Решение б/н Решение по жалобам ООО «Вертикаль» на действия АО «Россельхо... от 29 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7756/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

19.08.2019

г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобы ООО «Вертикаль» (далее также - Заявитель) на действия АО «Россельхозбанк» (далее также - Заказчик) при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по совершению юридических и иных действий, направленных на взыскание задолженности заемщиков АО «Россельхозбанк» - физических лиц в рамках приказного производства (реестровые № № 31908166601, 31908166578, далее — Закупки) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

В жалобах Заявитель полагает неправомерным установление в Информационной карте кодов ОКВЭД2, а также требования о предоставлении лицензии, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности..

Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились, представив письменные возражения.

Комиссия, рассмотрев жалобы Заявителя, приняла решение о признании их необоснованными, исходя из следующих фактических обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) опубликованы документации о проведении запросов предложений (далее - Документация).

1. Согласно п. 3 разд. II («Информационная карта» Запроса предложений, услуги, являющиеся предметом запросов предложений отнесены к коду ОКВЭД2 «Деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно требованиям ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что коммерческие организации могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст коды ОКВЭД2 предназначены для целей государственной статистики, исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них, и соответственно указание в ЕГРЮЛ не ограничивает право коммерческих организаций осуществлять какие-либо иные виды деятельности.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и право на осуществление того или иного вида экономической деятельности, не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у организации соответствующего кода ОКВЭД2, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ.

Таким образом, доводы Заявителя об ограничении конкуренции, выраженной в представлении возможности принять участия в Закупке исключительно коллекторским компаниям не находит своего подтверждения, поскольку права иных коммерческих организаций не ограничены в возможности подачи заявки, что также подтверждается тем обстоятельством, что Заявитель принял участие в оспариваемой закупочной процедуре.

Кроме того, согласно доводам Заявителя, установление требования об обладании специального разрешения возможно только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как указывает Заявитель в жалобе, согласно пункту 3.2 Положения о закупках при проведении конкурентных способов закупки Заказчик устанавливает в документации процедуры закупки требования к участникам процедур закупки, в состав которых входят, в том числе, обладать специальными разрешениями (лицензиями, допусками, свидетельствами, аттестатами, разрешительными документами надзорных органов и регуляторов, правами и т.п.) для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора и/или являться членом саморегулируемой организации и/или обладать выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду работ и/или иметь зарегистрированное в уполномоченном органе уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам Заявителя, утверждение о наличии случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации относится исключительно к случаям, когда участник процедуры закупки должен являться членом саморегулируемой организации, обладать выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду работ, иметь зарегистрированное в уполномоченном органе уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Однако Положением о закупках закреплена возможность предусмотреть в документации процедуры закупки иные требования к участникам процедуры закупки.

Пунктом 16.2.3. Информационной карты установлено, что участник процедуры закупки должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, связанных с выполнением договора, право на заключение которого является предметом запроса предложений, в том числе:

- лицензию, выданную Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

- выписку из реестра Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о включении в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

- свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

По мнению Заявителя, установление требования о представлении лицензии, выданную Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, на деятельность по технической защите конфиденциальной информации носит ограничивающий конкуренцию характер.

Комиссия находит доводы Заявителя неподтвержденными в связи со следующим.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно пункту 2 раздела III «Техническая часть» документации исполнитель должен совершить юридические и иных действия, направленные на взыскание задолженности в порядке приказного производства, в том числе сформировать для подачи в суд комплект документов, содержащий Заявление на выдачу кредита/займа/кредитной карты, Кредитный договор, Индивидуальные условия кредита/кредитования, Документы, идентифицирующие должника (сканированная копия паспорта, сканированная копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, сканированная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, сканированная копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, сканированная копия водительского удостоверения, сканированная копия свидетельства о регистрации транспортного средства).

Частью 4 пункта 2 Закона о персональных данных предусмотрено, что обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных, а также применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации установлено, что лицензированию подлежат услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в средствах и системах информатизации.

Таким образом, в целях исключения возможности утечки и разглашения конфиденциальной информации, передаваемой Заказчиком победителю процедуры закупки и являющейся персональными данными клиентов-заемщиков Заказчика, последним установлено требование о предоставлении лицензии, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Подытоживая, Комиссия полагает, что в данном конкретном случае указанные выше положения Документации не содержат нарушений действующего законодательства, не противоречат и не ограничивают законные права и интересы как Заявителя, подавшего заявку на участие в Закупке, так и права иных участников закупочной процедуры.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобами представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено. Соответственно, жалоба Заявителя признается Комиссией необоснованной.

Кроме того, Комиссия также дополнительно учитывает, что многочисленные, по мнению Заявителя, нарушения в Документации, ограничивающие возможность участия в Закупках, не помешали последнему подать заявки на участие в Закупках.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы ООО «Вертикаль» (ИНН:7717793910, ОГРН:5147746074867) на действия АО «Россельхозбанк» (ИНН:7725114488, ОГРН:1027700342890) при проведении Закупок необоснованными.

  2. Снять ограничения на размещение Закупок, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.08.2019 № ПО/41145/19.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны