект имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион», что подтверждается Актом об осуществлении технологического присоединения от 06.07.2022 № 1/ИА-22-304-11055 (239654).

Согласно указанному Акту максимальная мощность, выделенная на Объект, составляет 1227,2 кВт по второй категории надежности.

Таким образом, технологическое присоединение Объекта осуществлено, а в силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» носит однократный характер.

В целях увеличения максимальной мощности, выделенной на Объект, заявитель обратился в сетевую организацию с заявкой на увеличение максимальной мощности Объекта на 500 кВт, зарегистрированной ПАО «Россети Московский регион» за № И-22-00-307758/103 (далее — Заявка).

На основании указанной заявки сетевая организация 10.08.2022, 05.09.2022 направила в адрес КОО «Пескадоро Венчурс ЛТД» оферту Договора № МС-22-303-86426 (307758) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее — Договор).

Неотъемлемым приложением к Договору являются Технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион» энергопринимающих устройств № И-22-00-307758/103/МС (далее — ТУ).

Согласно пункту 7.1 ТУ точкой присоединения является вновь сооружаемые КЛ-0,4 кВ, отходящие от РУ-0,4 кВ ТП-10/0,4 кВ № нов луч А и Б (от нов. ГРЩ0,4 кВ).

Строительство новой трансформаторной подстанции согласно пункту 10.1.1 ТУ предусмотрено ПАО «Россети Московский регион» в мероприятиях, выполняемых за счет средств платы за технологическое присоединение.

Пунктом 10 Договора установлено, что размер платы за технологическое присоединение Объекта рассчитан на основании приказа Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 21.12.2021 № 453-ТР и составляет 40 964 856,28 руб. КОО «Пескадоро Венчурс ЛТД» неоднократно выражало несогласие с разработанными сетевой организацией Договором и ТУ, направив в адрес ПАО «Россети московский регион» мотивированные отказы от 24.08.2022, от 21.09.2022, от 09.11.2022.

Вместе с тем сетевая организация не приняла во внимание мотивированные отказы заявителя и не скорректировала ТУ и условия Договора в части расчета платы за технологическое присоединение Объекта.

В соответствии с пунктом 10.1 ТУ в состав мероприятий, выполняемых за счет средств платы за технологическое присоединение включено строительство новой трансформаторной подстанции и прокладка новых кабельных линий.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» возлагает на Заявителя бремя оплаты мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения от новой трансформаторной подстанции, при этом Объект Заявителя уже имеет надлежащее технологическое присоединение.

Вместе с тем в ТУ указано на отсутствие мероприятий, выполняемых ПАО «Россети Московский регион» за счет средств инвестиционной составляющей тарифа на передачу электроэнергии и необходимые для осуществления технологического присоединения.

Статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, (далее — Основы ценообразования) в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 7 и подпунктах «а» и «д» пункта 18 Правил технологического присоединения, расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, а в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети, - также инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Кроме того, пунктом 87 Основ ценообразования предусмотрено, что не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Указанные требования не применяются в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Согласно пункту 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 30.06.2022 № 490/22, инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности Устройств, присоединенных ранее, не учитывается при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям за исключением случаев технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к ЕНЭС, при которых в состав платы за технологическое присоединение также включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС.

В соответствии с пунктами 15, 18 Правил технологического присоединения именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения.

Расходы, связанные с такой реконструкцией, в силу положений статьи 23.2 Закона об электроэнергетике относятся к инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, при этом фактическое отсутствие затрат в инвестиционной программе сетевой организации не изменяет статуса этих затрат как «инвестиционной составляющей», поскольку в таком случае сетевая организация в произвольном порядке может изменять состав расходов, перенося их либо в состав платы за технологическое присоединение, либо в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что не соответствовало бы вышеуказанным нормам.

В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 указано, что на сетевую организацию в соответствии с Правилами технологического присоединения, возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

По результатам анализа документов, имеющихся в материалах дела № 077/04/9.21-19555/2022, должностное лицо приходит к выводу, что применённый ПАО «Россети Московский регион» тариф при расчете платы по Договору противоречит Правилам технологического присоединения и является нарушением пункта 19 Правил технологического присоединения.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт «а» пункта 16 Правил технологического присоединения), порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон (подпункт «г» пункта 16 Правил технологического присоединения).

Учитывая, что плата за технологическое присоединение согласно пункту 16 Правил технологического присоединения является одним из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения, действия ПАО «Россети Московский регион» по направлению в адрес заявителя оферты Договора, в котором плата за технологическое присоединение рассчитана с нарушением приведенных выше норм, является нарушением пункта 19 Правил технологического присоединения.

Кроме того, должностным лицом было установлено, что ПАО «Россети Московский регион» нарушен пункт 19 Правил технологического присоединения вследствие выдвижения условия о необходимости выделения заявителем помещения под размещение объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций, а также по прокладке силами сетевой организации кабельных линий на участке заявителя.

Пунктами 10.1.6-10.1.8 ТУ от 05.09.2022 № И-22-00-307758/103/МС на сетевую организацию отнесены обязательства по строительству КЛ-0,4кВ на участке заявителя.

Пунктом 11.1.5 ТУ на заявителя отнесена обязанность по предоставлению земельного участка для размещения ТП-10/0,4 кВ на свободной от инженерных коммуникаций площадке с предоставлением круглосуточного доступа к указанным объектам электросетевого хозяйства.

Включение пункта 11.1.5 в ТУ (а именно возложение на Заявителя обязанности по предоставлению земельного участка для размещения новой ТП10/0,4 кВ № новая ПАО «Россети Московский регион» на свободной от инженерных коммуникаций площадке) обусловлено, согласно позиции ПАО «Россети Московский регион», намерением сетевой организации минимизировать сроки присоединения энергопринимающих устройств Объекта к электрическим сетям.

В письменных пояснениях ПАО «Россети Московский регион» указывается на необходимость предоставления земельного участка Заявителем в непосредственной близости от объекта подключения для определения длины КЛ-10кВ, КЛ-0,4 кВ.

Согласно письменным пояснениям представителя Заявителя наличие указанной обязанности создает обременение строительством ТП на территории Заявителя.

Кроме того в соответствии с абзацем 14 пункта 2 Правил технологического присоединения точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Таким образом, учитывая, что балансовая принадлежность КЛ не изменяется, ВРЩ нельзя признать новой точкой присоединения к электрической сети.

Вместе с тем Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность требования сетевой организации выделения заявителем земельного участка под размещение объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.

В пункте 25 Правил технологического присоединения содержится исчерпывающий перечень мероприятий, которые могут быть включены в технические условия.

Условие о необходимости выделения заявителем помещения под размещение объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций Правилами технологического присоединения не предусмотрены. Кроме того, урегулирование отношений с иными лицами, в том числе по вопросу согласования размещения ТП за границами участка Заявителя, в соответствии с подпунктом «а(2)» пункта 25 Правил технологического присоединения относится к непосредственным обязанностям сетевой организации при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения предусмотрено, что заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым указанного пункта, или пунктом 16(7) Правил технологического присоединения.

При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в объектах капитального строительства, не относящихся к многоквартирным домам, под границей участка заявителя понимается подтверждаемая правоустанавливающими документами граница земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, в составе которого находятся принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства заявителя.

Учитывая, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 25 Правил технологического присоединения, включение сетевой организацией ПАО «Россети Московский регион» в ТУ требований и мероприятий, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а именно предоставление земельного участка заявителя для размещения в нем объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевой организации, являются нарушением Правил технологического присоединения.

Навязывание невыгодных условий со стороны сетевой организации выражается в предъявлении заявителю требования о предоставлении земельного участка для размещения ТП-10 кВ/0,4кВ, а также по строительству КЛ-0,4кВ на участке заявителя.

Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» в нарушение пунктов 19 и 25 Правил технологического присоединения навязало заявителю мероприятия по предоставлению земельного участка заявителя для размещения в нем объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевой организации.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения - город Москва.

Время совершения административного правонарушения — 05.09.2022, день размещения в личном кабинете Заявителя оферты договора об осуществлении технологического присоединения от 05.09.2022 № МС-22-303-86426(307758).

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» заключается в нарушении пунктов 19 Правил технологического присоединения в части нарушения запрета навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

За нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям предусмотрена административная ответственность по статье 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-22506/2021 (исх. от 16.02.2022 № НП/9102/22) ПАО «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Штраф оплачен ПАО «Россети Московский регион» 21.02.2022.

Так, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» установлен факт повторного совершения ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, ответственность в соответствии частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил технологического присоединения, выразившееся в неисполнении обязанности по технологическому присоединению Объекта в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Московский регион», не установлено.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, необходимо применить штраф в размере 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «Россети Московский регион» <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

<...>

Копии документов, подтверждающих оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в должностному лицу, вынесшему постановление, в письменном виде по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, д. 4 стр. 1, 107078, или в электронном виде на адрес электронной почты: to77@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Приложение: квитанция на 1 л. в 1 экз.

Связанные организации

Связанные организации не указаны