Решение б/н Решение от 2 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
 реш.pdf (202.81 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Яндекс» Льва Толстого ул., д. 16, г. Москва, 119021 

ООО «АДВ-СЕРВИС» Цветочная ул., д. 16, лит. П, пом. 4, 6, г. Санкт-Петербург, 196084 <…> 

ООО «ДЭКО Моторс» Ленинская Слобода ул., д. 19, БЦ «Омега Плаза», эт. 4, комн. 21П4, г. Москва, 115280 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/28-14676/2019

 

Резолютивная часть оглашена «18» февраля 2020                                       В полном объеме решение изготовлено «01» апреля 2020         г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве  по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии – <…>,

членов Комиссии – <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/28-14676/2019 по признакам нарушения ООО «Яндекс», ООО «АДВ-Сервис», ООО «ДЕКО Моторс» пункта 7 статьи 5, части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе),

в присутствии представителя: ООО «Яндекс» <…> (доверенность в б/в от <…>),

в отсутствие представителей ООО «ДЕКО Моторс», ООО «АДВ-Сервис» (уведомлены надлежащим образом)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/28-14676/2019 возбуждено Московским УФАС России в отношении ООО «Яндекс», ООО «АДВ-Сервис», ООО «ДЕКО Моторс» на основании заявления Главного управления Центрального банка Российской Федерации по центральному округу и материалов по факту распространения в период с 02.07.2019 по 20.09.2019 в системе «Яндекс.Директ» рекламы следующего содержания: «Инвестируйте деньги надежно. Аренда спецавтотехники. Работаем с 2005 года. Вход от 100к рублей. Гарантии дохода. ВЫГОДНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ВКЛАДАМ ДО 39 %»

Факт размещения рассматриваемой рекламы в системе «Яндекс.Директ» не отрицается лицами, участвующими в деле, подтверждается скриншотами заявителя, а также сведениями, представленными ООО «Яндекс».

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Яндекс» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.09.2000 за основным государственным регистрационным номером 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001.

ООО «АДВ-Сервис» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 25.08.2017 за основным государственным регистрационным номером 1177847285967, ИНН 7810704382, КПП 781001001.

ООО «ДЕКО Моторс» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 15.12.2005 за основным государственным регистрационным номером  1057749557480, ИНН 7726532897, КПП 772501001 .

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Предметом рассмотрения настоящего дела является реклама, распространяемая в период с 02.07.2019 по 20.09.2019 в системе «Яндекс.Директ». Информация размещалась в сети Интернет, а следовательно, сведения были распространены широкому заранее неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Предметом рассмотрения настоящего дела является реклама, распространяемая в период с 02.07.2019 по 20.09.2019 контекстная реклама в системе «Яндекс.Директ». 

Рассматриваемая реклама содержит в себе следующие сведения: 

«Инвестируйте деньги надежно. Аренда спецавтотехники. Работаем с 2005 года. Вход от 100к рублей. Гарантии дохода. ВЫГОДНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ВКЛАДАМ ДО 39 %».

Закон о рекламе регулирует рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности, однако не содержит точного опредения понятий финансовые услуги и финансовая деятельность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Более того согласно общероссийскому классификатору видов экономеческой деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению (ОКВЭД 64) включает в себя в том числе деятельность, связанную с частным инвестированием, например деятельность инвестиционных фондов (кроме акционерных).

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закона об инвестиционной деятельности) инвестиционная деятельность является вложением инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. 

В свою очередь согласно статье 1 Закона об инвестиционной деятельности под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе числе затраты на новое стоительство, реконструкцию и техническое перевооружение действющих преприятий, приобретение машин, оборудования, инстумента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. 

Таким образом, деятельность по превлечению инвестиций (в том числе в форме капитальных вложений) следует рассматривать как финансовую услугу, так как данный вид деятельности непосредственно связан с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Более того потенциальный инвестр при проложении денежных средств в инвестиционный проект, приследуя прежде всего финансовые цели, сохранение имеющего капитала, его приумножение, а также минимизация рисков вложений. Данные цели также приследуются потребителями при заключении договоров банковского вклада, договора с трейдором и т.д.

Учитывая специфику размещения рекламы в сети Интернет, а также сложившуюся судебную и административную практику, необходимо отметить, что такая реклама при решении вопроса о наличии либо отсутствии нарушения рекламного законодательства должна рассматриваться в совокупности со страницей сайта в сети Интернет, на которую осуществляется переход пользователя (потребителя рекламы) при нажатии (клике) на такое рекламное объявление, а также принимая во внимение ключевые слова, используемые при её поиске в поисковой системе.

В соответствии с документами и сведениями, представленными ООО «Яндекс», при нажатии (клике) на рассматриваемую рекламу происходил переход на страницу сайта в сети Интернет по адресу www.dekomotors.ru.

Комиссией Московского УФАС России установлено, что на момент рассмотрения дела доступ к данному сайту в сети Интернет невозможен. 

Вместе с тем согласно ответу, представленному ООО «Яндекс», для показа в системе Яндекс.Директ данной рекламы были выбраны следующие ключевые слова: «вложить деньги на год», «вложить деньги под проценты», «вложить деньги с ежемесячным доходом», «вложить деньги в бизнес под проценты», «инвестировать доход», «инвестировать в реальный бизнес», «инвестировать в развитие бизнеса», «инвестировать в чужой бизнес», «инвестировать и получать доход», «хочу вложить деньги в бизнес в москве», «надежно вложить деньги», «пассивный доход в Москве»

Таким образом, исходя из вышеизложенного, а также толкования  текста самого рекламного баннера следует, что рекламируемая деятельность, осуществляемая ООО «ДЕКО МОТОРС», является аналогом деятельности по привлечению денежных средств во вклады, а также иной финансовой деятельности, направленной на привлечение денежных средств.

Данный вывод также следует из использования в рекламном объявленении таких словосочетаний, как «инвестируйте деньги», «гарантия дохода», «альтернативна вкладам до 36%».

В связи с этим невозможно согласиться с доводами ООО «Яндекс», представленными в письменных пояснениях, что объектом рекламирования в данном случае является услуги по сдаче в аренду спецавтотехники, по смыслу параграфа 3 главы 34 Гражданского Кодекса Российской Федерации. 

Желание же рекламодателя уйти от ответсвенности и необходимости получения специального разрешения путем имитации иной деятельности не может исключить фактического противоправного поведения таких лиц.

В данном случае следует учитывать каким образом рассматриваемая реклама воспринимается обычными потребителями, не имеющих знаний в отдельных отраслях.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что при определении объекта рекламирования в данном случае следует руководствоваться не только прямым использованием в рекламе указания на деятельность рекламируемого субъекта, связанную со сдачей автотехники в аренду, но и на саму суть рекламируемой деятельности, а именно подпадает ли такая деятельность по своему существу под признаки понятия финансовой услуги.

Так рекламируемые услуги, оказываемые ООО «ДЕКО Моторс», связаны с привлечением денежных средств потенциальный потребителей, с дальнейшей выплатой пассивного дохода ввиде процентов. 

На основании изложенного объектом рекламирования в настоящем случае является финансовая услуга, а именно профессиональная деятельность, связанная с привлечением денежных средств потребителей в покупку спецавтотехники, а равно рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество). 

В рассматриваемой рекламе отсутствует указание на лицо, которое осущесвляет рекламируемую финансовую деятельность, в частности не указано фирменное наименование ООО «ДекоМотор» или иные реквизиты юридического лица, позволяющие его идентифицировать, что прямо нарушает требование части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Ввиду этого у потребителей отсутствует достоверная и полная  информация о хозяйствующем субъекте, который предоставляет рекламируемую финансовую услугу, что является нарушением одной из гарантий соблюдения права потребителей на получение полной и достоверной информации о предоставляемой услуге.

В соответствии пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Вместе с тем доходность от инвестиционной деятельности напрямую зависит от различных экономических показателей в будущем, поэтому она представляет собой деятельность, основанную на риске. В связи с вышеизложенным, Комиссия Московского УФАС России, приходит к выводу о том, что невозможно гарантировать однозначную доходность данной деятельности на момент заключения договора для инвестора-потребителя, который не обладая специальными экономическими знаниями, не имеет объективной возможности должным образом оценить соответсующие риски финансовых вложений.

В данном случае в рассматриваемой рекламе присутствует утверждение «Гарантии дохода», что прямо запрещено пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

В соответствии пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. 

 

К условиям, влияющим на сумму доходов, которые получат лица, предоставившие свои средства для осуществления инвестирования относятся сумма инвестиций, предполагаемый срок окупаемости инвестиционного проекта, проценты за пользование суммой инвестиций, а также иные условия, если их включение в  инвестиционный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую инвестор должен получить по договору.

Данные условия являются существенными, так как их отсутствие в том числе способно обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым продуктом.

В рекламе указано лишь два условия инсвестирование — ставка доходности, а также минимальная сумма инвестиций. Иные условия, например срок инвестирования, валюта и т. д., влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в рассматриваемой рекламе отсутсвуют.

Таким образом, при распространении спорной рекламы установлено нарушение части 7 статьи 5, части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе. 

В связи с вышеизложенным, реклама «Инвестируйте деньги надежно. Аренда спецавтотехники. Работаем с 2005 года. Вход от 100к рублей. Гарантии дохода. ВЫГОДНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ВКЛАДАМ ДО 39 %», распространяемая в период с 02.07.2019 по 20.09.2019 контекстная реклама в системе «Яндекс.Директ», является ненадлежащей.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет ответственность как рекламодатель, так и рекламораспространитель; за нарушение требований, установленных, частью 7 статьи 5, пунктами 1, 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе  рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителя. 

Комиссией Московского УФАС России установлено, что распространение рекламы в сети Интернет осуществлялось в системе «Яндекс.Директ», принадлежащей ООО «Яндекс».

Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Яндекс», что не отрицается Обществом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из нормативного понятия рекламодателем может являться не только субъект, заинтересованный в продвижении рекламируемого товара на рынке, но и любой другой субъект, который определил непосредственное содержание рекламы, в частности какой именно товар (работу, услугу) рекламировать. 

В соответствии с представленными в материалы дела документами и сведениями, рассматриваемая реклама была размещена на основании Договора № 74008/17 от 20.10.2017, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «АДВ-Сервис» на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ, размещенной в сети Интернет по адресу https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее — Оферта).

В соответствии с пунктом 3.3 Оферты Рекламодатель (представитель Рекламодателя) самостоятельно осуществляет подготовку и редактирование Рекламной кампании, в том числе составление/изменение Рекламных объявлений, подбор ключевых слов, в соответствии с установленной формой в подразделе «Создать кампанию» сайта Яндекс.Директ или соответствующей прикладной программы (в том числе для мобильных устройств) с учетом всех требований, определенных Офертой, если иное не согласовано Сторонами дополнительно. Рекламодатель самостоятельно и в полном объеме несет предусмотренную законодательством ответственность как лицо, осуществившее с использованием предоставленных системой Яндекс.Директ возможностей приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, и гарантирует соответствие составленных и предоставленных им для размещения Яндексом Рекламных объявлений всем требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3.4 Оферты Яндекс вправе осуществлять проверку Рекламных объявлений Рекламодателя на соответствие требованиям Договора (Оферты) как до начала оказания Услуг, так в любой момент после начала размещения Рекламной кампании. В случае выявления несоответствия Рекламного объявления требованиям Договора Яндекс вправе отказать в размещении или прекратить размещение Рекламного объявления. Принятие к размещению и/или подтверждение Яндексом возможности размещения какой-либо Рекламной кампании и/или каких-либо изменений в Рекламной кампании ни при каких обстоятельствах не означает подтверждение Яндексом права Рекламодателя и/или предоставление Яндексом Рекламодателю права на какое-либо использование в такой Рекламной кампании, в том числе в качестве ключевых слов, объектов интеллектуальной собственности третьих лиц. Всю ответственность за такое использование и любые последствия такого использования, равно как и за содержание Рекламной кампании и ее соответствие требованиям Законодательства Рекламодатель несет самостоятельно в соответствии с условиями раздела 12 Оферты.

В соответствии с пунктом 3.5.5 Оферты Рекламодатель несет всю ответственность за достоверность предоставленной им информации, размещаемой по Ссылке на контактную страницу и/или внутри специального блока, за нарушение прав третьих лиц при размещении такой информации в рамках Рекламной кампании, а также за соответствие требованиям законодательства всей информации, содержащейся на такой контактной странице и/или внутри специального блока (не применимо для Медийной рекламы).

В соответствии с пунктом 5.2. Оферты рекламодатель при подготовке, создании, изменении Рекламной кампании обязан соблюдать все требования Яндекса к рекламным материалам и условиям размещения, обусловленным Офертой, а также все применимые нормы и требования действующего законодательства, в том числе Федерального Закона «О рекламе», законодательства об интеллектуальной собственности, Федерального закона «О защите конкуренции», но не ограничиваясь перечисленным.

Вместе с тем согласно представленным в материалы дела сведения и документы ООО «АДВ-сервис» является юридичсеским лицом, оказывающем услуги в сети «Интернет» по предоставлению возможности с использованием сервиса eLama управлять рекламными компаниями с помощью инстументов сервиса и размещать рекламу через такие рекламные площадки, как «Яндекс.Директ».

Данный сервис представляет собой платформу автоматизации контекстной рекламы, который упрощает процесс работы с рекламными кампаниями в сети «Интернет».

Так размещение спорной рекламы было осуществлено в рамках  договора на оказание услуг в сети «Интернет», заключенного между ООО «ДЕКО Моторс» и ООО «АДВ-сервис», посредством акцепта ООО «ДЕКО Моторс» оферты на оказание услуг в сети «Интернет» (далее — оферта), что дополнительно подтверждается платежными поручениями от 03.07.2019, 19.07.2019, 24.07.2019 и иными.

В соответсвии с пунктом 3.3.1 Приложения 1 к оферте на оказание услуг в Интернете ООО «ДЕКО Моторс» самостоятельно определяет содержание размещаемой рекламы и рекламной компании.

Кроме того согласно пунктам 7.4 Приложения 1 к оферте рекламные материалы ООО «ДЕКО Моторс» должны соответствовать всем требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, в том числе законодательству Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «АДВ-сервис» не является ни рекламораспространителем, ни рекламодателем, так как при распространении данной рекламы осуществляло техническую функцию посредника.

 

Таким образом, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «ДЕКО Моторс».

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения  реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе. 

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась. 

Между тем, предписание само по себе направлено именно на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Яндекс», ООО «ДЕКО-Моторс», ООО «АДВ-Сервис» предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37‑42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, 

 

РЕШИЛА:

1.  Признать ООО «Яндекс», ООО «ДЕКО Моторс» нарушившими требования части 1 статьи 28, ООО «ДЕКО Моторс» нарушившим части 7 статьи 5, пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении в период с 02.07.2019 по 20.09.2019 в системе «Яндекс.Директ» рекламы следующего содержания:

«Инвестируйте деньги надежно. Аренда спецавтотехники. Работаем с 2005 года. Вход от 100к рублей. Гарантии дохода. ВЫГОДНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ВКЛАДАМ ДО 39 %»

2.  Выдать ООО «Яндекс», ООО «ДЕКО Моторс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.  Выдать ООО «»АДВ-Сервис» предписание о прекращении участия в распространении рекламы с нарушением законодательства о рекламе. 

4.  В отношении ООО «АДВ-Сервис» производство по делу прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 

 

 

Председатель Комиссии

<…> 

Члены Комиссии

<…> 

 

<…> 

 

Исп <…> 

Тел <…> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны