Решение б/н Б/А от 15 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18178/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.10.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Каскад», ОАО «РЖД»,

рассмотрев жалобу ООО «Каскад» (далее — Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки средств индивидуальной защиты для обеспечения полигона Московской железной дороги и ДЗО (реестровый № 32110670022) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная ненадлежащим формированием аукционной документации.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в том, что техническим характеристикам, установленным в аукционной документации соответствует продукция единственного производителя — ООО «НПК Пожхизащита», что приводит к ограничению конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Комиссией установлено, что Заказчиком 24.09.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты для обеспечения полигона Московской железной дороги и ДЗО (реестровый № 32110670022) (далее – аукцион в электронной форме, процедура).

В соответствии с Приложением 1.1 к Аукционной документации «Техническое задание»:

 

1. Наименование закупаемых товаров, работ, услуг, их количество (объем), цены за единицу товара, работы, услуги и начальная (максимальная) цена договора

Наименование товара

Технические и функциональные характеристики товара

 

 

САМОСПАСАТЕЛЬ ФИЛЬТРУЮЩИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ С ВНУТРЕННЙ СИСТЕМОЙ САМОНАТЯЖЕНИЯ ОГОЛОВЬЯ

Должен предназначаться для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара, а также от других опасных химических веществ (паров, газов и аэрозолей), в случае техногенных аварий и террористических актов.
В комплект самоспасателя должны входить:
- рабочая часть;
- герметичная упаковка;
- руководство по применению и паспорт
- сумка.
В рабочую часть самоспасателя должны входить: капюшон со смотровым окном, полумаской и комбинированный фильтр (или фильтры).
Функциональные характеристики:
Время защитного действия самоспасателя должно быть в соответствии с требованием п. 4.4. п.п. 15 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» не менее 15 минут. Обеспечивать защиту по тест-веществам, установленных для универсальных самоспасателей.
Самоспасатель должен сохранять работоспособность после воздействия температуры открытого пламени (800±50) °С в течение (5,0±0,2) с, для защиты клапана выдоха его внешний корпус не должен иметь отверстий на фронтальной стороне (допускается) только снизу.
В соответствии требованиями пп.7 п.4.4. ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты») масса фильтра (фильтров), присоединяемого (мых) непосредственно к лицевой части самоспасателя фильтрующего не должна превышать 300 грамм для полумаски. При этом фильтр (фильтры) не должен иметь резьбовое соединение с капюшоном, для исключения не произвольного отсоединения и разгерметизации.
Потребительские свойства:
- Капюшон самоспасателя должен иметь внутреннюю систему самонатяжения оголовья.
Обоснование требования – внутренняя система самонатяжения обеспечивает плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья, что позволяет использовать самоспасатель даже неподготовленным пользователям, для создания лучших условий безопасной эвакуации.
- Капюшон и фильтр (фильтры) самоспасателя при использовании не должны ограничивать подвижность головы и шеи, для этого самоспасатель должен иметь боковое расположение фильтра (фильтров).
Обоснование требования – боковое расположение фильтров не ограничивают подвижность головы (исключается сдвиг полумаски, что может привести к резкому снижению герметичности), тем самым создаются лучшие условия для безопасной эвакуации.
Гарантийный срок хранения - не менее 5 лет.
Габаритные размеры сумки, не должны превышать-140х140х140 мм.
Год выпуска – не ранее 1 квартала 2021 года.
Качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», с приложением к нему копиями протоколов испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя. Обоснование требований – для исключения поставок фальсифицированной и контрафактной продукции.

 

Как указывает Заявитель, данным требованиям в совокупности соответствуют 2 модели самоспасателей: универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель «Шанс-Е», производитель: ООО «НПК Пожхизащита» и самоспасатель фильтрующий «Прометей», производитель: ООО «Прометей».

Заявитель намеревался поставить самоспасатель ООО «Прометей», однако у ООО «Прометей» 11.02.2021 прекращен сертификат соответствия ТР ТС 019/2011, в связи с чем его поставка после указанного срока запрещена.

Как указывает Заявитель, в связи с отзывом у ООО «Прометей» сертификата соответствия ТР ТС 019/2011 на самоспасатель «Прометей», требованиям документации соответствует только одна модель самоспасателя (самоспасатель «Шанс-Е», производитель ООО «НПК Пожхимзащита»).

В свою очередь комиссия принимает во внимание, что согласно части 2 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» реализация продукции должна быть приостановлена или прекращена, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, согласно письму ООО «Прометей» от 11.10.2021 исх.№ 223-11/10/21, СФ «Прометей» соответствует требованиям технического задания, указанным в техническом задании ОАО «РЖД» (Извещение на сайте zakupki.gov.ru № 32110670022). Все заявленные характеристики (защитные свойства) СФ «Прометей» подтверждены в ходе сертификационных испытаний и отражены в соответствующих протоколах. ООО «Прометей», а также их поставщики имеют возможность произвести поставку СФ «Прометей», выпущенных в 1 квартале 2021 года, сопроводив поставку сертификатом соответствия на требования ТР ТС 019/2011 и протоколами сертификационных испытаний, подтверждающих заявленные характеристики (защитные свойства).

Комиссия также принимает во внимание, что Заявитель к ООО «Прометей» не обращался за приобретением самоспасателей фильтрующих «Прометей», что также не отрицал на заседании Комиссии представитель Заявителя.

Из письма ООО «Прометей» также следует, что Заявитель не является поставщиком продукции производства ООО «Прометей» и не обращался к ООО «Прометей» за приобретением СФ «Прометей».

На вопрос Комиссии Заказчик пояснил, что в случае предложения Заявителем к поставке продукции производства ООО «Прометей», выпущенных в 1 квартале 2021 года, такая продукция будет признана соответствующей требованиям Технического задания и заявка будет допущена до дальнейшего участия в аукционе.

Также Заказчик пояснил, что срок годности самоспасателей — 5 лет.

Таким образом, в настоящем случае с учетом части 2 статьи 28 Закона о техническом регулировании, ООО «Прометей» может реализовывать продукцию с заявленными Заказчиком техническими характеристиками.

Таким образом, вопреки выводу Заявителю об обратном, техническим характеристикам, установленным в аукционной документации соответствует продукция не только производителя ООО «НПК Пожхизащита», но и ООО «Прометей».

Доводы Заявителя о том, что техническим характеристикам, установленным в Конкурсной документации соответствует продукция единственного производителя не находят своего подтверждения и опровергаются материалами дела.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Как пояснил на заседании Комиссии Заказчик, требование к габаритным размерам сумки самоспасателя (не должны превышать 140х140х140 мм) обусловлено эргономическими характеристиками мест хранения для закупаемых самоспасателей, а также размерами контейнеров для их хранения, имеющихся в распоряжении у Заказчика.

Закупка самоспасателей с большими габаритными размерами создаст для Заказчика трудности в организации дополнительных мест хранения и потребует закупки новых контейнеров с большими габаритными размерами, что экономически нецелесообразно.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком в закупочной документации оспариваемых Заявителем требований обусловлены его потребностями.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Действительных доказательств нарушения прав Заявителя оспариваемым требованием, Заявителем Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Каскад» (ОГРН: 1197746046728, ИНН: 7728458261) на действия ОАО «РЖД» (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) при проведении Закупки необоснованной.

     

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 08.10.2021 № ЕО/61816/21.

Связанные организации

Связанные организации не указаны