Решение б/н б/а от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-543/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.01.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Ренессанc-Мед», ФГБУЗ КБ № 85 ФМБА России,

рассмотрев жалобу ООО «Ренессанc-Мед» (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ КБ № 85 ФМБА России (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сшивающих материалов для хирургического отделения (реестровый № 32211997072, далее — Закупка),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, Заказчик, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) Заказчик, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчик ограничил конкуренцию путем включения в техническое задание по позициям 6, 12, 16 технических характеристик, соответствующих товару конкретного производителя.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

По смыслу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, установление требований к товарам, которое может ограничивать количество участников (даже путем установления таких требований, которые значительно сужают количество поставщиков, обладающих товаром, технические характеристики которого удовлетворяют заказчика) является допустимым, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

При этом согласно пункту 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

Так, по результатам рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

По позициям 6, 12, 16 Технического задания Заказчиком установлены следующие технические характеристики:

 

Н/П

НАИМЕНОВАНИЕ ЗАКУПАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

6

Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования

32.50.13.190-00007432

 

Изогнутый циркулярный сшивающе-режущий аппарат диаметром не более 29 мм, с наклоняющейся после прошивания головкой, с ножом для формирования анастомоза по типу «конец в конец», «конец в бок» путем резекции ткани и наложения кругового двухрядного скобочного шва в шахматном порядке. Имеет съемную головку, с низкопрофильной дистальной частью, с прорезаемой плотной прокладкой диаметром не более 24 мм, и толщиной не более 4,2 мм. которая обеспечивает отчетливый звук и тактильное ощущение при завершенном прошивании. Головка аппарата должна быть с выемками для скобок цельнолитая, для оказания противодавления при закрытии скобок. Механизм наклоняющейся после прошивания головки на 90 градусов обеспечивает легкое извлечение аппарата из зоны анастомоза – без травмирования наложенного циркулярного скрепочного шва. Наличие выемки для затягивания кисетного шва, прорезаемой прокладки, отсека для резецированной ткани, вмонтированного пирамидального ножа из стали 400-й серии для легкого пересечения скрепочного шва, рычага прошивания с предохранителем от случайного прошивания. Наличие цветовой маркировки размера аппарата. Наличие внешнего и внутреннего предохранителей. Рукоять аппарата имеет силиконовое противоскользящее покрытие, способствующее более надежному удерживанию аппарата. Комплектуется дополнительным пластиковым троакаром длиной менее 165 мм. для улучшенной манипуляции со вставным штифтом. Наличие шкалы степени компрессии ткани и визуального индикатора закрытия браншей. Высота открытой скобки не более 4,8 мм. Высота закрытой скобки не более 1,8 мм. Материал скобок – МРТ совместимый титан. Диаметр рабочей части не более 29 мм, диаметр ножа не более 20 мм. длина изогнутого штока менее 20 см. Устройство заряжено не более 24 шт. скобками, расположенными по кругу в 2 ряда в шахматном порядке. Поставляется стерильным, предназначен для использования у одного пациента, не подлежит перезарядке и повторной стерилизации. В упаковке 1 штука. Инструкция на русском языке.

12

Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования

32.50.13.190-00007435

 

Описание КТРУ: Стерильный ручной хирургический инструмент, применяемый во время открытого оперативного вмешательства (включая абдоминальную, гинекологическую, педиатрическую или торакальную хирургию) для наложения хирургических скоб с целью соединения внутренних )аппроксимации) мягких тканей (например, два конца кишки) или для фиксации хирургической сетки к ткани. Изделие работает с помощью ручного механизма (например, рычага, скользящего регулятора), посредством которого накладывает один или несколько линейных рядов хирургических скоб на сегмент ткани; инструмент не имеет режущей функции. Скобы могут быть размещены в загрузочном устройстве одноразового использования, которое может входить в состав изделия. Это изделие одноразового использования.

Характеристики:

Линейный сшивающий аппарат с цветовым индикатором, длина шва не менее 50 мм и не более 60 мм, высота открытой скрепки не менее 4,8 мм и не более 5,2 мм, для плотной ткани.

Линейный сшивающий аппарат без ножа для прошивания плотных тканей путем наложения двухрядного скрепочного шва длиной не менее 60 мм с высотой закрытия скрепок не менее 1,8 мм и не более 2,0 мм.

Аппарат имеет операционную и фиксированную рукоятки, автоматически-мануальный фиксатор для удержания ткани между браншами инструмента.

Наличие цветового индикатора, обеспечивающего визуализацию не менее 4 и не более 6 стадий прошивания, что позволяет не допускать ошибок при прошивании.

Механизм строго параллельного сведения браншей, наличие промежуточного положения закрытия браншей для их точной репозиции на ткани, возможность перезарядки аппарата в операционном поле и использование при помощи одной руки. Наличие прорезиненного покрытия рукояток.

Аппарат предназначен для зарядки кассетами с рабочей частью не менее 50 мм и не более 60 мм. Обеспечивает необходимую степень компрессии тканей с минимальной их травмой и сохранением капиллярного кровоснабжения в зоне наложения шва. Работает по принципу сменных кассет. Совместим с кассетами длиной не менее 50 мм и не более 60 мм, содержащей не менее 15 и не более 18 скрепок, расположенных в два ряда в шахматном порядке. Диаметр скрепочной проволоки не менее 0,25 мм и не более 0,28 мм, с длиной ножки открытой скрепки не менее 4,8 мм и не более 5,2 мм, высота закрытой скрепки не менее 1,8 мм и не более 2,0 мм.

Материал скрепок – МРТ-совместимый, нетоксичный титан.

Аппарат может быть перезаряжен кассетами для аппаратов данного типоразмера с общим количеством прошиваний не менее 8 раз.

Поставляется заряженным, стерильным. В упаковке не менее 1 штуки. Инструкция на русском языке.

16

Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования

32.50.13.190-00007432

 

Описание КТРУ: Стерильный переносной ручной хирургический инструмент, предназначенный для использования во время открытых или лапароскопических хирургических процедур на пищеварительном тракте для создания анастомозов (например, конец-в-конец, конец-в-бок или бок-в-бок) через внутрипросветные (внутри просвета) резекции. Изделие разработано для соединения двух частей просвета (например, толстой кишки) с помощью одного или нескольких круговых рядов скоб и последующего срезания ткани внутри линии скоб для создания нового канала. Это изделие функционирует за счет ручного рычажного механизма; могут быть доступны изделия различных размеров, соответствующих диаметрам конкретных просветов. Это изделие для одноразового использования.

Характеристики:

Аппарат имеет съемную плоскую головку со стволом, оснащенным пружинным запором. Аппарат снабжен: отсеком для резецированной ткани; шкалой компрессии ткани; поворотной рукояткой с эргономичными лепестками для лучшего контроля степени закрытия степлера; регулировкой зазора; одной рукояткой прошивания; рычагом прошивания; предохранителем преждевременной активации аппарата. Прорезиненное противоскользящее покрытие рукояти аппарата и рычага прошивания. Аппарат снабжен пластиковой рукояткой длиной не менее 140 мм. Высота закрытия скобок, регулируемая в диапазоне: от 1,0 мм до 2,6 мм. Высота открытой скобки от 4,2 мм и до 4,6мм. Скобки изготовлены из МРТ-совместимого титана или аналогичного МРТ-совместимого материала, прочность которого исключает самопроизвольное раскрытие скобок в организме пациента. Диаметр проволоки, из которых изготовлены скобки не менее 0,25 мм. Диаметр рабочей части 29 не более мм. Диаметр встроенного лезвия от 18 до 22 мм. Длина прямого или изогнутого ствола до 22 см. Устройство заряжено не менее 35 скрепками, расположенными по кругу в 3 ряда в шахматном порядке. Благодаря широкому просвету анастомоза и узкой анастомотической губе аппарат легко извлекается из сформированного анастомоза без дополнительных приспособлений.

 

Как указывает Заявитель, предметом закупки является поставка сшивающих материалов, в совокупности описания объекта закупки для позиций 6, 12 поставка товара ограничена одним производителем – Panther, а также для позиции 16 поставка товара ограничена одним производителем – Mirus.

В подтверждение указанного довода Заявителем была представлена сравнительная таблица товаров:

- по позиции 6: Panther (FCSME 29), Johnson (CDH29A), Johnson (ECS29А), Covidien (EEA28), Covidien (EEA2835), Шеврон (SHGX-29), Grena (DCSCN-29), Stapleline (WHY-29), Kangdi (KYGW-28.5), Volkmann (1847-VC29-B), Volkmann (1847-VC28L);

- по позиции 12: Panther (FLSLF60 4.8mm), Volkmann (1847-VL-G60-B), Johnson (TX60G), Covidien (TA6048S), Kangdi (KYFB-60H), Brightness Medical (SAF604), Grena (DLSA-60HU), Grena (DLS-60HU), Шеврон (SHZA-60H), Шеврон (SHZB-60H);

- по позиции 16: Mirus (MCS-29R3), Johnson (CDH29A); Johnson (ECS29А), Covidien (EEA28), Covidien (EEA2835); Covidien (TRIEEA28XT); Covidien (TRIEEA28MT); Шеврон (SHGX-29), Grena (DCSCN-29), Stapleline (WHY-29), Kangdi (KYGW-28.5), Volkmann (1847-VC29-B), Volkmann (1847-VC28L).

ИЗ представленных в таблице сведений следует, что техническим характеристикам, указанным по позициям 6, 12, 16 технического задания, соответствует исключительно товары Panther (FCSME 29), Panther (FLSLF60 4.8mm), Mirus (MCS-29R3).

Вместе с тем согласно позиции Заказчика указанным техническим характеристикам также соответствуют товары других производителей.

Так, по мнению Заказчика, техническим характеристикам по позиции 6 соответствует товар Panther (FCSME 29) и Covidien (EEA28); по позиции 12: Panther (FLSLF60 4.8mm) и Covidien (TA6048S); по позиции 16: Mirus (MCS-29R3) и Covidien (TRIEEA28XT).

Вместе с тем Комиссией установлено, а Заказчиком не опровергается, что Covidien (EEA28) (позиция 6), Covidien (TA6048S) (позиция 12), Covidien (TRIEEA28XT) (позиция 16) не соответствуют в полной мере техническим характеристикам, указанным в техническом задании.

Так, Covidien (EEA28) (позиция 6) не соответствует техническому заданию в том числе в части:

Наименование характеристики

Характеристика товара по техническому заданию

Характеристика Covidien (EEA28)

высота закрытой скобки

не более 1,8 мм

2,0 мм

длина изогнутого штока

менее 18 см

22 см

устройство заряжено скобами

не более 24 шт.

26 шт.

 

Covidien (TA6048S) (позиция 12) не соответствует техническому заданию в том числе в части:

Наименование характеристики

Характеристика товара по техническому заданию

Характеристика Covidien (TA6048S)

Линейный сшивающий аппарат с цветовым индикатором

Соответствие

Отсутствие

Наличие цветового индикатора, обеспечивающего визуализацию

не менее 4 и не более 6 стадий прошивания

Отсутствие

Содержит не менее 15 и не более 18 скрепок, расположенных в два ряда в шахматном порядке

Соответствие

21 шт.

Диаметр скобочной проволоки

не менее 0,25 мм и не более 0,28 мм

Прямоугольное сечение 0,24 х 0,35 мм

 

Covidien (TRIEEA28XT) (позиция 16) не соответствует техническому заданию в том числе в части:

 

Наименование характеристики

Характеристика товара по техническому заданию

Характеристика Covidien (TRIEEA28XT)

Диаметр проволки, из которых изготовлены скобки

не менее 0,25 мм

0,24

Регулируемая высота закрытия скобок

Соответствие

Фиксированная

Высота открытой скобки

от 4,2 мм и до 4,6 мм

4,0 / 4,5 / 5,0

Диаметр скобочной проволоки

не менее 0,25 мм и не более 0,28 мм

Прямоугольное сечение 0,24 х 0,35 мм

 

При этом Комиссия установила, на участие в оспариваемой Закупке подано 2 заявки.

Оба участника, подавшие заявки на участие в аукционе, предложили к поставке товары Panther и Mirus.

Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в техническом задания требования к товарам по позициям 6, 12, 16 являются характеристиками товаров Panther и Mirus.

При этом Заказчику Уведомлением от 19.01.2023 № НП/2310/23 было предложено представить доказательства, подтверждающие наличие на рынке товара иных производителей с необходимыми Заказчику техническими характеристиками.

Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные в Техническом задании технические характеристики соответствуют продукции иных производителей, за исключением продукции Panther и Mirus.

Оценивая довод Заказчика об установлении к закупаемому товару вышеуказанных технических характеристик, обусловленных потребностью Заказчика, Комиссия отмечает следующее.

Так, Уведомлением от 19.01.2023 № НП/2310/23 , Комиссией было предложено Заказчику в том числе обосновать потребность в технических характеристиках товара в рамках показателей, предусмотренных Техническим заданием.

Вместе с тем Заказчик не представил доказательств того, что товар иных производителей с иными техническими характеристиками не будет отвечать его потребности.

Какого-либо документального обоснования, подтверждения необходимости закупки Товара именно с указанными в документации техническими характеристиками в силу специфики закупаемого Товара, Заказчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным частью 2 части 1 и части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «Ренессанc-Мед» (ИНН 9717091569, ОГРН 1207700169522) на действия Заказчика при проведении ФГБУЗ КБ № 85 ФМБА России (ИНН 7724010662, ОГРН 1027700374591) обоснованной.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны