Решение б/н б/а от 16 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/3-6224/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.05.2023                                                                      г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<..............>,

членов Комиссии:

<..............>,

<..............>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Новый Горизонт», ПАО «Россети Центр»,

рассмотрев жалобу ООО «ТендерПРО» (далее — Заявитель) на действия ПАО «Россети Московский регион» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации процедуры продажи имущества для нужд ПАО «Россети Московский регион» (реестровый № 32312272156) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации. Также Заявитель указывает, что устанавливая критерий ценового предложения неизменным, Заказчик огранил круг потенциальных участников закупки, поскольку в данном случае, отбор будет проводится только по показателям квалификации без учета цены.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что 10.04.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «РАД» (https://lot-online.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации процедуры продажи имущества для нужд ПАО «Россети Московский регион» (реестровый № 32312272156) (далее — запрос предложений, процедура).

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 25.04.2023 № РМР/1217 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:

«- не соответствие пп. 7 п. 2.11.2.7, пп. 3 п. 4.2.1 Документации о закупке и условиям Технического задания Заказчика о неизменной цене лота (в ценовом предложении Участника снижена неизменная начальная (максимальная) цена лота)».

Так, пунктом 6 Информационной карты установлены сведения о начальной (максимальной) цене договора (начальной (максимальной) цене закупки) (далее по тексту – НМЦ), согласно которым Начальная (максимальная) цена договора составляет 5 000 000,40 руб. с НДС (в т.ч. НДС 20% - 833 333,40 руб., сумма без НДС - 4 166 667,00 руб.) и включает в себя все расходы участника, связанные с реализацией его заявки, в том числе все виды налогов, сборов и иных платежей. Цена неизменна.

Предметом закупки является вознаграждение Исполнителя (с учетом расходов на публикацию в СМИ одного объекта) за организацию торгов (аукциона) по реализации одного объекта. Стоимость вознаграждения и стоимость затрат на обеспечение реализации объектов указывается в заявке отдельно и не должна превышать общую сумму 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 коп., включая НДС 20%.

Общая стоимость работ не является предметом конкурентных процедур и формируется от объёмов работ и их фактического выполнения.

Согласно пункту 15 Информационной карты требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также к описанию поставляемого участниками товара/ работы/ услуги и их характеристик указаны в разделе 4 настоящей Документации, Приложении №1 «Техническое задание» к настоящей Документации.

В соответствии с пунктом 1 Технического задания основные условия заключаемого Договора состоят, в том числе, в следующем:

«Начальная (максимальная) стоимость оказываемых услуг по договору является неизменной и составляет 4 166 667,00 (четыре миллиона сто шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят семь рублей 00 копеек) без НДС и 5 000 000,40 (пять миллионов рублей 40 копеек), включая НДС по ставке 20% из расчета реализации 100 объектов.».

В соответствии с пунктом 4.2.1 Закупочной документации в составе заявки Участник должен предоставить следующие обязательные документы, отсутствие которых влечет отклонение заявки Участника по основаниям, указанным в п. 2.11.2.7. настоящей Документации:

1) письмо о подаче оферты по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации;

2) техническое предложение по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации;

3) ведомость единичных расценок по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации, с приложением обоснованного расчета стоимости вознаграждения и стоимости затрат на обеспечение реализации объектов. Данные документы формируются с применением тендерного снижения относительно стоимости вознаграждения и стоимости затрат на обеспечение реализации объектов. При этом НМЦ является неизменной и не подлежит снижению, тендерное снижение применяется к стоимости вознаграждения и стоимости затрат на обеспечение реализации объектов.

Таким образом, как следует из Закупочной документации, по результатам проведения закупки с победителем заключается договор на сумму 5 000 000,00 руб. с НДС (в т.ч. НДС 20% - 833 333,40 руб., сумма без НДС – 4 166 667,00 руб.), а тендерное снижение применяется к стоимости вознаграждения и стоимости затрат на обеспечение реализации объектов.

Разделом II Закупочной документации предусмотрена форма «Письма о подаче оферты», в которой необходимо указать следующее:

 

Итоговая стоимость заявки с НДС, руб.

(либо итоговая стоимость заявки без НДС если участник применяет упрощенную систему налогообложения)

 

__________________________________

(итоговая стоимость, рублей, с НДС)

в том числе, НДС, руб. (либо НДС не облагается

если участник применяет упрощенную систему налогообложения)

 

__________________________________

(НДС по итоговой стоимости, рублей)

 

Кроме того, в Форме также содержится указание на то, что

«Данная Заявка подается с пониманием того, что:

вы не отвечаете и не имеете обязательств по нашим расходам, связанным с подготовкой и подачей данной Заявки, за исключением случаев, прямо оговоренных в законодательстве Российской Федерации;

Вы оставляете за собой право:

- отклонить Заявки с ценами, превышающими НМЦ / стоимость одной или нескольких единичных стоимостей / стоимость одного или нескольких договоров (при указании отдельной стоимости для каждого договора в Извещении и (или) Документации о закупке);

- принять или отклонить любую Заявку в соответствии с условиями документации о закупке; отклонить все Заявки».

Согласно Инструкции по заполнению Формы письма о подаче оферты «участник должен указать общую стоимость заявки цифрами и словами, в рублях, с НДС и величину НДС (если участник применяет упрощенную систему налогообложения, указывается величина НДС равная 0). Цену следует указывать в формате ХХХ ХХХ ХХХ,ХХ руб».

Таким образом, в форме письма о подаче оферты участнику необходимо указать цену договора в размере 5 000 000,00 руб. с НДС (в т.ч. НДС 20% - 833 333,40 руб., сумма без НДС – 4 166 667,00 руб).

Помимо этого, Разделом II Закупочной документации установлена форма «Ведомости единичных расценок услуг», к которой участник прилагает расчет стоимости вознаграждения и стоимости затрат на обеспечение реализации объектов.

Соответственно, в форме ведомости единичных расценок должна быть указана цена за единицу товара (услуги).

В силу пункта 4.7.5 Закупочной документации в случае превышения в заявке участника закупки НМЦ / снижения НМЦ (при наличии условия о неизменности стоимости договора в Документации/ Приложении №1 «Техническое задание»), указанной в разделе 1 настоящей Документации, Извещении о закупке, экспертная оценка такой заявки не проводится, такая заявка отклоняется как не соответствующая требованиям Документации о закупке.

На основании подпункта 7 пункта 2.11.2.7 Закупочной документации участник закупки не допускается Комиссией к дальнейшему участию в закупке в следующих случаях:

«снижения НМЦ (данные пункт применяется, если в Документации о закупке/ Приложении №1 «Техническое задание» указано, что НМЦ является неизменной)».

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлено письмо о подаче оферты, в котором указано следующее:

 

Итоговая стоимость заявки без НДС, руб.

 

1 руб.

(итоговая стоимость, рублей, без НДС)

НДС не облагается.

0 руб.

(НДС по итоговой стоимости не облагается)

 

Также Заявителем в составе заявки представлена форма ведомости единичных расценок, в которой указана «фиксированная сумма за лот равна 1 руб. без ндс.».

На сайте Оператора ЭТП Заявителем также предложена 1 рубль.

Следовательно, Заявитель предлагает выполнить услугу за 1 рубль.

Таким образом, представленное Заявителем в форме письма о подаче оферты стоимость заявки в размере 1 руб. не соответствует требованиям пункта 6 Информационной карты, согласно которому НМЦ является неизменной, а также пункту 4.2.1 Закупочной документации.

Комиссия отмечает, что в данном случае в письме о подаче оферты Заявителю необходимо было указать итоговую стоимость заявки в размере 5 000 000,00 руб. с НДС (в т.ч. НДС 20% - 833 333,40 руб., сумма без НДС – 4 166 667,00 руб), а в ведомости единичных расценок представить расчет стоимости вознаграждения и стоимости затрат на обеспечение реализации объектов.

Кроме того, на вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что при представлении ценового предложения на сайте оператора торговой площадки им была указана цена договора в размере 1 рубль.

Более того, в ходе изучения заявки Заявителя установлено, что в техническом предложении, представленном в составе заявки указано, что «Начальная (максимальная) стоимость оказываемых услуг по договору является неизменной и составляет 4 166 667,00 (четыре миллиона сто шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят семь рублей 00 копеек) без НДС и 5 000 000,40 (пять миллионов рублей 40 копеек), включая НДС по ставке 20% из расчета реализации 100 объектов.», в связи с чем, Заявителю было заранее известно о том, что цена неизменна.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что фактически заявка Заявителя не соответствует требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, как было установлено Комиссией, Заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные Закупочной документацией, в связи с чем у Заказчика имелись правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в Закупке.

Относительно довода Заявителя о несогласии с установлением критерия ценового предложения неизменным, Комиссия отмечает, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований о порядке представления ценового предложения, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

Кроме того, Комиссия отмечает, что оспариваемое Заявителем требование подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ТендерПРО» (ИНН: 5504168227; ОГРН: 1215500011726) на действия ПАО «Россети Московский регион» (ИНН: 5036065113; ОГРН: 1057746555811) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.05.2023 № НП/483/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны