Решение б/н б/а от 18 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-19681/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


15.11.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ГБУЗ «ПКБ № 4 ДЗМ», ИТАР-ТАСС;

в отсутствие представителей ООО «НЦКМИ», АО «РАД», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 03.11.2021 № ЕО/67371/21,

рассмотрев жалобу ГБУЗ «ПКБ № 4 ДЗМ» (далее — Заявитель) на действия ИТАР-ТАСС (далее — Заказчик) и ООО «НЦКМИ» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных периодических медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования работников ИТАР-ТАСС (реестровый № 32110764957, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает требования закупочной документации.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

26.10.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110764957 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по проведению обязательных периодических медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования работников ИТАР-ТАСС.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг ИТАР-ТАСС (далее – Положение).

Заявитель считает, что Заказчиком в закупочной документации размещены несоответствующие требования в отношении к участникам, основным положениям, приказам, постановлениям, на основании которых проводится обязательное психиатрическое освидетельствование.

Так, в пункте 3.2. Требования к участнику Раздела I отсутствует требование к участникам Закупки предоставить копию документа, подтверждающего наличие врачебной психиатрической комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию (далее - ОПО) работников, созданной органом управления здравоохранением, в соответствии с пунктом 4 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Комиссия отмечает, что статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) определено в том числе, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5.1).

Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование.

Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (статья 65 Закона об основах охраны здоровья граждан). Статьей 6 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определено, что гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил определено, что освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.

Вопросы создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — Порядок). В случае принятия решения о необходимости создания врачебной комиссии, при ее создании и деятельности в медицинских организациях положения Порядка являются обязательными для применения.

На основании пунктов 5 и 7 Порядка, врачебная комиссии создается на основании приказа руководителя медицинской организации. При этом положение о врачебной комиссии, регламентирующие цели, задачи и функции врачебной комиссии, порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии утверждается руководителем медицинской организации.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия отмечает, что вопрос о наличии (отсутствии) оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) решается в особом порядке врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в приложении 2 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 10.10.2018 № 692 «О внесении «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01.09.2017 № 628» установлен Перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих психиатрическую помощь, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности», а именно:

1. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы».

2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы».

3. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая больница № 13 Департамента здравоохранения города Москвы».

4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психоневрологический диспансер № 22 Департамента здравоохранения города Москвы».

Установлено, что в закупочной документации отсутствует требование о предоставлении в составе заявки подтверждающего документа на осуществление деятельности, являющейся предметом Закупки, равно как не установлено требование о том, что потенциальный участник должен входить в список медицинских организаций, которые вправе осуществлять психиатрическое освидетельствование работников учреждений, осуществляющих деятельность связанную, в том числе с источниками повышенной опасности в соответствии с Приложением № 4 к Правилам. Комиссия отмечает, что вопрос о пригодности по состоянию психического здоровья решается в отдельном порядке специально созданной врачебной комиссией, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти города Москвы. В этой связи, Комиссия приходит к выводу, что в рамках проведения рассматриваемой закупки, Документация Закупки должна содержать требование о предоставлении документа, подтверждающего наличие врачебной психиатрической комиссии, утвержденной Федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения в соответствии с пунктом 4 Правил.

Вместе с тем, неустановление подобного рода требования не отвечает нормам пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, согласно позиции главного внештатного специалиста психиатра Департамента здравоохранения г. Москвы, выраженной в письме от 21.05.2019 № 03-02-3450/19, направленном в адрес Московского УФАС России, при проведении закупочных процедур на оказание услуг по обязательному психиатрическому освидетельствованию необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с повышенной опасностью», а также приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 01.09.2017 № 628 «О совершенствовании оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения». Соблюдение указанного требования обусловлено территориальным ведением регистра населения города Москвы, получающего психиатрическую помощь (приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 30.05.2003 № 310 «О создании городского регистра взрослых больных, состоящих на учете в психоневрологических диспансерах города Москвы»). При этом доступ к такому регистру имеют исключительно поименованные в Приложении № 4 к Правилам медицинские организации.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

Заявитель в своей жалобе также указал, что Заказчиком установлено положение о возможности принятия участия только субъектам малого и среднего предпринимательства в Закупке.

Комиссия оценив данный довод, приходит к выводу о его обоснованности, так как учитывая приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 10.10.2018 № 692 «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01.09.2017 № 628» и установленный данным приказом перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих психиатрическую помощь, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, куда входят Государственные бюджетные учреждения здравоохранения города Москвы (ГБУЗ), определение положений наделяющих возможностью участвовать в Закупке только субъектов малого и среднего предпринимательства, напрямую является ограничением конкуренции, ввиду того, что ограничивает возможность принятия участия ГБУЗ в данной процедуре, так как ГБУЗ не является субъектом малого и среднего предпринимательства. При этом, ГБУЗ являются субъектами, которые определены Департаментом здравоохранения города Москвы, то есть имеющие право проводить обязательное психиатрическое освидетельствование работников.

Также Заявитель указывает, что в документации Заказчика не учтены услуги функциональных и дополнительных исследований, без которых обязательное психиатрическое освидетельствование не проводится. А именно, необходимым функциональным исследованием для всех работников является электроэнцефалограмма головного мозга (ЭЭГ), дополнительными исследованиями для водителей – экспериментально психологическое исследование (ЭПИ).

Вместе с тем, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также разъяснения Минздравсоцразвития России от 05.04.2012 № 14-5/10/2-3374, выдача результатов психиатрического освидетельствования (заключение о состоянии здоровья) без проведения необходимых и дополнительных функциональных исследований является нарушением порядка проведения психиатрического освидетельствования.

В Перечне нормативных правовых актов Заказчика также указано Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минздравсоцразвития России от 05.04.2012 № 14-5/10/2-3374: выдача результатов психиатрического освидетельствования (заключение о состоянии здоровья) без проведения необходимых и дополнительных функциональных исследований является нарушением порядка проведения психиатрического освидетельствования.

В связи с чем указанные услуги должны быть предусмотрены закупочной документацией Заказчика.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Между тем, Заказчик на заседании Комиссии подтвердил отсутствие вышеуказанной информации в закупочной документации и согласился с доводами Заявителя.

Заказчик пояснил, что в ходе подготовки проекта извещения и получения коммерческих предложений, потенциальными поставщиками была предоставлена недостоверная информация о возможности проведения психиатрического освидетельствования работников Заказчика на базе негосударственных медицинских учреждений, имеющих лицензию на медицинскую деятельность.

Также Комиссия принимает во внимание, что 01.11.2021 в соответствии с Протоколом об отмене запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по проведению обязательных периодических медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования работников ИТАР-ТАСС от 01.11.2021 № 32110764957–01 Комиссией по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок (подведению итогов) Заказчика было принято решение об отмене оспариваемой Закупки.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений.

В этой связи, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение положений Закона о защите конкуренции и признает жалобу Заявителя обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ГБУЗ «ПКБ № 4 ДЗМ» (ОГРН: 1027700460303, ИНН: 7718084948) на действия ИТАР-ТАСС (ОГРН: 1037700049606, ИНН: 7703082786) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях ИТАР-ТАСС (ОГРН: 1037700049606, ИНН: 7703082786) нарушения пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязательно для исполнения предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны