Решение б/н б/а от 24 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-8075/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.06.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<..........>,
членов Комиссии:
<..........>,
<..........>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей
рассмотрев жалобу <..........> (далее — Заявитель) на действия <..........>(далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку несуще-тягового каната Fatzer 46.0GR626NV216FP, DM 46 мм на ВТРК «Эльбрус» (реестровый № 32413658614) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, в том числе направленная письмом ФАС России от 19.06.2024 № 28/53325/24.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы Заявитель обжалует установление в Закупочной документации требования о поставке конкретного товара «несуще-тягового каната Fatzer 46.0GR626NV216FP, DM 46 мм» (Швейцария) без возможности поставки эквивалента, что, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию.
Как указывает Заявителем в жалобе, пассажирская канатная дорога Заказчика «Станция Мир» - «Станция Гара Баши» (3 очередь)», паспорт С 14086 фирмы POMA (Франция) предусматривает установку Стального каната, соответствующего стандарту EN EN 12385-8, директиве 2000/9/EG, приказу Ростехнадзора от 13.11.2020 № 441 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров», к которым относится, помимо изделия Fatzer (Швейцария), в том числе Teufelberger-Redaelli (Италия).
Данные канаты взаимозаменяемы и совместимы с пассажирской канатной дорогой Заказчика «Станция Мир» - «Станция Гара Баши» (3 очередь)», паспорт С 14086 фирмы POMA (Франция), о чем свидетельствует Паспорт канатной дороги, а также многолетняя практика горнолыжных курортов.
При этом, как отмечает Заявитель, в паспорте канатной дороги отсутствует указание на необходимость установки именно изделия компании Fatzer (Швейцария):
По мнению Заявителя, установка каната иного производителя не несет для Заказчика дополнительные организационные и финансовые затраты, так как замена каната производится по стандартной процедуре, а приобретение каната другого производителя Teufelberger-Redaelli (Италия) не нарушит единообразие и эстетичность ранее приобретенных и находящихся в эксплуатации товаров.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил истребуемые антимонопольным органом материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Кавказ.РФ», утвержденного решением Совета директоров <..........> (протокол заседания Совета директоров <..........> от 29 декабря 2023 г. № 119) введено в действие 16 января 2023 г. (приказ <..........> от 16 января 2024 г. № Пр-24-008) (далее — Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования при описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Информация о проведении Закупки размещена Заказчиком на сайте электронной торговой площадки АО «ЭТС» (http://www.etp-ets.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) — 30.05.2024.
Начальная (максимальная) цена договора: 39 629 998,80 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 30.05.2024.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.06.2024 в 10:00.
Дата подведения итогов: 20.06.2024.
В соответствии с пунктом 3.1 Закупочной документации предметом закупки является «Право заключения договора на поставку несуще-тягового каната Fatzer 46.0GR626NV216FP, DM 46 мм на ВТРК «Эльбрус»».
Согласно пункту 3.4 Закупочной документации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком определяются условиями проекта договора (приложение № 3 к документации об аукционе) и Спецификацией поставляемого товара (приложение к Предложению участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки (приложение № 1 к документации об аукционе)).
В соответствии с приложение № 1 к документации об аукционе установлены следующие технические характеристики поставляемого товара:
Наименование и характеристики товара |
Кол-во, м |
Начальная (максимальная) цена, без учета НДС, руб. |
Предложение участника закупки |
|
За единицу товара |
Всего |
Информация о стране происхождения товара |
||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Стальной тяговый канат Fatzer 46.0GR626NV216FP, DM 46 мм Технические характеристики каната Fatzer:
- Стандарт EN 12385-8; - Доппельмайр SE001; - Директиве 2000/9/EG; - приказу Ростехнадзора от 13.11.2020 № 441 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров».
Стальной тяговый канат поставляется вместе с комплектом оригинального материала для счаливания каната: - комплект вставок TRUsplice-Kit – производитель Fatzer; - обмоточная лента для прядей каната – производитель Fatzer. |
3570 |
9 250,70 |
33 024 999,00 |
|
Товар поставляется новым, не бывшим в употреблении, не восстановленным, без дефектов, не поврежденным, без каких-либо ограничений (залог, запрет, арест и т.п.) к свободному обращению на территории РФ, имеющим в установленных законодательством РФ случаях сертификат соответствия или иной документ, подтверждающий качество товара, полный комплект технической документации (технический паспорт, руководство по эксплуатации на русском языке и т.п.), соответствующий требованиям и характеристикам, определенным Спецификацией
Неприменение слов «или эквивалент», в случае использования в описании наименования и характеристик товаров указания на товарный знак, обусловлено несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ).
Закупка товара с указанным товарным знаком осуществляется в целях обеспечения работы ранее приобретенных и находящихся в эксплуатации товаров.
Также, закупка таких товаров не повлечет для заказчика дополнительные организационные и финансовые затраты, переоснащение под товары на которых размещаются другие товарные знаки, не нарушит единообразие (идентичность, однородность) и эстетичность (гармоничность) ранее приобретенных и находящихся в эксплуатации товаров.
Таким образом, исходя из вышеизложенных положений Закупочной документации к поставке требуется конкретный товар «Стальной тяговый канат Fatzer 46.0GR626NV216FP, DM 46 мм» ввиду несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.
В качестве обоснования необходимости поставки товара конкретной марки Заказчик пояснил следующее.
Канатная дорога на ВТРК «Эльбрус» представляет собой три очереди, которые между собой технологически связаны и представляют собой единый производственный комплекс. Канаты Fatzer 46.0GR626NV216FP, DM 46 мм установлены на 1-ой и 2-ой очереди подвесной пассажирской канатной дороге ВТРК «Эльбрус».
В подтверждение указанных доводов Заказчиком представлены сертификаты каната Fatzer 1-ой и 2-ой очереди, в соответствии с которыми на 1-ой и 2-ой очереди подвесной пассажирской канатной дороге ВТРК «Эльбрус» установлены канаты Fatzer 46.0GR626NV216FP, DM 46 мм.
Учитывая специфику деятельности Заказчика, потребность совместимости имеющегося товара у Заказчика с закупаемым товаром обусловлена обеспечением безопасности туристов и эффективностью работы закупаемого товара (отсутствие простоев работы канатной дороги), накопленным опытом использования данного товара с заданными параметрами и достижением максимальной результативности проведенных процедур в рамках осуществления деятельности по эксплуатации подъемников.
Также Заказчик отметил, что данное требование установлено в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товаре с требуемыми показателями цены, качества и надежности.
Кроме того, Заказчик пояснил, что в данном случае установка каната иного производителя несет для Заказчика дополнительные организационные и финансовые затраты, а также нарушает единообразие эксплуатируемого товара, в связи со следующим: после приобретения несуще-тягового каната необходимо будет произвести работы по его монтажу и счаливанию. Производство работ по счаливанию, укорачиванию, ремонту, монтажу канатов возможно только аттестованными специалистами, имеющими европейский сертификат, выданный производителем. Счаливание должно производится с применением оригинальных материалов и специнструмента.
В связи с уходом с российского рынка представительств иностранных компаний-производителей канатов для пассажирских канатных дорог, выполнение работ по счаливанию, укорачиванию, ремонту, монтажу канатов иностранного производства, имеет определенные сложности, связанные с поиском на территории РФ аттестованных специалистов для выполнения вышеуказанных работ.
При этом Заказчик указал, что в условиях санкций фирма Fatzer обладает на территории РФ аттестованным специалистом на проведение такелажных работ с использованием канатов Fatzer. Кроме того, на территории РФ находится единственный склад фирмы Fatzer (г. Сочи, ул. Пригородная, д. 14), укомплектованный необходимыми материалами для счаливания, укорачивания и т.д., что в случае необходимости позволит в оперативно произвести данные работы.
Пассажирская подвесная канатная дорога «Эльбрус» (3–ая очередь), паспорт С 14086 фирмы POMA (Франция) была введена в эксплуатацию в декабре 2015 года с несуще-тяговым канатом производства Teufelberger-Redaelli (Италия).
В октябре 2016 года было зафиксировано значительное растяжение несуще-тягового каната производства Teufelberger-Redaelli (Италия). Данный факт признан специалистами фирмы РОМА (производителя канатной дороги) как дефект каната, который, в рамках гарантийных обязательств, был устранен за их счет путем укорачивания.
В подтверждение доводов Заказчиком в материалы дела представлена декларация ЕС о скалке № 4157601/15 от 20.10.2016.
В октябре 2019 года вновь было зафиксировано растяжение несуще-тягового каната производства Teufelberger-Redaelli (Италия), в связи с достижением его предельных значений пришлось прибегнуть к процедуре его укорачивания.
В соответствии с требованиями федеральных норм и правил, утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 № 441 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» был проведен дефектоскопический контроль каната специализированной организацией, который выявил обрывы проволок.
По истечении трех лет, в октябре 2022 года, был произведен очередной дефектоскопический контроль несуще-тягового каната, по результатам которого было установлено увеличение количества обрывов проволок каната. В связи с этим экспертами специализированной организации были даны рекомендации по сокращению до одного года вместо трех, процедуры дефектоскопии, что приводит к дополнительным организационным и финансовым затратам при эксплуатации данного каната.
В подтверждение доводов Заказчиком в материалы дела представлен акт оказанных услуг на Счалку и Заключение по магнитной дефектоскопии несуще-тягового стального каната. «Пассажирская подвесная канатная дорога «Станция Мир»-»Станция Гара Башни» (3 очередь)» № ТД-487-ГПМ-19НК от 10.12.2019.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о недостаточном качестве несуще-тягового каната производства Teufelberger-Redaelli (Италия). Также это приводит к дополнительным организационным и финансовым затратам при эксплуатации данного каната.
Положительный опыт эксплуатации канатов фирмы Fatzer (Швейцария) установленных на 1-ой и 2-ой очереди подвесной пассажирской канатной дороге ВТРК «Эльбрус», находящихся в собственности АО «КАВКАЗ.РФ» послужил основанием того, что участник закупки должен поставить конкретное изделие, несуще-тяговый канат Fatzer 46.0GR626NV216FP, DM 46 мм на ВТРК «Эльбрус», с целью исключения дополнительных организационных и финансовых затрат, а также недопущения нарушения единообразия эксплуатируемого товара.
Вместе с тем Комиссией в ходе изучения представленных Заказчиком документов и сведений установлено следующее.
Так, согласно пункту 8.1 Заключения несуще-тяговый канат, диаметром 46,0 мм импортного изготовления (фирмы - «Redaelli» Италия) «Пассажирская подвесная канатная дорога «Станция Мир»-» Станция Гара Башни» (3 очередь)» имеет дефекты в виде обрывов проволок, не превышающие нормы браковки и отвечает требованиям «Правил безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» (далее — ФНП).
При этом в соответствии с пунктом 8.5 Заключения, учитывая появление обрывов проволок после проведения предыдущей дефектоскопии (октябрь 2016) рекомендуется сократить сроки проведения следующего дефектоскопического контроля до 1 года.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае установленное Заказчиком требование к конкретному товару обусловлено потребностью Заказчика в необходимости совместимости с уже используемым Заказчиком оборудованием, а также обусловлена потребностью в товаре надлежащего качестве в целях обеспечения безопасности туристов.
Комиссия также отмечает, что в силу пункта 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом Заявителем в жалобе не приведено доказательств отсутствия возможности поставки требуемого заказчиком товара.
Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 1 Закона о закупках обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При этом надлежащая потребность к закупаемому товару выражена Заказчиком в Техническом задании.
В свою очередь, Заявитель не может спорить с такой потребностью и самостоятельно определять, какие именно характеристики необходимо установить и являются значимыми при приобретения товара.
Комиссия также отмечает, что несоответствие товара Заявителя отдельным требованиям Заказчика не может безусловно свидетельствовать об ограничении конкуренции.
В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.
Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в закупке подано 4 заявки, 3 из которых признанны соответствующими требованиям Закупочной документации, что также свидетельствует об отсутствии ограничений конкуренции, учитывая вышеизложенные требования Закупочной документации.
В свою очередь, невозможность поставки товара Заявителем с необходимыми Заказчику характеристиками не может однозначно свидетельствовать об ограничении Заказчиком круга потенциальных участников Закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Комиссия также отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <..........> на действия <..........> при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 17.06.2024 № НП/24063/24.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.