Решение №37968/22 б/а от 20 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-10654/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.07.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
при участии представителей <...>,
в отсутствие представителей <...>, извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 13.07.2022 № ЕИ/36711/22,
рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия <...> (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке рыночной стоимости арендной платы объектов недвижимости (реестровый № 32211511255, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Заявитель в своей жалобе оспаривает положения Закупочной документации.
По мнению Заявителя, наличие в конкурсной документации подкритерия оценки заявок Участников «Наличие у сотрудников компании сертификатов международных организаций в сфере недвижимости (RICS, CCIM)» критерия «Квалификация участников закупки» устанавливает требования к претендентам по предоставлению документов, получение которых в настоящее время невозможно или существенно ограничено в связи с введением санкций.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Извещение о проведении Закупки № 32211511255 опубликовано на сайте zakupki.gov.ru 29.06.2022.
Предмет: оказание услуг по оценке рыночной стоимости арендной платы объектов недвижимости.
Начальная (максимальная) цена договора: 3 720 000,00 руб.
Дата начала срока подачи заявок – 29.06.2022.
Дата окончания подачи заявок – 11.07.2022 в 10:00.
Согласно пункту 2.4.2 Положения Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
1) цена;
2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
3) расходы на эксплуатацию товара;
4) расходы на техническое обслуживание товара;
5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;
7) деловая репутация участника закупок;
8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
9) квалификация участника закупки;
10) квалификация работников участника закупки;
11) объем предоставления гарантий качества товаров, работ, услуг;
12) наличие у частника закупок опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) другие критерии в соответствии с конкурсной документацией.
В соответствии с 2.4.3 Положения в конкурсной документации Заказчик должен указать не менее 2 (Двух) критериев из предусмотренных пунктом 2.4.2 настоящего Положения, причем одним из этих критериев должна быть цена. Для каждого критерия оценки в конкурсной документации устанавливается его значимость. Совокупная значимость выбранных критериев должна составлять 100 (Сто) процентов.
Согласно пункту 8 Информационной карты заявки участников оцениваются по двум критериям: «Цена договора» и «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – Квалификация участников закупки)».
Значимость критерия «Квалификация участника закупки» составляет 60%. Предметом оценки в данном случае являются семь показателей:
№ |
Показатель (подкритерий) критерия «Квалификация участников закупки» |
Баллы |
|
1 |
Наличие у Участника опыта оказания услуг Оценивается срок деятельности организации (с учетом правопреемственности) В качестве подтверждения может быть представлено: - Свидетельство о государственной регистрации юридических лиц. - Выписка из ЕГРЮЛ - иные документы, подтверждающие создание юридического лица |
||
От 1 (одного) года до 10 (десяти) лет включительно |
0 |
||
От 10 (десяти) до 15 (пятнадцати) лет включительно |
5 |
||
От 15 (пятнадцати) лет и более |
10 |
||
2 |
Наличие у Участника опыта проведения оценки рыночной стоимости аренды защитных сооружений гражданской обороны Оценивается наличие у Участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера. В качестве подтверждения наличия опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в запросе предложений: - копии первых пяти страниц ранее изготовленных отчетов об оценке, - копии договоров на проведение оценки рыночной стоимости аренды защитных сооружений гражданской обороны, - копии актов сдачи-приёмки услуг, подтверждающих, что услуги по договорам на проведение оценки рыночной стоимости аренды защитных сооружений гражданской обороны исполнены полностью. |
||
Менее 5 штук |
0 |
||
От 5 до 15 штук |
5 |
||
от 15 штук и более |
10 |
||
3 |
Количество заключенных договоров по определению рыночной стоимости недвижимого имущества с объемом работ выше 3 млн. рублей (без учета НДС) за последние 3 года В качестве документов, подтверждающих наличие положительного опыта, должны быть предоставлены копии договоров: - копии договоров на проведение оценки рыночной стоимости - копии актов сдачи-приёмки услуг, подтверждающих, что услуги по договорам на проведение оценки рыночной стоимости аренды |
||
До 5 договоров |
0 |
||
5 и более договоров |
15 |
||
4 |
Наличие у сотрудников компании сертификатов международных организаций в сфере недвижимости (RICS, CCIM) В качестве подтверждающих документов должны быть предоставлены копии сертификатов и подтверждение трудоустройства сотрудников в компании, участвующей в тендере: |
||
До 4 сотрудников |
0 |
||
4 и более сотрудников |
15 |
||
5 |
Наличие у Участника положительного опыта работы с Росимуществом (отчеты об оценке объектов проходили экспертизу Росимущества с положительным результатом) В качестве документов, подтверждающих наличие положительного опыта, должны быть предоставлены: - Копии писем Росимущества подтверждающих согласие с отчетами Участника, либо копии распоряжений Росимущества о согласовании сделки с недвижимым имуществом по цене отраженной в отчете об оценке с приложением копии данного отчета об оценке. |
||
Положительное мнение Росимущества менее чем по 5 отчетам Исполнителя |
0 |
||
Положительное мнение Росимущества по 5 - 10 отчетам Исполнителя |
5 |
||
Положительное мнение Росимущества более чем по 10 отчетам Исполнителя |
10 |
||
6 |
Наличие у Участника финансовых ресурсов Оценивается размер выручки Участника закупки от оценочной деятельности по итогам 2021 года. В качестве документов, подтверждающих наличие финансовых ресурсов должна быть представлена бухгалтерская (финансовая) отчётность: бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах за последний финансовый год с отметкой налогового органа о принятии или с приложением копии извещения о получении налоговым органом электронного документа при передаче бухгалтерской (финансовой) отчётности в электронном виде. |
||
Выручка за 2021 год менее 50 млн. руб. |
0 |
||
Выручка за 2021 год от 50 млн. руб. до 100 млн. руб. |
5 |
||
Выручка за 2021 год от 100 млн. руб. до 150 млн. руб. |
10 |
||
Выручка за 2021 год от 150 млн. руб. до 200 млн. руб. |
15 |
||
Выручка за 2021 год более 200 млн. руб. |
25 |
||
7 |
Страхование ответственности юридического лица Оценивается размер страховой суммы по каждому страховому случаю. В качестве документов, подтверждающих размер страхования ответственности должна быть представлена копия договора страхования |
|
|
До 499 млн. руб. |
0 |
||
От 500 млн. руб. до 1 999 млн. руб. |
10 |
||
От 2 000 млн. руб. и выше |
15 |
В данном случае Заявителем оспаривается подкритерий № 4.
В соответствии с пунктом 9 Информационной карты оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Величины значимости критериев оценки заявок на участие в запросе предложений и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений изложены в Приложении № 1 к настоящей Информационной карте.
Согласно пункту 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) от 10.11.2021 заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.
Следовательно, данный пункт связан с оценкой заявок, а не их допуском, то есть не влечет за собой сокращение количества участников закупки, не препятствует их участию. Заявителем не было доказано, что установление порядка оценки таким образом представляет конкурентные преимущества конкретному хозяйствующему субъекту.
В части 22 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, установление критериев оценки, способствующих ранжированию заявок в зависимости от степени квалификации не нарушают положения действующего законодательства в сфере закупок.
Значимость критерия «квалификация участников закупки» 60%, подкритерий «Наличие у сотрудников компании сертификатов международных организаций в сфере недвижимости (RICS, CCIM)» в среднем составляет 8,5 баллов, в связи с чем у участников имеется возможность набрать баллы за счет других критериев, которые имеют большую значимость.
Более того, установление подобного критерия не влечет ограничение конкуренции, поскольку позволяют принять участие в конкурентной закупке лицам, обладающим различной степенью квалификации.
Комиссией установлено, что к участию в торгах было допущено 6 участников.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
На основании вышеизложенного, изучив представленные в материалах дела документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу<...> на действия <...> при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.07.2022 № ЕИ/36711/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.