Решение №36347/23 б/а от 25 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11017/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


23.08.2023 г. Москва
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>;

членов Комиссии:

<...>;

<...>,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «ДЭФО М»,ООО «ВСМ-Сервис»,

рассмотрев жалобу ООО «ДЭФО М» (далее — Заявитель) на действия ООО «ВСМ-Сервис» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку офисной мебели (реестровый № 32312615019, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

25.07.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.

Согласно Итоговому протоколу от 07.08.2023 № 221/ЗКТЭ-ВСМ/23/1 заявка Заявителя отклонена поскольку не соответствует требованиям закупочной документации (далее — Документация), а именно: на основании пункта 3.6.5.4. Извещения о проведении запроса котировок в связи с несоответствием технического предложения требованиям извещения о проведении запроса котировок, а именно участник в своем техническом предложении предлагает поставить «Шкаф тип 3» не в том количестве, которое запрашивалось (необходимо 3 шт., участник предлагает 2 шт.).

Заявитель в обоснование неправомерности отклонения своей заявки указывает на полное соответствие заявки требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

При этом согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации также должны содержаться требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 268 Положения «о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ВСМ-Сервис» в Документации должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

При этом формой технического предложения участника (Приложение № 1.3 к извещению о проведении запроса котировок), предусмотрены соответствующие разделы для указания данной информации.

В соответствии с требованиями Технического задания (Приложение № 1.1 к извещению о проведении запроса котировок) определен конкретный объем поставки необходимый Заказчику.

Вместе с тем, по мнению Заявителя, установлено некорректное количественное требование.

Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что при подготовке технического предложения по позиции 33 «Шкаф тип 3» была допущена опечатка.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что требование о количественных и качественных характеристиках установлено Документацией, в связи с чем признает данный довод Заявителя несостоятельным.

Комиссия отмечает, что приложением № 1.3 к извещению о проведении запроса котировок установлены формы документов, предоставляемых в составе заявки участника.

В частности, формой технического предложения участника предусмотрена инструкция по заполнению формы технического предложения, согласно которой техническое предложение состоит из 2 частей. I часть является неизменяемой и обязательной для участников процедур закупок. II часть заполняется участником с учетом требований технического задания и характеристик предлагаемых товаров.

Характеристики товаров должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении и оценке заявок не допускалось их неоднозначное толкование. Описание характеристик должно соответствовать требованиям технического задания, а также форме технического предложения. При поставке товаров в техническом предложении должны быть указаны наименования предлагаемого товара, марка (при наличии), модели (при наличии), наименование производителя (если такое требование предусмотрено формой технического предложения) по каждой номенклатурной позиции.

То есть, в силу установленной приложением № 3 формы техническое предложение заполняется в соответствии с техническим заданием.

Между тем, согласно пункту 3.6.14 Документации при наличии информации и документов, подтверждающих, что товары, работы, услуги, предлагаемые в соответствии с заявкой участника, не соответствуют требованиям, изложенным в извещении, заявка участника отклоняется.

В соответствии с пунктом 3.6.5 участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок в случаях, установленных приложением к извещению, в том числе следующих случаях:

3.6.5.1. непредставление определенных настоящим приложением к извещению документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике запроса котировок или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;

3.6.5.2. несоответствие участника запроса котировок требованиям, предусмотренным настоящим приложением;

3.6.5.3. невнесение обеспечения котировочной заявки (если настоящим приложением установлено такое требование);

3.6.5.4. несоответствие котировочной заявки требованиям извещения (приложений к нему), в том числе:

1) котировочная заявка не соответствует форме, установленной извещением, не содержит документов, иной информации согласно требованиям извещения;

2) документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями извещения);

3) техническое предложение не соответствует требованиям извещения (приложений к нему);

3.6.5.5. лица, выступающие на стороне одного участника, подали заявку на участие в этой же закупке самостоятельно либо на стороне другого участника;

3.6.5.6. отсутствие сведений об участнике запроса котировок в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;

3.6.5.7. отсутствие на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации информации о применении участником закупки специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

3.6.5.8. непредставления ценового предложения либо наличия в нем неполной информации и (или) информации, не соответствующей действительности;

3.6.5.9. несоответствия ценового предложения требованиям извещения о проведении запроса котировок, в том числе:

предложение о цене договора (цене лота) превышает начальную (максимальную) цену договора/цену лота (если такая цена установлена), в том числе предложение о цене за единицу товара, выполняемых работ, оказываемых услуг превышает начальную (максимальную) цену за единицу (если такая цена за единицу установлена в извещении о проведении запроса котировок).

Приложением № 1.1 к Извещению о проведении запроса котировок установлено техническое задание. По позиции 33 (Шкаф тип 3) Заказчиком установлены следующие требования:

 

33

Шкаф тип 3

1. Шкаф должен быть комбинированный пятиуровневый с открытыми полками и глухими фасадами.

2. Габаритные размеры шкафа должны быть:

- ширина более 790 мм и менее 824 мм.

- глубина не менее 450 мм и менее 470 мм.

- высота более 1992 мм и менее 2020 мм.

3. Детали шкафа должны быть изготовлены из двусторонней ЛДСП.

4. цвета «пепел».

5. класс эмиссии формальдегида не хуже Е1.

6. Видимые торцы деталей шкафа должны быть облицованы кромкой АБС.

7. Цвет кромки должен повторять оттенок ЛДСП.

8. Шкаф должен состоять из: топа, каркаса (боковые стенки, дно), задней стенки, четырех полок, двух глухих фасадов, четырех регулируемых ножек, двух ручек.

9. Внутри каркаса между боковыми стенками должно быть установлено четыре полки, которые образуют пять ниш.

10. Полки должны заполнять всю внутреннюю ширину и глубину шкафа, с заглублением не менее 2 мм, в целях противоударности кромки АБС.

11. Три верхних уровня шкафа должны быть открытыми.

12. Два нижних уровня шкафа должны быть закрыты глухими фасадами.

13. Топ шкафа должен быть изготовлен из двусторонней ЛДСП толщиной не менее 22 мм.

14. Боковые стенки, дно каркаса и глухие фасады должны быть изготовлены из двусторонней ЛДСП толщиной не менее 16 мм.

15. Видимые торцы боковых стенок, фасадов и дна должны быть облицованы АБС кромкой, толщиной 0,5 мм.

16. Полки шкафа должны быть изготовлены из двусторонней ЛДСП толщиной не менее 22 мм.

17. Видимые торцы полок и топа должны быть облицованы АБС кромкой, толщиной не менее 2 мм. 18. Полки шкафа должны регулироваться по высоте. 19. Задняя стенка шкафа должна быть изготовлена из ХДФ толщиной не менее 4 мм и должна быть зафиксирована в пазах по периметру.

20. Фасады должны быть установлены на вкладные металлические петли с регулировкой и системой быстрого монтажа.

21. На фасады должны быть установлены металлические ручки, тип скоба, в цвете сатиновый никель.

22. Размер ручек должен быть длиной не менее 110 мм, высотой не менее 23 мм, шириной не менее 5 мм. 23. Ручки должны быть установлены на фасады вертикально, параллельно стене.

24. Крепление ручек должно быть на винты с внутренней стороны фасадов.

25. Каркас шкафа должен собираться на двухкомпонентную эксцентриковую стяжку, состоящую из штока диаметром не менее 5 мм, длиной не менее 34 мм и эксцентрика диаметром не менее 15 мм и толщиной 12 мм.

26. Отверстия для крепежа должны быть закрыты заглушками из пластика, подобранных в тон ЛДСП. 27. Шкаф устанавливается на регулируемые металлические ножки М-6, с подпятником из пластика.

28. Диапазон регулировки М-6 должен составлять 5- 15 мм.

29. Шкаф должен быть укомплектован дополнительной фурнитурой для возможности установки стеклянных фасадов на открытые ниши.

Шт.

3

 

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки было представлено Техническое предложение по вышеуказанной позиции в следующем виде:

 

Шкаф тип 3

Шт.

2

ЗАО «Инволюкс» УНП 200644726

Республика Беларусь

 

Таким образом, в соответствии с Техническим заданием Заявителем должно быть предложено к поставке по позиции «Шкаф тип 3» в количестве 3 шт.

Комиссия отмечает, что техническое предложение Заявителя в отношении вышеуказанных позиций подано с нарушением требований, установленных пунктом 3.6.5.4 Документации.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что фактически заявка Заявителя не соответствует требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

В свою очередь, ссылку Заявителя на содержание спецификации Комиссия признает несостоятельной, поскольку, как былое ранее указано Комиссией, в силу установленной приложением № 3 формы техническое предложение заполняется в соответствии с техническим заданием.

Таким образом, спецификация не влияет на заполнение технического предложения.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Согласно пункта 3.19.1 Документации, договор по результатам запроса котировок заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, извещением о проведении запроса котировок и заявкой участника запроса котировок, с которым заключается договор.

Также в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Из приведенной нормы следует, что существенным условием договора поставки является условие о товаре, которое согласно части 3 статьи 455 ГК РФ, с учетом положений части 5 статьи 454 ГК РФ, считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Соответственно, Комиссия отмечает, что указание в техническом предложении Заявителя некорректного количества поставляемого товара по позиции 33 («Шкаф тип 3») приведет к ненадлежащему исполнению обязательств по договору.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требование о предоставлении технических характеристик в отношении предлагаемых к поставке товаров в составе первой части заявки предъявлено в равной мере ко всем участникам закупки, а равно у Заявителя не имелось оснований для его непредставления.

В рассматриваемом случае Заявителем указанное требование Заказчика выполнено не было.

В соответствии с пунктом 3.6.27 Документации при несоответствии технического предложения требованиям, указанным в приложениях к извещению, заявка такого участника отклоняется.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Заказчика об отклонении заявки Заявителя по основаниям, изложенным в Итоговом протоколе от 07.08.2023, правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закона о закупках и Документации.

Действительных доказательств нарушения прав оспариваемыми требованиями Заявителем не представлено. Кроме того, с запросом о разъяснении положений Документации к Заказчику не обращался.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ДЭФО М» (ИНН: 5051010824; ОГРН: 1075074016709) на действия ООО «ВСМ-Сервис» (ИНН: 7708333507; ОГРН: 1187746697797) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.08.2023 № ЕИ/34963/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны