Решение б/н б/а от 7 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11814/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

06.09.2023                                                                                                      г. Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...............>

членов Комиссии:

<...............>

<...............>

при участии посредством видеоконференцсвязи <...............>(лично), конкурсного управляющего <...............> (лично),

рассмотрев жалобу <...............> (далее — Заявитель) на действия конкурсного управляющего <...............> (далее — Организатор торгов) при проведении торгов в электронной форме по реализации имущества должника (сообщения №№ 12179165, 11979112, 11875922, 12306013, 12338190, лоты № 1) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Таким образом, при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов и подготовке решений по результатам рассмотрения таких жалоб территориальным органам ФАС России необходимо применять позицию, изложенную в настоящем письме.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенном письме ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3–19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2020 по делу № А40- 41714/2019 г. <...............>ч признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2022 по делу № А40- 41714/2019 финансовым управляющим утвержден <...............>, член ААУ«СИРИУС».

Информация о Торгах опубликована на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) (сообщение № 12306013, лот № 1 от 28.08.2023).

Предмет торгов:

Лот №1: Земельный участок площадью 1762 +/-15 кв.м. кадастровый номер 50:23:0070112:109, Жилой дом площадью 1357.1 кв.м., кадастровый номер 50:23:0030143:404, расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, посёлок Удельная, ДСК «Искра», улица Комсомольская, дом 4.

Вид торгов: публичное предложение

Дата и время начала подачи заявок: 30.08.2023 00:00 (Московское время МСК)

Дата и время окончания подачи заявок: 03.11.2023 00:00 (Московское время МСК)

Дата и время торгов: 06.11.2023 10:00 (Московское время МСК)

Заявитель в жалобе указывает на следующие нарушения со стороны Организатора торгов:

1. В сообщении ЕФРСБ № 12306013 и приложенной выписке из ЕГРН отсутствует информация о характеристиках реализуемого имущества (жилого дома), а именно: данные о количестве этажей, количестве комнат, в том числе подземных этажей, также данные года ввода в эксплуатацию жилого дома, год завершения строительства, вид разрешенного использования. При этом, как указывает Заявитель, в материалах дела А40-41714/19 имеется информация о наличии Технического паспорта данного жилого дома, в котором указана общая площадь жилого дома – 1 498,0 кв.м, число этажей надземной части 4, число этажей подземной части 1 указано количество комнат, вид разрешенного использования. Вышеназванные характеристики, по мнению Заявителя, существенно отличаются от выставленных на продажу площади жилого дома в размере 1357,1 кв.м. Также Заявитель указывает, что в материалах дела о банкротстве имеется заключение комиссии судебных экспертов по оценке рыночной стоимости жилого дома в сумме 121 996 412, 00 рублей, и что дом является домом блокированной застройки площадь. 376 кв.м. и площадью 922 кв.м. (то есть фактическая общая площадь жилого дома (1290 кв.м.), что также существенно отличается от площади, выставленной для продажи потенциальным покупателям. Кроме того, как указывает Заявитель Организатору торгов также было известно о том, что земельный участок, на котором находится продаваемый жилой дом, не имеет Межевого дела, границы участка не согласованы с соседями, в том числе с местной администрацией в границах прилегающих земель общего пользования. Указанные обстоятельства, по мнению Заявителя, имеют существенное значение для потенциальных покупателей.

2. Заявитель оспаривает действия Конкурсного управляющего при исполнении возложенных на него законодательством о банкротстве обязанностей.

3. Также Заявитель указывает, что Организатором торгов была скрыта от потенциальных покупателей информация об имеющемся споре в Арбитражном суде Московского округа по отмене самого утвержденного Положения о порядке продажи реализуемого имущества. В связи с чем, по мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно размещено сообщение о проведении торгов № 12306013, которое должно быть отменено.

При этом, фактически доводы жалобы сводятся к тому, что Торги должны быть отменены.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В части довода об отсутствии в сообщении о проведении торгов полной информации о характеристиках реализуемого имущества, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.

Комиссией установлено, что Организатором торгов в сообщении о проведении торгов № 12306013 размещена следующая информация о реализуемом имуществе:

«Лот №1 - Земельный участок площадью 1762 +/-15 кв.м. кадастровый номер 50:23:0070112:109, Жилой дом площадью 1357.1 кв.м., кадастровый номер 50:23:0030143:404, расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, посёлок Удельная, ДСК «Искра», улица Комсомольская, дом 4.».

Дополнительно к сообщению о проведению торгов и на сайте ЭТП приложены следующие документы:

- Выписка из ЕГРН на жилой дом

- Выписка из ЕГРН на земельный участок

- Технический паспорт жилого дома

Так же на сайте ЭТП представлены фотографии реализуемого дома.

Помимо этого, Организатором торгов в сообщении о проведении торгов определен порядок ознакомления с имуществом, согласно которому <...............>

Ознакомление с лотом можно произвести по адресу: <...............>

Таким образом, Организатором торгов в Сообщении о проведении торгов указано описание имущества, его характеристики, а также порядок ознакомления.

Из чего следует что в сообщении указана вся необходимая информация для потенциальных покупателей, предусмотренная пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2023 по делу № А40-41714/19, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023, утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества гражданина-банкрота <...............> в редакции от 01.03.2023 (далее — Положение).

Так, в соответствии с утвержденным Положением определен следующий состав имущества:

 

№ лота

Наименование имущества

Начальная цена

Примечание

1

земельный участок площадью 1762 +/- 15 кв.м. кадастровый номер 50:23:0070112:109 жилой дом площадью 1357.1 кв.м кадастровый номер 50:23:0030143:404 расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, посёлок Удельная, ДСК «Искра», улица Комсомольская, дом 4.

121 996 412,00 рублей (общая стоимость объектов)

С последующим включением в конкурсную массу должника части средств от реализации общего имущества супругов, соответствующей доле гражданина в таком имуществе и выплатой остальной части средств супруге (бывшей супруге) должника.

 

Таким образом, Положение не содержит сведений о характеристиках жилого дома и земельного участка, на которые ссылается Заявитель.

В связи с чем, описание реализуемого имущества приведено в полном соответствии с Порядком реализации имущества, утвержденного судом.

Кроме того, Комиссией установлено, что 31.08.2023 Организатором торгов на сайте ЕФРСБ в сообщении № 12338190 размещена информация об отмене торгов, «в связи с отменой кассационным судом утвержденного положения о порядке реализации имущества должника.».

В данном случае, учитывая, что описание предмета торгов осуществлено в соответствии с утвержденным Положением, а затем спорные Торги отменены, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов Заявителя, а также невозможности восстановления прав в административном порядке.

В связи с чем, довод жалобы в указанной части признается Комиссией необоснованным.

Относительно довода Заявителя о неправомерности выставления имущества на торги, Комиссия отмечает следующее.

В обоснование неправомерности выставления имущества на Торги Заявитель указывает, Постановлением Арбитражного суда Московского округа определение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2023 об утверждении Положения, оставленное без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу А40-41714/2019, отменено.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что пунктом 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на процедуру проведения Торгов и порядок заключения договора.

Доводы, изложенные в жалобе в указанной части, связаны с обжалованием правомерности выставления на Торги имущества.

Учитывая изложенное, предмет обжалования связан с нарушением гражданских прав Заявителя, в связи с чем указанный спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.

Согласно части 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд.

На основании вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя без рассмотрения в указанной части в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Относительно доводов Заявителя в части ненадлежащего исполнения обязанностей Конкурсного управляющего, Комиссия отмечает следующее.

Так, Заявитель в жалобе ссылается на то, что в отношении Конкурсного управляющего <...............> уже имелись неоднократно наложенные взыскания в виде предупреждений, что подтверждается информацией с официального сайта Ассоциации арбитражных управляющих «СИРИУС». Также Конкурсный управляющий<...............> уже привлекался по делу об административной ответственности за допущенные нарушения.

Вместе с тем, как было указано ранее, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на процедуру проведения Торгов и порядок заключения договора.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

В свою очередь, действия непосредственно по исполнению обязанностей в качестве конкурсного управляющего не входят в полномочия антимонопольного органа, а равно действия указанного лица не подлежат рассмотрению в административном порядке, поскольку полномочия Управления ограничены специальным субъектным составом, определенным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, указанный спор подлежит рассмотрению в судебном порядке, а права Заявителя не могут быть восстановлены в административном порядке.

Резюмируя вышеизложенное, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы в указанной части по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов в части оспаривания действий Конкурсного управляющего и правомерности выставления имущества на Торги - без рассмотрения, в остальной части признать жалобу необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 31.08.2023 № ЕИ/37237/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны