Решение б/н б/а от 18 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-13953/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.08.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АО «САГА ТЕХНОЛОГИИ», ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК»;
в отсутствие представителей АО «АГЗРТ», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 12.08.2021 № ЕО/48564/21,
рассмотрев жалобу АО «САГА ТЕХНОЛОГИИ» (далее — Заявитель) на действия ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку автоматических депозитных машин и комплектующих к ним для нужд ПАО «Промсвязьбанк» (реестровый № 32110401728, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты оценки первых и вторых частей заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 21.06.2021 размещено извещение № 32110401728 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку автоматических депозитных машин и комплектующих к ним для нужд ПАО «Промсвязьбанк».
Заявитель считает неправомерными действия Заказчика, выразившиеся в отказе принять в рамках процедуры оценки заявок договор, подтверждающий опыт работ Заявителя в соответствии с условиями Конкурса.
В соответствии с итоговым протоколом № 1488 заседания Тендерной комиссии ПАО «Промсвязьбанк» от 27.07.2021 подведены итоги Закупки. На основании результатов оценки первых и вторых частей заявок составлен итоговый рейтинг заявок участников Закупки, где по Лоту №1 Заявитель занял 3-е место, а и по Лоту №2 - 2-е место из-за отсутствия подтверждения критерия «Опыт участника конкурса».
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в закупочной документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участником закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условием исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам Закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.9.2 закупочной документации установлено, что оценка заявок по критерию «Опыт участника закупки», осуществляется только на основании документально подтвержденных сведений и информации, которые должны быть приложены в составе заявки на участие в Закупке.
В соответствии с пунктом 3.9.7.1 закупочной документации в рамках критерия «Опыт участника конкурса» оценивается наличие у участников опыта исполнения договоров сопоставимого с предметом Закупки характера и объема, исполненных участником в течение определенного периода, предшествующего дате подачи заявок на участие в Закупке.
Пунктом 3.9.7.2 закупочной документации предусмотрено, что при оценке по данному критерию учитывается соответствующий опыт поставки товаров (учитывается только опыт участника закупки, опыт иных лиц, в том числе привлекаемых участником для исполнения договора, не учитывается) участника, подтвержденный копиями документов, предусмотренных пунктом 16.7 раздела 5 «Информационная карта», оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
В данном случае участник должен иметь опыт исполнения договоров за период 2019 - 2021 гг., сопоставимого с предметом Закупки характера (поставка автоматических депозитных машин).
Пунктом 16.7 информационной карты предусмотрено, что документы, используемые для целей оценки заявок в соответствии с системой оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, указанной в документации (предоставление обозначенных документов не относится к обязательным требованиям Заказчика, вместе с тем их предоставление, а также сведения, содержащиеся в них, учитываются Заказчиком при оценке заявки участника Закупки согласно порядку, изложенному в п. 3.9.7 закупочной документации), а именно справка об опыте исполнения договоров (форма 6 раздела 8) сопоставимого с предметом Закупки характера и объема, подтверждающая наличие у участника Закупки исполненных за период с 2019 по 2021 гг. договоров по поставке автоматических депозитных машин (далее – АДМ).
Участник Закупки должен приложить к данной справке:
- скан-копии указанных в справке договоров (выписок из договоров),
- скан-копии документов, подтверждающих отгрузку оборудования покупателям (УПД, ТН),
- скан-копии спецификаций на модели АДМ, указанные в документах, подтверждающих отгрузку,
- иные документы, подписанные между участником закупки и соответствующим заказчиком, подтверждающие исполнение обязательств по договору, в которых указан предмет поставки и спецификация.
В случае непредставления подтверждающей информации и/или документов строка, указанная в справке, не учитывается.
Согласно имеющейся документации, подтверждающей квалификацию, Заявителем представлено 6 договоров для целей подтверждения соответствия требованиям закупочной документации и наличия опыта выполнения работ.
В свою очередь, Заявителем оспаривается то, что заказчиком не учтен договор № 2019.12016/000-00676-19 от 14.06.2019 в критерии «Опыт участника конкурса», поскольку данный документ направлен на площадку в формате WORD.
Заявитель поясняет, что данный договор направлен именно в таком формате по причине подписания посредством ЭДО. Заявитель отмечает, что оспариваемый договор № 2019.12016/000-00676-19 от 14.06.2019 подписан с ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК».
Комиссия обращает внимание, в данном случае у Заказчика не должно было возникнуть трудностей с идентификацией оспариваемого договора с учетом того, что он был заключен именно с Заказчиком.
Также Комиссия отмечает, что заявки № 01 от 23.07.2019 и № 02 от 29.10.2019 к оспариваемому договору подгружены в отсканированном формате с печатями обеих сторон. В наличии также имеющееся к договору № 2019.12016/000-00676-19 от 14.06.2019 дополнительное соглашение № 3 от 04.12.2020 подкреплено в отсканированном виде. Вместе с тем, по мнению Заявителя, указанные заявки равнозначны заключенному договору в связи с тем, что содержат все существенные условия заключенной сделки.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика отсутствовали основания не учитывать предоставленный договор.
Формализм в данном случае противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Указанное основание оценивается Комиссией критически, как сугубо формальное, не соответствующее основной цели проведения закупок - удовлетворении потребности заказчика путем выбора наилучшего предложения на конкурентной основе.
В свою очередь, статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлены пределы осуществления гражданских прав.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Оценивая поведение Заказчика, Комиссия исходит из того, что в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заявителя нарушений требований Закупочной документации в рассматриваемой части и считает неправомерным отсутствие подтверждения критерия «Опыт участника конкурса».
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В данном случае действия Заказчика не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В этой связи Комиссия признает довод жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованным.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы и наличии нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений, а именно отмена итогового протокола № 1488 заседания Тендерной комиссии ПАО «Промсвязьбанк» от 27.07.2021, переоценка заявок и завершение закупочной процедуры.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО «САГА ТЕХНОЛОГИИ» (ИНН: 7718589473, ОГРН: 1067746689438) на действия ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» (ИНН: 7744000912, ОГРН: 1027739019142) при проведении Закупки обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.