Постановление №НП/23703/24 Постановление о назначении административного наказания по де... от 14 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об административном

правонарушении № 077/04/9.21-6693/2024

 

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена 13.06.2024.

В полном объеме постановление изготовлено 14.06.2024.

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России «...», рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-6693/2024, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» («...»), в присутствии посредством видеоконференц-связи законного представителя (защитника) «...»«...», действующей на основании доверенности от 21.05.2024 № «...», законных представителей (защитников) ПАО «Россети Московский регион» — «...», действующего на основании доверенности от 27.04.2023 № «...», и «...», действующего на основании доверенности от 28.12.2022 № «...»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-6693/2024 (исх. от 06.06.2024 № 22519/24) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

В Московское УФАС России поступило заявление «...» в интересах «...» по доверенности от 01.04.2024 (далее — заявитель) на действия (бездействие) ПАО «Россети Московский регион» (далее — сетевая организация), выразившиеся в нарушении пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), путем нарушения срока направления проекта договора и технических условий на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения, по заявке от 02.04.2024 № И-24-00-227052/103 на увеличение мощности энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: «...».

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление «...» было квалифицировано как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

В целях осуществления увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств «...», расположенных по адресу: «...» (далее — Объект), присоединяемая максимальная мощность которых составляет 800 кВт, Заявителем была направлена заявка в ПАО «Россети Московский регион», зарегистрированная от 02.04.2024 № И-24-00-227052/103 (далее также — Заявка).

В адрес Московского УФАС России Заявителем представлена копия ответного письма ПАО «Россети Московский регион» на Заявку, в котором сетевая организация сообщает, что фактически потребляемая суммарная максимальная мощность составляет 805 кВт и вновь присоединяемая 800 кВт не превышает согласованную ранее разрешенную мощность 6500 кВт по Акту ТП  от 14.08.2023 № 1/ИА-22-303-12062(375055), в связи с чем ПАО «Россети Московский регион» не усматривает необходимости в увеличении мощности «...».

Согласно представленным ПАО «Россети Московский регион» в адрес Московского УФАС России пояснениям на данный момент у заявителя фактическое потребление максимальной мощности составляет 805 кВт, что составляет менее 12,38 % от ранее разрешенной максимальной мощности. Профицит разрешенной мощности для «...» составляет 5 695 кВт.

Таким образом, по мнению ПАО «Россети Московский регион», «...» имеет возможность обеспечить технологическое присоединение ЭПУ с максимальной нагрузкой 800 кВт к своим электрическим сетям в рамках имеющегося профицита разрешенной мощности без увеличения разрешенной мощности со стороны ПАО «Россети Московский регион», что позволит исключить формальную загрузку оборудования вышестоящей сетевой организации.

В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи, в том числе увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Пункт 3 Правил технологического присоединения устанавливает, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики  и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

Пункт 29 Правил технологического присоединения устанавливает, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил технологического присоединения критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Вместе с тем не установлено, что возможность технологического присоединения в данном случае отсутствует, о чем также не сообщалось ПАО «Россети Московский регион» в ответ на Заявку.

Согласно определению, приведенному в пункте 2 Правил технологического присоединения, «максимальная мощность» - это наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Московское УФАС России установило, что положения Правил технологического присоединения не содержат ограничений по размеру максимальной мощности, которую может испрашивать заявитель у сетевой организации в целях увеличения мощности своих энергопринимающих устройств.

Абзацем 3 пункта 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Учитывая изложенное, на ПАО «Россети Московский регион» возложена обязанность по направлению в адрес «...» проекта договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору не позднее 02.05.2024.

Согласно представленным ПАО «Россети Московский регион» в адрес Московского УФАС России материалам лишь 31.05.2024 посредством личного кабинета заявителю были направлены подписанный со стороны ПАО «Россети Московский регион» договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ИА-24-303-20738(227052) (далее — Договор) и технические условия № И-24-00-227052/103 (далее — ТУ), являющиеся неотъемлемым приложением к Договору.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» не направило в адрес Заявителя 2 экземпляра проекта договора об осуществлении технологического присоединения и подписанные технические условия в срок, установленный   пунктом 15 Правил технологического присоединения.

В соответствии с пояснениями ПАО «Россети Московский регион» увеличение срока направления оферты договора связана с длительностью выработки и согласования технического решения по присоединению объектов Заявителя.

Оценив данные доводы сетевой организации, должностное лицо антимонопольного органа считает необходимым отклонить их по следующим основаниям.

Исполняя обязанность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, порядок исполнения которой предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя и все риски ее исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу части 1 статьи 2 ГК РФ.

Соблюдение установленного Правилами технологического применения порядка и сроков рассмотрения заявок вне зависимости от результата принятия решения призваны обеспечить стабильность положения потребителя (заявителя)  как более слабой и зависимой стороны в рассматриваемых правоотношениях.

Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации.

Таким образом, те или иные сложности, связанные с особенностями испрашиваемого присоединения, не могут служить основанием для увеличения предусмотренного законом срока рассмотрения заявки на технологическое присоединение.

В ходе рассмотрения настоящего дела представители ПАО «Россети Московский регион» заявили устное ходатайство о прекращении производства по делу № 077/04/9.21-6693/2024 об административном правонарушении с применением малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Представителями ПАО «Россети Московский регион» отмечено, что несоблюдения срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения, связано с длительностью выработки и согласования технического решения по присоединению объектов Заявителя.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное разрешать дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив доводы заявленного ходатайства, сопоставив изложенные в ходатайстве обстоятельства с фактическими обстоятельствами дела, должностное лицо приходит к выводу о том, что характер действий ПАО «Россети Московский регион» по исполнению обязанности по направлению проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий за рамками установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения срока свидетельствует об отсутствии возможности квалификации правонарушения в рассматриваемом случае как малозначительного ввиду того, что срок исполнения данной обязанности нарушен сетевой организацией на 29 дней.

Кроме того, законодательство об электроэнергетике, включая Правила технологического присоединения, относятся к сфере публичного права.

Игнорирование публично-правовых норм посягает на публичный правопорядок в сфере технологического присоединения к электрическим сетям.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от фактического наступления материальных последствий.

Данное административное правонарушение посягает не только на экономические интересы государства, но и интересы других хозяйствующих субъектов и потребителей в области оказания услуг, необходимых для обеспечения их деятельности.

Статус субъекта естественной монополии придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.

При этом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ПАО «Россети Московский регион», как субъекта естественной монополии, к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.

На основании изложенного должностным лицом в действиях ПАО «Россети Московский регион» установлен факт нарушения Правил технологического присоединения в части несоблюдения срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Время совершения административного правонарушения — 03.05.2024, рабочий день, следующий за днем окончания срока направления Заявителю проекта договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» заключается в нарушении установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения срока направления Заявителю проекта договора и технических условий на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.

Вместе с тем частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-8328/2023 (исх. от 25.08.2023 № НП/36432/23) ПАО «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Административный штраф оплачен ПАО «Россети Московский регион» 12.09.2023.

Так, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» установлен факт повторного совершения ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Исходя из изложенного, ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил технологического присоединения, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению заявителю оферты договора и технических условий на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям в срок, установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения, несет юридическое лицо ПАО «Россети Московский регион».

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Московский регион», не установлено.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц   в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ необходимо применить штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ПАО «Россети Московский регион»«...» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

«...»

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны