Решение №ПО/39315/20 РЕШЕНИЕ по делу № 077/05/14-19085/2019 от 13 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

НАО «Национальная спутниковая компания»

 

а/я 170, г. Санкт-петербург, 197022

 

ФГУП «ВГТРК»

 

125040, г. Москва,

ул. Ямского Поля 5-я, д. 19-21,

 

info@vgtrk.com

 

ООО «Агенство 2»

 

197110, г. Санкт-Петербург, Новоладожская ул., д. 4,

корп. 1 лит. П

 

ООО «Бюро рекламных экспертиз «Эдконсул»

 

119072, г. Москва, наб. Болотная, д. 7, стр. 1, оф. 203

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/14-19085/2019

 

11 «марта» 2020 г.                                                                                                    г.  Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

          рассмотрев дело № 077/05/14-19085/2019, возбужденное в отношении                   НАО «Национальная спутниковая компания» (ОГРН 1057747513680,                               ИНН 7733547365) по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 14, части 2  статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении  в августе рекламы букмекерской конторы  Leon.ru  посредством межпрограммного баннера в системе «Триколор ТВ»,

          в присутствии представителей НАО «Национальная спутниковая компания» в лице <…>, ФГУП «ВГТРК» в лице <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          Дело № 077/05/14-19085/2019 возбуждено в отношении НАО «Национальная спутниковая компания» на основании заявления физического лица и материалов относительно распространения рекламы букмекерской конторы  Leon.ru  посредством межпрограммного баннера в системе «Триколор ТВ».

          В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения  пункта 1 части 2 статьи 14, части 2 статьи 27 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы букмекерской конторы в системе «Триколор ТВ».

          Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

НАО «Национальная спутниковая компания» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 19.07.2005 за основным государственным регистрационным номером 1057747513680, ИНН 7733547365, КПП 781001001.

Рекламный материал размещался длительностью около трех секунд посредством межпрограммного баннера, представляющего собой полноэкранную статичную заставку.

На рекламируемом сайте можно сделать ставку на игры, размещены общие правила и условия, информация о ставках, специальные правила букмекерской конторы.

Факт распространения рассматриваемой рекламы сторонами по делу не отрицается. А также не отрицается сам факт рекламного характера информации, распространенной в форме полноэкранной статичной заставки.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая реклама распространялась в системе «Триколор ТВ» во время переключения каналов, между трансляцией текущего канала и трансляцией следующего канала, а равно была доступна неограниченному кругу лиц-потребителей рекламы

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В настоящем случае объектом рекламирования выступает букмекерская контора «Leon.ru», а также основанные на риске пари, что не оспаривается сторонами по делу.

Таким образом, спорная информация отвечает всем признакам рекламы, а именно: была распространена в системе «Триколор ТВ»; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке, что не оспаривается сторонами по делу.

В силу части 2 статьи 14 Закона о рекламе при совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна: занимать более чем семь процентов площади кадра; накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.

          Согласно письменным пояснениям НАО «Национальная спутниковая компания» межпрограммный баннер «Leon.ru Ставки на спорт» демонстрировался при переключении абонентом каналов с «Россия-Культура» на «Россия 24», в связи с чем совмещения баннера с телепрограммой или наложения на кадр транслируемой программы не имелось, а нарушение части 2 статьи 14 Закона о рекламе отсутствует. Также спорный рекламный материал размещался в промежуток с 23:00 до 00:59 в период с 03.08.2019 — 04.08.2019, что исключает нарушение правил части 2 статьи 27 Закона о рекламе, так как реклама основанных на риске игр, пари допускается только в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.

          Между тем Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

          При изучении представленной видеозаписи, в которой содержится спорный материал, установлено, что при переключении каналов в системе «Триколор ТВ»  размещался рекламный материал посредством баннера, занимающим всю площадь кадра (экрана), при этом в рассматриваемой записи отчетливо слышно, что параллельно спорному баннеру транслировался в прямом эфире звук телепередачи следующего телеканала.

          Таким образом, Комиссия Московского УФАС России полагает возможным сделать вывод,  что в настоящем случае произошло наложение баннера «Leon.ru Ставки на спорт» во время трансляции телепередачу, закрывая при этом кадр данной  телепередачи целиком, ввиду чего данный баннер нарушает требовния, установленные частью 2 статьи 14 Закона о рекламе относительно допустимого размера площади рекламного объявления.

          Однако ответчиком представлены пояснения относительно возможности погрешности в переключении между каналами, а именно возможности отставания видеоизображения контента и воспроизведением звука ввиду множества внешних факторов, влияющих на скорость работы как отдельных узлов приемного  оборудования, так и всего комплекса абонентского оборудования.

          При этом Комиссия отмечает, что данные обстоятельства не могут исключить тот факт, что реклама размещалась выбранным ответчиком способом с нарушением допустимой площади размещения такой рекламы.

          Ввиду вышеизложенногоизложенного, антимонопольный орган, рассматривая данную рекламу не как часть трансляции, а как согласно письменным пояснениям ответчика в виде межпрограммного баннера, полагает необходимым обратить внимание в целом в таком случае о недопустимости расспространения такой рекламы.

          Федеральным законом от 29.12.2006 № 244- ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об азартных играх) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 4 Закона об азартных играх под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр.

          Согласно пункту 14 статьи 4 Закона об азартных играх букмекерской конторой является игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.

          Согласно пункту 2 статьи 4 Закона об азартных играх под пари понимается азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

          Согласно части 2 статьи 27 Закон о рекламе реклама основанных на риске игр, пари допускается только: в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов); в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон.

          В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

          Согласно имеющимся данным, а также письменным пояснениям НАО «Национальная спутниковая компания», спорная реклама распространялась во время переключения каналов, между трансляцией текущего канала и трансляцией следующего канала, а равно не размещалась в телепередаче или телепрограмме определенного телеканала, что прямо противоречит части 2 статьи 27 Закона о рекламе.

          Таким образом, Комиссией Московского УФАС России при распространении  в системе «Триколор ТВ» рекламы букмекерской конторы «Leon.ru» установлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 14, части 2  статьи 27  Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение положений пункта 1 части 2 статьи 14, части 2  статьи 27 Закона о рекламе в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламораспротсранитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.

Согласно представленным материалам и сведениям, спорная реклама распространялась на основании договора № 13-05/15 от 13.05.2015, заключенного между НАО «Национальная спутниковая компания» и ООО «Агенство 2».

          Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения  реализации права потребителей на получение рекламы, которая не побуждает к совершению противоправных действий, а также не призывает к совершению насилия и жестокости, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

          На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи НАО «Национальная спутниковая компания» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе, в том числе в дальнейшем.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.   Признать НАО «Национальная спутниковая компания»                                     (ОГРН 1057747513680, ИНН 7733547365) нарушившим пункт 1 части 2 статьи 14 Закона о рекламе в связи с распространением в августе 2019 года рекламы в системе «Триколор ТВ» посредством рекламнного баннера, занимающим больше чем семь процентов площади кадра, а также части 2 статьи 27 Закона о рекламе при распространении рекламы букмекерской конторы  Leon.ru в системе «Триколор ТВ».
  2.   Выдать НАО «Национальная спутниковая компания» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

<…>

Члены комиссии

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

Исполнитель: <…> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны