Решение б/н б/а от 6 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8148/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.06.2022                                                                                              г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей от ООО «Спецметаллкомплект», АО «Газэнергосервис»,

рассмотрев жалобу ООО «Спецметаллкомплект» (далее также - Заявитель) на действия АО «Газэнергосервис» (далее также - Заказчик) при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора на поставку продукции из баббита и олова для нужд АО «Газэнергосервис» (22-ГЭС-МТР-0206) (реестровый № 32211346347, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 26.05.2022 № 28/51384/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя при проведении Закупки отклонена Заказчиком неправомерно, поскольку заявка полностью соответствовала требованиям Закупочной документации и цена заявки Заявителя значительно ниже цены другого участника.

Также Заявитель отмечает, что они могли представить документы дополнительно по требованию Заказчика в соответствии с пунктом 1.18.6 Документации, согласно которому Организатор вправе запросить у Участников маркетинговых исследований разъяснения положений поданной им Заявки, а также предоставление отсутствующих документов, определенных Документацией путем направления официального запроса Участнику.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что 26.04.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора на поставку продукции из баббита и олова для нужд АО «Газэнергосервис» (22-ГЭС-МТР-0206) (далее – закупка, процедура).

Между ООО «ГЭХ Закупки» и АО «Газэнергосервис» заключен договор об оказании агентских услуг № ПХ-20/081 от 04.12.2020, согласно которому ООО «ГЭХ Закупки» является уполномоченным агентом АО «Газэнергосервис».

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота): 8 527 462,50 руб. (без учета НДС).

Дата начала срока подачи Заявок на участие в маркетинговых исследованиях: является дата публикации Документации в Единой информационной системе 26 апреля 2022 г.

Дата и время окончания подачи Заявок на участие в маркетинговых исследованиях: 06 мая 2022 г. до 10:00 ч. (по московскому времени).

Заказчиком установлены единые правила и порядок закупок товаров, работ, услуг, что обеспечивает соблюдение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам и иных принципов в соответствии с п.1.1.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Газэнергосервис».

Протоколом от 13.05.2022 № 29/ГЭС/МИ заседания Комиссии по подведению итогов открытых маркетинговых исследований в электронной форме на определение лучших условий поставки МТР, выполнения работ, оказания услуг для нужд АО «Газэнергосервис» (в части подведения итогов открытых маркетинговых исследований в электронной форме № 279/МИ) заявка Заявителя была отклонена от дальнейшего участия в закупке по следующему основанию:

1) Отклонить заявку участника открытых маркетинговых исследований в электронной форме № 279/МИ в связи с несоответствием требованиям документации о маркетинговых исследованиях: ООО «Спецметаллкомплект» (г. Тюмень) по причине: в нарушение п. 2.6.6 документации об открытых маркетинговых исследованиях в электронной форме № 279/МИ, в составе заявки не представлены: справка налоговой инспекции об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, полученная не ранее, чем за 3 месяца до дня подачи заявки с отметкой налогового органа и указанием на дату выдачи; расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (Код по КНД 1151111) за последний отчетный период (квартал) за исключением Раздела 2, Раздела 3 данной формы, с отметками органа контроля.

Согласно пункту 1.1.4. Положения о закупках требования Положения обязательны для применения при осуществлении закупочной деятельности Общества.

Пунктом 15.4.2. Положения установлено, что документация о маркетинговых исследованиях в электронной форме должна содержать в том числе следующие сведения: Требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в маркетинговых исследованиях, инструкцию по ее подготовке.

Разделом 7.4.7. Документации Закупочной процедуры определено, что для участия в закупочной процедуре Участником в Заявке предоставляются:

- п. 12. Справка налоговой инспекции об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, полученная не ранее, чем за 3 (три) месяца до дня подачи Заявки; Справка должна иметь отметку налогового органа и указание на дату выдачи (составления) документа (далее – Справка налоговой инспекции);

- п. 14. Расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (Код по КНД 1151111) за последний отчетный период (квартал) за исключением Раздела 2, Раздела 3 данной формы, с отметками органа контроля (далее – Расчет по страховым взносам).

Согласно инструкция по заполнению Участнику необходимо включить в заявку (приложить) весь перечень документов, перечисленных в п. 7.4.7. Документации (Приложение к форме 4 Документации (перечень документов, предоставляемых участником в составе заявки).

При этом согласно пункту 5.7.8. Документации в случае если по каким-либо причинам Участник не может представить требуемый Документацией документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа. Такая справка будет рассмотрена Комиссией, однако она не заменяет непредставленный документ.

В соответствии с пунктом 2.6.3. Документации Организатор, с привлечением экспертов Заказчика, в соответствии с распорядительным документом о проведении маркетинговых исследований, проводит анализ Заявки на соответствие требованиям Документации, в том числе на:

– наличие и надлежащее оформление документов, определенных Документацией, в том числе включая, но не ограничиваясь, документами, определенными в Документации (разделы 7, 8 и иные разделы Документации).

Согласно пункту 2.6.6. Документации по результатам анализа Заявок и проверки информации об Участниках, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить Заявку в том числе в случае:

– отсутствия документов, определенных Документацией, а также их ненадлежащее оформление, предусмотренное к порядку заполнения документов Заявки, указанному в инструкциях о заполнении форм документов, определенных Документацией, а также в иных разделах Документации.

В связи с чем Комиссия считает важным отметить пункт 1.11.2. Документации, согласно которому ответственность за ненадлежащим образом оформленные документы заявки является ответственностью участника.

Как следует из жалобы, Заявителем была предоставлена справка налоговой инспекции об открытых (закрытых) счетах от 25.10.2022, т.к. на момент подачи предложения более свежая справка была только заказана, но не получена».

Представитель Заказчика на заседании Комиссии обратил внимание на то, что в составе заявки Заявитель жалобы приложил архив, поименованный как «Справка_об_открытых_расчетных_счетах.rar». Данный архив содержал три файла:

- «Запрос в ИФНС справки об открытых счетах (1).pdf»;

- «Запрос в ИФНС справки об открытых счетах (2).pdf»;

- «Извещение о получении электронного документа (с июля 2011г., 1).pdf».

Заявитель приложил извещение налогового органа о получении запроса от 22.10.2021 и соответственно запрос справки об открытых счетах от 25.10.2021.

При этом представитель Заказчика отметил, что в письме ФНС России от 10.11.2017 № ГД-4-14/22798@ указано, что в настоящее время гражданину, организации налоговыми органами могут быть предоставлены сведения об их банковских счетах на основании частей 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации».

Письмом ФНС России от 23.05.2011 г. № ПА-4-6/8136@ установлено, что организация вправе обратиться в налоговый орган с официальным запросом об имеющихся у нее счетах в банках, сведениями о которых располагает налоговый орган.

Из вышеизложенного следует, что непредоставление справки об открытых (закрытых) расчетных счетах вызвано необъективными обстоятельствами. Кроме того, Участник закупки в составе заявки не предоставил справку в произвольной форме, объясняющей причину отсутствия требуемого документа (п. 5.7.8. Документации), вследствие чего Организатор торгов не обладал сведениями о том, что у компании возникли какие-то затруднения в получении требуемого документа.

При этом Заявителем не оспаривается отсутствие у него необходимой справки, наличие которой являлось обязательным условием по условиям документации.

Таким образом, Комиссия исследовав заявку Заявителя отмечает, что Заявитель не выполнил требование документации о предоставлении справки налоговой.

Относительно отклонения заявки Заявителя по причине не предоставления Расчета по страховым взносам, необходимо обратить внимание, что Заявитель в своей жалобе отмечает, что данный расчет также был представлен за 2021 год. Расчет за 1 квартал 2022 года не был приложен по причине технической ошибки пояснив, что в момент объединения файлов в архив WINRAR данный документ туда не загрузился и как следствие не был направлен. Таким образом, Заявитель пояснил, что данное обстоятельство было по причине технической ошибки с его стороны.

Согласно Приложению № 3 к Порядку заполнения формы расчета по страховым взносам, утвержденному приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@, Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса РФ последний срок сдачи ЕРСВ (единый расчет по страховым взносам) определен как 30-е число месяца, идущего за окончанием отчетного периода.

На основании изложенного, Заявителю необходимо было предоставить расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (код по КНД 1151111) за 1 квартал 2022 года с отметками органа контроля (Код 21). Однако в составе заявки Заявителя был предоставлен расчет по страховым взносам только за 2021 год.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям, установленным в пунктах 12 и 14 Раздела 7.4.7. Документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

Кроме того, Победитель закупки приложил все необходимые документы в полном объеме, в виду чего, если бы Организатор воспользовался своим правом согласно пункту 1.18.6. Документации запросить у Участников маркетинговых исследований предоставление отсутствующих документов, определенных Документацией путем направления официального запроса, то реализация данного права затрагивает права и законные интересы Победителя, который подал заявку в соответствии с условиями Документации.

Стоит отметить, что запросов о разъяснении положений документации в данной части о возможности представить данные документы по запросу Заказчика позже или о возможности представить данные документы от иных дат по причине того, что на момент подачи заявки справка была только заказана, Заявитель не направлял.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В свою очередь, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя обоснованным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Обратного Заявителем не доказано, а Комиссией не установлено.

Заявитель кроме субъективной оценки не приводит нормативного обоснования нарушений в действиях Заказчика.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Спецметаллкомплект» (ОГРН: 1027200882741, ИНН: 7202028643) на действия АО «Газэнергосервис» (ОГРН: 1027700033591, ИНН: 7709105630) при проведении Закупки — необоснованной.

    2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 30.05.2022 № НП/28556/22.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны