Решение б/н Б/А от 10 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1469/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

07.02.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»,

членов Комиссии:

«...»;

«...»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «АБС», конкурсного управляющего (...) (лично),

рассмотрев жалобу ООО «АБС» (далее также— Заявитель, Общество) на действия конкурсного управляющего (...) (далее также — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (№ 7671486 лот № 1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленная письмом Московского областного УФАС России от 21.01.2022 №КИ/915/22.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в нарушении порядка проведения Торгов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Решением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-74053/2015 от 20.03.2017 ООО "УСИО" признано несостоятельным (банкротом).

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 15.11.2021 (далее - Сообщение). Датой начала подачи заявок является 15.11.2021 , датой окончания подачи заявок на участие в Торгах — 19.01.2022.

Предмет Торгов - Право (требование) взыскания дебиторской задолженности, установленной постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 №10АП-17377/2019 по делу №А41-74053/2015, с учетом определения Арбитражного суда Московской области от 05.10.2020 по делу №А41-74053/2015, о привлечении к субсидиарной ответственности (...) в размере 67 084 310 руб. 65 коп.

В соответствии с пунктом 4 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном названным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

Заявителем оспариваются следующие действия Организатора торгов:

1. Одновременное указание открытой формы подачи ценового предложения и проведения торгов в виде публичного предложения, что вводит участников в заблуждение.

3. Установление порядка заключения договора ранее истечения срока на оспариванием действий организатора торгов в административном порядке;

4. Нарушение сроков заключения договора по результатам Торгов;

5. Допуск к участию в Торгах участников, не перечисливших задаток для участия в процедуре.

При этом после ознакомления Заявителя с информацией, предоставленной Организатором торгов, в отношении перечисления денежных средств на соответствующий счет участниками Торгов, Заявитель отказался от довода о неправомерном допуске таких участников к дальнейшему участию в процедуре. Таким образом, указанный довод не подлежал оценке Комиссией.

Порядок проведения торгов в процедуре банкротства регламентирован общими нормами Гражданского Кодекса РФ и ст.110, 111, 139 Закона банкротстве.

Приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 No495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок проведения торгов при продаже имущества должника).

Согласно п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве, в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными ст. 110 Закона банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

В соответствии с п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Согласно Сообщению, размещенному в ЕФРСБ, вид торгов - публичное предложение, форма подачи предложения о цене — открытая.

По мнению Заявителя, указание различного вида и формы торгов могли ввести потенциальных участников в заблуждение, что могло повлиять на количество участников Торгов.

В свою очередь, Организатор торгов пояснил, что связи с тем, что имущество ООО «УСИО» (сообщения №№ № 7179266, 7433921) не было продано на первых и повторных торгах, имущество должника предложено к продаже на торгах в форме публичного предложения с последующим снижением цены.

Согласно Положению о порядке, сроках и условиях проведения торгов имуществом ООО «УСИО» (утверждено определением Арбитражного суда Московской области от 02.08.2021 по делу № А41-74053/15 (Приложение No 8)) форма подачи предложения о цене на торгах, проводимых в форме публичного предложения, соответствует закрытой.

Однако, сведения, включенные в сообщение № 7671486 от 15.11.2021, о форме подачи предложения не могли ввести в заблуждение участников торгов, в том числе заявителя жалобы, что исключает нарушение их прав и законных интересов, а также ограничению круга участников.

Относительно довода о неправомерности установленного порядка заключения договора Организатор торгов пояснил, что оспариваемые положения установлены в Сообщении в соответствии с пунктом 16 статьи 110 Закона о банкротстве, исходя из которого в течение пяти дней с даты подписания протокола внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия, который также должен быть подписан победителем в течение 5 дней.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, считает необходимым отметить, что в порядке оспариваемые Заявителем положения Сообщения, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Сообщения.

Согласно сообщению №7671486 от 15.11.2021:

Дата и время окончания подачи заявок: 19.01.2022 15:00.

Вместе с тем, жалоба подана Заявителем в антимонопольный орган 19.01.2022 в 22:07, то есть за пределами сроков подачи заявок.

На основании изложенного, доводы жалобы, связанные с порядком размещения информации, в том числе формой подачи ценовых предложений, проведения Торгов и установленного порядка заключения договора не подлежат рассмотрению Комиссией Управления, в связи с чем жалоба в указанной части оставлена без рассмотрения.

Относительно порядка заключения договора по результатам Торгов Комиссией установлено следующее.

Согласно Сообщению в течение 5 дней со дня подведения итогов торгов ОТ направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи (далее - ДКП) с приложением проекта договора. ДКП заключается с победителем торгов в течение 5 дней с даты получения им предложения о заключении ДКП. Победитель обязан уплатить в течение 30 дней с даты заключения ДКП определенную на торгах стоимость, за вычетом внесенного ранее задатка по реквизитам: получатель: ООО «УСИО», р/с 40502810900770000012 в ПАО «Банк Уралсиб», г. Москва; БИК 044525787, к/с 30101810100000000787.

Итоговый протокол по результатам Торгов датирован 10.01.22 (сообщение на ЕФРСБ от 13.01.2022 № 8011972).

13.01.2021 Организатором торгов направлено предложение победителю о заключении договора. В свою очередь, 14.01.2022 победитель отказался от заключения договора.

Согласно пункту 16 статьи 110 Закона о банкротстве в случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания данного договора в течение пяти дней с даты получения указанного предложения внешнего управляющего внесенный задаток ему не возвращается и внешний управляющий вправе предложить заключить договор купли-продажи предприятия участнику торгов, которым предложена наиболее высокая цена предприятия по сравнению с ценой предприятия, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов.

Таким образом, 18.01.2022 в адрес участника, сделавшего предпоследнее предложение направлено предложение о заключении договора, который был подписан участником в тот же день (сообщение № 8051035).

Комиссия Управления, проанализировав представленные документы и сведения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений Организатором торгов порядка заключения договора по результатам Торгов, в связи с чем данный довод жалобы признан необоснованным.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной в части нарушения порядка заключения договора, в остальной части — оставить без рассмотрения.

  2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмами Московского УФАС России от 03.02.2022 № НП/5859/22, от 28.01.2022 № ЕИ/4560/22.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия .

Связанные организации

Связанные организации не указаны