Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 077/01/17-6616/2020 о наруше... от 16 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 077/01/17-6616/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению
«16» апреля 2020 года г. Москва
Председатель Комиссии Московского УФАС России по рассмотрению дела № 077/01/17-6616/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) -
УСТАНОВИЛ:
Московским УФАС России (далее также - Управление) по результатам рассмотрения заявления ООО «Мехпрачечная СвЖД» о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «ФПК» выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание
услуг по укомплектованию съемным мягким имуществом вагонов по заявкам Уральского филиала АО «ФПК» (далее -Заявление). АО «ФПК» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках). АО «ФПК» (далее - Заказчик) 11.09.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) разместило извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по укомплектованию съемным мягким имуществом вагонов по заявкам Уральского филиала АО «ФПК» (реестровый № 31908292577, далее - Конкурс). Согласно Приложению № 1.4 к Конкурсной документации при сопоставлении заявок и определении победителя Конкурса были заявлены следующие критерии оценки: 1. «Цена договора» - 50 баллов; 2. «Квалификация участника», состоящий из следующих подкритериев: 2.1. «Опыт участника» - 20 баллов; 2.2. «Финансовое состояние участника» - 20 баллов; 2.3. «Наличие производственных мощностей» - 10 баллов. На участие в Конкурсе было подано 3 заявки. В соответствии с Протоколом № 28639/ОКЭ-АО «ФПК»/2019/Д/2 от 14.10.2019 рассмотрения и оценки заявок победителем Конкурса было признано ООО «Риквэст-Сервис», участник, на стороне которого выступают еще несколько юридических лиц, а именно: ООО «ЖелдорСервис», ООО «Нева-Проект», ООО «АРСЕНАЛЪ-КАПИТАЛ», ООО «ЭЛОКО», ООО «РУБИКОН-13» (номер заявки участника - 3). Анализ закупочной деятельности Заказчика за период 2017-2019 годов показал, что установленные при проведении Конкурса критерии оценки заявок изменились по сравнению с критериями, установленными ранее Заказчиком при закупке аналогичных услуг. Кроме того, изменилась и методика оценки квалификационных критериев. В частности, при оценке критерия «Опыт участника» стоимость ранее оказанных участниками услуг соотносится не с начальной (максимальной) ценой договора, а с максимальной из всех предложенных участниками стоимостью оказанных услуг, что при наличии одинакового по длительности опыта оказания аналогичных услуг, тем не менее, привело к образованию большого разрыва в балльной оценке. При этом использование ранее не применяемого Заказчиком критерия «Финансовое состояние участника» также способствуют увеличению указанного разрыва и созданию преимущественного положения отдельным участникам Конкурса. Оценка величины чистых активов конкретного участника относительно максимальной величины чистых активов из всех имеющихся у участников создается возможность искусственного увеличения показателя чистых активов за счет привлечения в консорциум участника дополнительных юридических лиц, не имеющих отношения к оказанию требуемых услуг. Таким образом, изменение критериев и методики оценки заявок участников по сравнению с предшествующей закупочной деятельностью Заказчика в совокупности с фактическими обстоятельствами дают основания полагать, что квалификационные критерии при проведении Конкурса делают необъективным выбор победителя Конкурса и направлены на предоставление преимуществ отдельным участникам. Заказчик представил в Московское УФАС России письменные пояснения (далее - Письменные пояснения). По мнению Заказчика, установленные критерии оценки являются конкретными, однозначно определенными, позволяют объективно определить участника, наиболее соответствующего требованиям Заказчика. Критерий оценки «Финансовое состояние участника» позволяет определить финансовую устойчивость/неустойчивость участника (соотношение существующих обязательств к выручке участника), что, в свою очередь, свидетельствует о наличии/отсутствии риска банкротства, добросовестности ведения хозяйственной деятельности. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Заказчика (https://fpc.ru) в настоящий момент у АО «ФПК» насчитывается 13 филиалов. В рамках трех ранее проводимых конкурсов предметом закупок являлось оказание услуг в пределах одного филиала АО «ФПК». Между тем, согласно разделу 4 Технического задания в предмет рассматриваемого Конкурса входит оказание услуг на территории 7 филиалов АО «ФПК», находящихся в значительной территориальной удаленности друг от друга. Как следует из Письменных пояснений в период массовых перевозок возникает необходимость в выделении дополнительных мест в продажу путем высвобождения мест, используемых для хранения постельного белья. В этих случаях экипировка постельным бельем поездов Уральского филиала осуществляется в структурных подразделениях филиалов АО «ФПК», являющихся пунктами формирования и оборота для поездов Уральского филиала. В соответствии с разделом 2 «Требования к услугам» Технического задания в целях оказания услуг победитель конкурса должен осуществлять, в том числе, прием/передачу с поштучным пересчетом СМИ в вагоне поезда от представителя победителя конкурса представителю Заказчика перед рейсом, а также от представителя Заказчика представителю победителя конкурса (использованное и неиспользованное) по прибытии из рейса по акту приема-передачи СМИ. Согласно определению, указанному в проекте договора (приложение № 1.2 к Конкурсной документации), рейс включает в себя отправление поезда из пункта формирования, следование в пункт оборота, нахождение в пункте оборота, а также следование обратно из пункта оборота в пункт формирования. Таким образом, предусмотренные Конкурсной документацией услуги, в том числе, работы по укомплектованию вагонов постельным бельем (один из видов
СМИ) в полном объеме должны оказываться в пунктах формирования Уральского филиала АО «ФПК». Включение в предмет Конкурса оказание услуг на территории 27 структурных подразделений 7 филиалов АО «ФПК» не может способствовать отбору в результате закупочной процедуры исполнителя, способного в полном объеме с надлежащим уровнем качества оказать услуги для АО «ФПК» с учетом региональных особенностей технологического процесса оказания услуги в разных филиалах. Между тем, указанные действия Заказчика могут привести к ограничению конкуренции при проведении закупки и сокращению количества потенциальных участников. Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Таким образом, указанные действия АО «ФПК» могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке и соответственно содержат в себе признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. На основании изложенного издан приказ Московского УФАС России от 15.04.2020 № 95 о возбуждении дела № 077/01/17-6616/2020 и создании Комиссии по рассмотрению дела № 077/01/17-6616/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «ФПК» части 1 статьи 17 Закона защите конкуренции. Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 077/01/17-6616/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 29.05.2020 в 09 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Мясницкий пр-д, д. 4, стр. 1, этаж 4, каб. 402 (вход в здание со стороны Мясницкого переулка).
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела: - АО «ФПК» в качестве ответчика;
- ООО «Мехпрачечная СвЖД» в качестве заявителя;
- ООО «Риквэст-Сервис» в качестве заинтересованного лица.
3. АО «ФПК» представить в срок до 22.05.2020 письменные пояснения в связи с изложенными обстоятельствами (с приложением подтверждающих документов, заверенных надлежащим образом).
Права лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотрены статьей 43 Закона о защите конкуренции. Для прохода в здание Московского УФАС России на заседание Комиссии при себе необходимо иметь копию настоящего определения, документ, удостоверяющий личность, доверенность на представление интересов. Дополнительного заказа пропуска не требуется.