Решение №29253/23 б/а от 12 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8912/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
10.07.2023                                                                                                                          г. Москва

 

 Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: 

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей «…..», «…..», «…..» (Победитель закупки),

рассмотрев жалобу «…..» (далее - Заявитель) на действия «…..» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов на сайтах Учеба.ру (www.ucheba.ru) и Вузопедия (www.vuzopedia.ru) для нужд ГАУГН (реестровый № 32312495462, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от дальнейшего участия в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг, для нужд ГАУГН, утвержденного  заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации А.В. Нарукавниковым 25.04.2022 (далее – Положение о закупке).

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что 16.06.2023 на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк — АСТ» (адрес в сети «Интернет» - https://www.sberbank-ast.ru/), а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - http://zakupki.gov.ru) размещено извещение № 32312495462 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов на сайтах Учеба.ру (www.ucheba.ru) и Вузопедия (www.vuzopedia.ru) для нужд ГАУГН.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 500 000,00 рублей.

Пунктом 4 Информационной карты извещения о запросе котировок в электронной форме установлено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме оформляется в соответствии с частью 5 Извещения о запросе котировок в электронной форме и в соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ (рекомендуемая форма заявки прилагается).

В пункте 7 Информационной карты извещения о запросе котировок в электронной форме установлены требования к Заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которые включают в себя, в том числе:

- Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, а также сведения об участнике закупке, информацию о его соответствии требованиям (если такие требования установлены в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме) и об иных условиях исполнения договора в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, которые должны быть представлены в составе заявки, указываются в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ, а также содержать следующие сведения:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо; (фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель);

2) Согласие участника запроса котировок исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки определенного товара;

3) Предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги);

4) Документы, подтверждающие право участника запроса котировок в электронной форме на получение преимуществ (в случае установлении преимуществ в соответствии с п. 5 части 1 Извещения о запросе котировок в эелктронной форме) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» в случае, если участник запроса котировок заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов в том числе:

а) Декларирование участником закупки в заявке на участие в запросе котировок (в соответствующей части заявки, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

б) В случае предоставления недостоверных сведений, в том числе о стране происхождения указанного товара в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, заявка подлежит отклонению в соответствии с порядком рассмотрения заявок.

(Отсутствие в заявке на участие в запросе котировок указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в запросе котировок и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров).

в) Участник закупки относится к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

г)  Для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, если в заявке на участие в запросе котировок содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в извещении о запросе котировок, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения запроса котировок, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

д) В договоре, указывается страна происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в запросе котировок, представленнлой участником закупки.

5) документы, предусмотренные п.6 извещения о запросе котировок в электронной форме;

6) декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям предъявляемым к поставщикам, установленным в соответствии с требованиями действующего законодательства (при наличии таких требований).

5) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(рекомендуемая форма заявки к заполнению представлена Частью 5 извещения).

Согласно пункту 1 Технического задания, предмет закупки: оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов на сайтах Учеба.ру (www.ucheba.ru) и Вузопедия (www.vuzopedia.ru).

Пунктом 6 Технического задания установлено описание оказываемых услуг:  

Описание оказываемых услуг

Срок оказания услуги

Функциональные, качественные характеристики (исполнитель осуществляет)

6.1.

Размещение рекламно-информационных материалов на сайте Учеба.ру (www.ucheba.ru)  

6 месяцев с даты заключения договора.

Статья с фактами о вузе, оформление страницы учебного заведения в фирменном стиле, заполнение всей необходимой информации на сайте, в том числе добавление фото и видео материалов, а также анонсирование всех необходимых событий и мероприятий в разделе «Новости»; поднятие и поддержание на первых позициях учебного заведения в каталоге ВУЗов. Работа по получению заявок и обработка вопросов от абитуриентов в CRM-системе.

6.2.

Размещение рекламно-информационных материалов на сайте Вузопедия (www.vuzopedia.ru)

Баннер-растяжка в первом блоке (25% трафика) на 1 месяц с даты заключения договора

Размещение баннера растяжки

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 5 Извещения о запросе котировок в электронной форме Заказчиком установлена рекомендуемая к заполнению форма котировочной заявки, которая заполняется в соответствии с требованиями технического задания и включает в себя заполнение информации по наименованию услуг, характеристик, единиц измерения, количества и указание предложения о цене за единицу услуги.

Комиссией установлено, что в соответствии с итоговым протоколом (протокол рассмотрения заявок) по запросу котировок в электронной форме от 27.06.2023 № 32312495462-01 заявка Заявителя отклонена на основании подпункта 1 пункта 20 Раздела 6 Главы III Положения о закупке ГАУГН вследствие непредставления документов и информации, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, а именно в составе поданных документов отсутствует заполненная котировочная заявка с «наименованием и техническими характеристиками услуг», представленная к заполнению в части 5 и указанная в пункте 7 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП.

Комиссия, изучив заявку Заявителя, установила, что в составе указанной заявки отсутствует предложение в отношении предмета такой закупки в соответствии с требованиями документации.

Комиссия отмечает, что размещенная Заказчиком форма котировочной заявки является рекомендуемой, что позволяет участникам предоставлять необходимые сведения в любой другой форме.

При этом иных документов, содержащих сведения об описании оказываемой услуги и ее характеристик, к заявке также не приложено.

Вместе с тем Заявитель указывает на то, что при подаче заявки им было подано согласие на оказание услуг (как предложение участника в отношении предмета закупки) согласно требованиям подпункта 2 пункта 7 части 1 Информационной карты извещения, что, по мнению, Заявителя было достаточным.

Комиссия отмечает, что ссылка Заявителя на то, что им было представлено согласие участника на оказание услуг в соответствии с требованиями Информационной карты извещения, не отменяет того обстоятельства, что должно быть представлено описание выполняемых работ, оказываемых услуг, что указано выше.

Комиссия, считает необходимым отметить, что настоящая Закупка осуществляется в форме запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках на данную закупку распространяются специальные императивные правила, которые должны соблюдать как участник закупки, так и заказчик.

В силу пункта 10 части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках в первой части заявки участник представляет предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Кроме того, в силу пункта 13 части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик вправе установить в документации требование о предоставлении участником предложения о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

Таким образом, учитывая, что Заказчик определил в соответствии с Законом о закупках, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, то Комиссия приходит к выводу, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.

Таким образом, Комиссией установлено, в заявке Заявителя отсутствовало предложение участника, предусмотренное пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

Учитывая, что Заявителем не были соблюдены требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, то у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

Комиссия принимает во внимание, что Победитель Закупки, чья заявка была допущена к дальнейшему участию, представил в составе документов котировочную заявку в полном соответствии с требованиями извещения.

Следовательно, допуск заявки такого участника как Заявитель, при наличии заявки, оформленной в полном соответствии с требованиями извещения, являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другим участником Закупки, что недопустимо в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия отмечает, что любой участник в соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках может воспользоваться правом направления запроса о даче разъяснений Заказчиком положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, в случае наличия каких либо вопросов, в том числе в части установленных Заказчиком требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, однако как следует из материалов дела Заявитель таким правом не воспользовалось, что указывает на то, что, подавая заявку на участие в Закупке, Заявитель согласился на установленными Заказчиком требованиями.

С учетом изложенного, Комиссия делает вывод, что ненадлежащее оформление заявки, а впоследствии отклонение заявки Заявителя вызвано действиями самого Заявителя, который руководствовался не условиями, размещенными в составе документации, а своим субъективным трактованием этих положений.

Согласно пункту 7 Информационной карты извещения, комиссия принимает решение о несоответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, в том числе в случае непредоставления документов и информации, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиями документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о Закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

Частью 29 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником Закупки на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего Закупки.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями документации и требований Закона о закупках.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что в случае несогласия Заявителя с положениями документации, последний не был лишен возможности обжалования в установленном порядке в срок до окончания подачи заявок на участие.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «…..» (ИНН: «…..»; ОГРН: «…..») на действия ГАУГН (ИНН: «…..»; ОГРН: «…..») при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.07.2023 № НП/27463/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны