Решение б/н б/а от 30 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-3846/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.03.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «МебельСнаб», АО «ЦНИИАГ»;
в отсутствие представителей ООО «АСТ ГОЗ», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 22.03.2023 № НП/12487/23;
рассмотрев жалобу ООО «МебельСнаб» (далее - Заявитель) на действия АО «ЦНИИАГ» при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку офисной мебели (реестровый № 231621200002, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
1. Заявитель оспаривает содержание протокола подведения итогов от 17.03.2023.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом проведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и подведения итогов.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех» в редакции с изменениями, утвержденными решениями Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 23 декабря 2015 г. №9, от 17 марта 2016 г. №2, от 15 июня 2016 г. №7, от 11 октября 2016 г. №11, от 15 декабря 2016 г. №14, от 23 декабря 2016 г. №15, от 31 марта 2017 г. №7, от 28 сентября 2017 г. №14, от 20 декабря 2017 г. №17, от 19 апреля 2018 г. №3, от 25 июня 2018 г. №5, от 19 декабря 2018 г. №12, от 30 апреля 2019 г. №4, от 26 декабря 2019 г. № 13, от 28 августа 2020 г. № 6, от 30 декабря 2020 г. №14, от 25 июня 2021 г. № 9, от 23 июля 2021 г. № 10, от 28 декабря 2021 г. № 16, от 21 апреля 2022 г. № 3,
от 09 августа 2022 г. № 6, от 26 сентября 2022 № 7, от 22 декабря 2022 № 12, утвержденного Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол от 18 марта 2015 г. №2)(далее – Положение о закупке).
Как следует из материалов дела, Заказчиком 21.02.2023 на официальном сайте электронной торговой площадки www.astgoz.ru размещено извещение № 231621200002 о проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку офисной мебели.
1. Относительно довода о нарушении Заказчиком принципа информационной открытости Комиссия отмечает следующее.
Заявитель указывает, что в протоколе подведения итогов от 17.03.2023 отсутствует подробная информации о предложениях участников Закупки по критерию «Квалификация участника закупки» и подкритерию «Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема», в результате чего невозможно определить и удостовериться в корректности присвоения закупочной комиссией Заказчика баллов участникам по критерию «Квалификация участника закупки» и подкритерию «Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема», что, по мнению Заявителя, ставит под сомнение правильность и объективность присвоения мест участникам Закупки. Также Заявитель отмечает, что в указанном протоколе не отражены данные всех участников коллективной заявки победителя Закупки.
Между тем, Комиссия отмечает, что частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
4) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
5) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
6) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
7) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений.
Системный анализ правовых норм показывает, что обязанность публикации оснований и причин установлена исключительно к решениям, указанным в подпункте «б» пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках и пункте 7 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.
Закон о закупках не устанавливает обязанность заказчиков отражать в протоколе детальное обоснование оснований и причин присвоения баллов, с описыванием хода соответствующих расчетов.
В силу пункта 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках в протоколе отражается результат оценки - количество присвоенных баллов по каждому критерию.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган вправе требовать наличия в протоколах только тех сведений, которые определены в самом Законе о закупках и Положением о закупке конкретного заказчика.
В свою очередь, пунктом 12.13.2 Положения о закупке установлено, что вне зависимости от способа конкурентной закупки, этапа проведения конкурентной закупки в протокол включаются следующие сведения (за исключением протокола проведения аукциона):
(1) наименование закупки;
(2) номер закупки (при наличии);
(3) дата подписания протокола;
(4) сведения об НМЦ;
(5) сведения об объеме закупаемой продукции, сроке исполнения договора;
(6) наименование и сведения об адресе ЭТП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с использованием которой проводится закупка;
(7) наименование ЗК и / или реквизиты документа, утвердившего ЗК, количество членов ЗК и количество присутствующих членов ЗК, наличие у ЗК кворума для принятия решений;
(8) результаты голосования членов ЗК, принявших участие в голосовании;
(9) иные сведения, которые ЗК сочтет нужным указать.
Также в пункте 12.13.6 Положения о закупке установлено, что при формировании итогового протокола дополнительно к сведениям, указанным в п. 12.13.2 Положения, вносится следующая информация:
(1) дата открытия доступа к поданным заявкам – при проведении на общих основаниях запроса котировок / запроса цен;
(2) дата рассмотрения заявок и проведения процедуры оценки и сопоставления заявок (подведения итогов закупки) – при проведении на общих основаниях запроса котировок / запроса цен, при проведении конкурса, запроса предложений, запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты МСП;
(3) дата проведения процедуры оценки и сопоставления заявок (подведения итогов закупки) - при проведении на общих основаниях конкурса, запроса предложений/тендера;
(4) дата проведения процедуры подведения итогов закупки – при проведении на общих основаниях запроса котировок / запроса цен, при проведении аукциона, запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты МСП;
(5) количество поданных заявок, а также дата и время регистрации (открытия доступа) каждой такой заявки;
(6) сведения об идентификационных номерах участников закупки, заявки которых оценивались, - при проведении на общих основаниях конкурса, запроса предложений / тендера; сведения об идентификационных номерах участников закупки, вторые части которых рассматривались, - при проведении на общих основаниях аукциона / редукциона, при проведении конкурса, аукциона, запроса предложений, участниками которых могут быть только субъекты МСП; сведения об идентификационных номерах участников закупки, заявки которых рассматривались, - при проведении на общих основаниях запроса котировок / запроса цен, при проведении запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты МСП;
(7) в случае проведения переторжки – окончательные цены заявок по результатам переторжки;
(8) сведения о ценовых предложениях участников аукциона / редукциона, проводимого на общих основаниях, вторые части заявок которых были допущены к участию в закупке; сведения о ценовых предложениях, в том числе о цене за единицу продукции (подраздел Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден Положения), участников конкурса, аукциона, запроса предложений, участниками которого могут быть только субъекты МСП, вторые части заявок которых были допущены к участию в закупке; сведения о ценовых предложениях , в том числе о цене за единицу продукции (подраздел Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден Положения), участников запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты МСП, первые части которых были допущены до участия в закупке;
(9) основания признания ценовых предложений участников закупки несоответствующими требованиям извещения, документации о закупке с указанием положений извещения, документации о закупке, которым не соответствует ценовое предложение - при проведении закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП (за исключением аукциона);
(3) количество заявок, которые были отклонены; указание в отношении каждой заявки принятого решения о допуске к участию в закупке и признании участником закупки либо об отказе в допуске с указанием положений извещения, которым не соответствует заявка, а также положений заявки, не соответствующих требованиям извещения - при проведении на общих основаниях аукциона / редукциона, запроса котировок / запроса цен, при проведении аукциона, участниками которого могут быть только субъекты МСП;
(10) результаты оценки и сопоставления каждой заявки с указанием итогового присвоенного балла с указанием количества заявок, которые были отклонены, и основания отклонения таких заявок – при проведении на общих основаниях конкурса, запроса предложений / тендера, при проведении конкурса, запроса предложений, участниками которых являются субъекты МСП;
(11) сведения о присвоении заявкам мест в ранжировке порядковые номера заявок / окончательных предложений в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условиях исполнения договор;
(12) идентификационный номер участника закупки, с которым планируется заключить договор, если по итогам закупки определен ее победитель, а также идентификационные номера участников закупки, заявки которых заняли второе и третье место в итоговой ранжировке, или идентификационный номер единственного участника закупки, с которым планируется заключить договор;
(13) сведения об объеме и о цене закупаемой продукции, сроке исполнения договора;
(14) сведения о признании процедуры закупки несостоявшейся с указанием основания (причины) такого признания, а также решение, принятое ЗК в порядке п. 11.8.6, 11.8.7 Положения.
Комиссией установлено, что итоговый протокол от 17.03.2023 содержит результаты оценки заявок на участие в Закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.
При этом Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), в том числе основания принятия/непринятия к оценке того или иного договора.
Учитывая изложенное, нарушение принципа информационной открытости закупки в действиях Заказчика не доказано.
Несогласие Заявителя с результатами оценки не приравнивается к нарушению принципа информационной открытости закупки и отсутствию в протоколе информации, установленной законом.
Кроме того, в российской правовой системе действует принцип приоритета специальных норм над общими.
Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках является общей нормой закона, которая устанавливает принципы осуществления закупки товаров, работ, услуг, но детально не раскрывает их содержание.
При этом существует специальная норма закона - часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках, которая регулирует порядок осуществления закупки и устанавливает перечень сведений, обязательных для указания в протоколе рассмотрения заявок по конкурентным закупкам.
Таким образом, Комиссия, исследовав итоговый протокол от 17.03.2023 установила, что названный протокол составлен надлежащим образом и соответствует требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.
При этом Заявителем не приведено нормативного обоснования, в соответствии с которым Заказчик обязан указывать в протоколе сведения обо всех участниках коллективной заявки.
Таким образом, действительных доказательств нарушения Заказчиком порядка оценки заявок по данному критерию Заявителем не представлено.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.
2. В части довода о неправомерной оценки заявок участников оспариваемой Закупки Комиссия установила, что Заявитель доказательств ненадлежащей оценки не представил.
Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В свою очередь, в рассматриваемом случае Заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов в части неправомерной оценки заявок участников.
Также содержание жалобы не подтверждает нарушение со стороны Заказчика действующего законодательства Российской Федерации о закупках.
Таким образом, довод Заявителя не нашел документального подтверждения действительного (а не мнимого) нарушения прав Заявителя, поскольку достаточных и достоверных доказательств тому представлено не было.
Комиссия приходит к выводу, что из совокупности вышеприведенных норм следует, что Заказчиком не допущено нарушений законодательства при оценке заявок участников оспариваемой Закупки.
В рассматриваемом случае действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя установленными требованиями, Заявителем Комиссии не представлено.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия также приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении Закупки.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «МебельСнаб» (ИНН: 5250054784; ОГРН: 1115250004407) на действия АО «ЦНИИАГ» (ИНН: 7715900066; ОГРН: 1127746028410) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.03.2023 № НП/12487/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.