Решение б/н * от 28 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-704/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

25.01.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей
ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», АО «Служба Заказчика»,

рассмотрев в жалобу АО «Служба Заказчика» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса на технический надзор (строительный контроль) за проведением работ на объекте культурного наследия федерального значения «Усадьба XIX в. (Главный дом, Восточный флигель, Западный флигель, Корпус служб)», по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 46/17, стр. 1 (реестровый № 32009869926, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с положениями Документации.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанных жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

В рамках первого довода Заявитель оспаривает положения п. 10 Информационной карты, в которых установлено, что участник Закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий. Заявитель считает, что такие требования должны быть исключены.

Комиссия признала данный довод жалобы необоснованным и соглашается с позицией Заказчика в связи со следующим.

Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В рамках реализации Закона № 73-ФЗ разработан национальный стандарт «ГОСТ Р 56254-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения», утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 N 1803-ст (далее - ГОСТ).

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия – комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований, а также нормативных требований к данным видам работ.

В соответствии с п. 4.2 ГОСТ «технический надзор осуществляют физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия согласно с действующим законодательством Российской Федерации и обладающие соответствующей лицензией. Технический надзор ведется с учетом требований ГОСТ Р 55528-2013, ГОСТ Р 55567-2013, ГОСТ Р 55653-2013, ГОСТ Р 55935-2013, ГОСТ Р 55945-2013».

Таким образом предполагается выполнение следующих пунктов ГОСТ Р 55528-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 593-ст):

4.1 Настоящий стандарт определяет общие требования к составу и содержанию разделов научно-проектной документации.

4.20 В процессе выполнения производственных работ на объекте культурного наследия подрядчик, выполняющий производственные работы по сохранению объекта культурного наследия, на основе рабочей документации составляет исполнительную документацию в соответствии с действующим законодательством и рекомендациями по составлению исполнительной документации при проведении производственных работ на объектах культурного наследия, с учетом непредусмотренных рабочими чертежами и сметами работ, выявленных в процессе проведения ремонтных и реставрационных работ.

К выполнению исполнительной документации может быть привлечена проектная организация, разработавшая проект реставрации. Исполнительная документация является составной частью отчетной документации.

6 Состав научно-проектной документации:

6.3.3 Подраздел «Инженерные изыскания» в составе раздела «Комплексные научные исследования» включает:

а) инженерно-геодезические работы;

б) инженерно-геологические работы;

в) инженерно-гидрологические работы.

Таким образом требования, предъявляемые к проведению технического надзора на объектах культурного наследия, отличаются от требований, предъявляемых к проведению строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В этой связи Комиссия соглашается с тем, что такие требования установлены в Документации обоснованно, поскольку основаны на нормативном регулировании таких работ, в связи с чем Комиссия признает первый довод жалобы необоснованным.

В рамках второго довода жалобы Заявитель указывал, что к участникам также должно быть установлено требование о необходимости быть членом СРО в области строительства.

Комиссия признала данный довод жалобы обоснованным в связи со следующим.

Согласно представленной позиции Заявителя, в ходе реставрации памятников архитектуры, предполагающей строительство, приспособление и ремонт, также осуществляется технический надзор — постоянное отслеживание экспертами качества проводимых работ и их соответствия строительным нормам. Эта мера контроля предусмотрена ст. 40 и ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Цель технического надзора — предупредить возможные нарушения строительных норм и требований. Основной документ, определяющий стандарт технического надзора на объектах культурного наследия — ГОСТ Р 56254-2014 «Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения» от 26.11.2014 года.

Пункт 3.1 ГОСТа- технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия это Комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований, а также нормативных требований к данным видам работ.

Таким образом, технический надзор в ходе реставрации объекта культурного наследия заключается также в наблюдении за ходом деятельности рестораторов, информировании заказчика о недостатках, задержках в выполнении конкретных этапов, контроль за выполнением технических норм и правил, а также за соответствием работ проекту реставрации, участие в итоговой проверке объекта и подписании акта приемки.

Специалисты надзорной организации не проводят инженерно-геологических изысканий и исследований. Специалисты надзорной организации проверяют соответствия выполняемых строительных работ требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований. Следовательно, надзорная организация не обязана быть членом СРО в области изысканий.

Кроме того, пунктом 4.2 ГОСТа установлено кто осуществляет технический надзор - Технический надзор осуществляют физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия согласно с действующим законодательством Российской Федерации и обладающие соответствующей лицензией.

У такой организации должна быть лицензия Минкультуры на виды деятельности по пунктам 1 и 2:

1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2. Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Учитывая изложенное ГОСТ Р 56254-2014 устанавливает требование к организациям ведущим технический надзор за объектами культурного наследия только в части наличия лицензии Минкультуры на виды деятельности по пунктам 1 и 2. Остальные требования остаются такими же как и к строительному контролю.

В градостроительном кодексе отсутствует понятие технический надзор, однако используется понятие строительный контроль. Предметом закупки являются услуги по осуществлению технического надзора (строительного контроля) за проведением ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Усадьба XIX в. Заказчик сам указывает в наименовании закупки «технический надзор (строительный контроль)». Кроме того объект на котором будет проводится технический надзор(строительный контроль) является объектом капитального строительства.

При этом, согласно разъяснениям Минстроя России от 05.09.2017, для осуществления строительного контроля юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по договору с заказчиком, это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

В размещенной Заказчиком Документации такое требование не установлено, несмотря на необходимость такого требования к объектам строительного контроля.

Таким образом, Комиссия считает, что действия Заказчика, не установившего требование в Документации, нарушает п. 1-2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «Служба Заказчика» (ИНН:7839371697) на действия ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (ОГРН:1027739550156) при проведении Закупки частично обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1-2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны