Решение №50347/23 б/а от 24 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15915/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.11.2023                                                                                                                          г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеконференцсвязи «…..» (лично), представителя «…..» («…..» генеральный директор «…..» в соответствии с решением единственного участника от 26.01.2023 № 3), «…..» («…..» по доверенности от 18.05.2023 № 1 18.05.23-24),

рассмотрев жалобу «…..» (далее также – Заявитель) на действия оператора электронной торговой площадки «…..» (далее также – Оператор ЭТП) при проведении «…..» (далее также — Организатор торгов) аукциона по реализации имущества должника: квартиры, общ. пл. 42,3 кв.м., к/н: 50:22:0000000:97873, адрес: МО, г. Люберцы, пр-кт Победы, д. 4, кв. «…..» (извещение № 23000008240000000133, лот № 11, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Оператора ЭТП при проведении Торгов, перенаправленная письмами ФАС России исх. от 14.11.2023 № 04/95079/23 и от 16.11.2023 № 04/96034/23.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», статьями 447-449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с регламентом, тарифами, порядком регистрации на электронной торговой площадке и иными локальными документами Оператора ЭТП.

Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона Торги.

Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает невозможность подачи очередного ценового предложения в ходе проведения торгов в личном кабинете Оператора ЭТП.

В обоснование своей позиции Заявитель в жалобе отмечает, что был допущен до участия в торгах. В начале аукциона Заявитель успешно смог подать свое ценовое предложение на электронной площадке, но затем возникли технические проблемы в результате которых Заявителю не удалось подать очередное ценовое предложение в размере 3 436 000 рублей, поскольку на электронной торговой площадке появилось табло с информацией следующего содержания: «Информация о сертификате Не найдена электронная подпись. Убедитесь, что подпись прикреплена к профилю в личном кабинете».

В качестве подтверждения своих доводов Заявителем был приложен к жалобе скриншот.

С учетом изложенного, Заявитель полагает, что Оператором ЭТП не обеспечена надлежащая работа электронной площадки при проведении Торгов, действия были направлены на ограничение конкуренции посредством ущемления прав определенных участников аукциона.

Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Организатором торгов также представлены письменные пояснения по Жалобе.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Организатор торгов является уполномоченной специализированной организацией на основании заключенного с ТУ Росимущества в Московской области государственного контракта от 22.12.2022 № 100095304122100044 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество (далее также – Государственный контракт).

На основании Государственного контракта и в соответствии с поручением ТУ Росимущества в Московской области Организатором торгов 25.10.2023 опубликовано извещение о проведении Торгов № 23000008240000000133, лот № 11.

Предмет Торгов: Квартира, общ.пл. 42,3 кв.м., к/н: 50:22:0000000:97873, адрес: МО, г. Люберцы, пр-кт Победы, д. 4, кв. «…..». П.388-РК от 11.10.23. Собств: «…..». Взыск: ПАО Сбербанк.

Начальная цена имущества: 3 400 000,00 рублей.

Задаток установлен в размере 5% от начальной цены имущества.

Место приема заявок: ЭТП ООО «ВЭТЭ» (адрес в сети «Интернет» - https://weteh.ru/).

Дата начала подачи заявок: 25.10.2023 15:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок: 07.11.2023 15:00 (МСК).

Дата проведения торгов: 09.11.2023 12:00 (МСК).

Комиссией установлено, что пунктом 2.6 Регламента электронной торговой площадки ООО «ВЭТЭ» в редакции, утвержденной 03.06.2023 № 201022У (далее также — Регламент Оператора ЭТП) установлено, что администрирование проведения электронных торгов на ЭП (регистрация пользователей, разграничение прав пользователей Системы, наблюдение за ходом проведения торгов, обеспечение надежности программного обеспечения) и равные условия доступа участников размещения заказа к участию в торгах обеспечивается Оператором электронной площадки.

В соответствии с п. 6.2. Регламента Оператора ЭТП, Оператор не несет ответственность за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес Пользователь по причине несоответствия программно-технических средств Пользователя требованиям, указанным в настоящем Регламенте.

Пунктом 6.3 Регламента Оператора ЭТП установлено, что пользователь отвечает за соблюдение требований настоящего Регламента, пользовательской документации, руководств и инструкций, определяющих работу на ЭТП и размещенных на ЭТП. Оператор не несет ответственность за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес Пользователь по причине ненадлежащего исполнения Регламента, несоблюдения инструкций, определяющих работу на ЭТП и размещенных на ЭТП.

Согласно пункту 6.5 Регламента Оператора ЭТП, Оператор не несет ответственность за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес Пользователь по причине несоблюдения правил применения ЭП.

Пунктом 6.7 Регламента Оператора ЭТП установлено, что Оператор не несет ответственность за технические ошибки, совершенные Пользователем.

Требования к рабочему месту установлены в разделе 7 Регламента Оператора ЭТП.

Так, пунктом 7.1 Регламента Оператора ЭТП установлено, что для работы на электронной площадке необходимо выполнение следующих минимальных аппаратных и программных требований:

• операционная система Windows XP SP3, 2003, VISTA,7; Linux; FreeBSD – данные операционные системы поддерживаются программным обеспечением КриптоПро;

• офисные приложения: MS Office 2010, либо MS Office 2007, либо MS Office 2003 с установленным пакетом обеспечения совместимости для файлов форматов Word, Excel и PowerPoint, доступным на сайте Microsoft, либо другое ПО поддерживающее документы в формате .docx; Adobe Reader 6.0 и выше;

• доступ к информации, размещаемой на электронной площадке, может быть осуществлен посредством использования распространенных веб-обозревателей, в том числе Internet Explorer версии 8.0 и выше, Mozilla FireFox 12.0 и выше, Google Chrome 28.0 и выше, Opera 18.0 и выше, Safari 5.0 и выше; Для совершения юридически-значимых действий с использованием электронной подписи должен использоваться веб-обозреватель Internet Explorer 8.0 и выше.

• персональный электронный почтовый ящик и почтовый клиент с возможностью просмотра писем в формате HTML;

• программа-архиватор для сжатия файлов в формат zip, rar. • Наличие любого иного ПО в ОС, кроме необходимого для корректной работы КЭП на ЭТП может повлиять на работоспособность пользователя на ЭТП. Если необходимое для корректной работы КЭП ПО или сама ОС, являются нелицензионными также может повлиять на работоспособность пользователя на ЭТП.

Пользователи системы обязаны самостоятельно обеспечивать бесперебойный доступ к сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7.2 Регламента Оператора ЭТП, электронная площадка функционирует в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю согласно расписанию, определенному оператором площадки, за исключением времени проведения профилактических работ.

Согласно пункту 8.4 Регламента Оператора ЭТП, Оператор электронной площадки обеспечивает свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через сеть «Интернет» в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов, лицам, представившим заявки на участие в торгах, а также участникам торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству Российской Федерации.

Комиссия установила, что на сайте Оператора ЭТП в разделе «Электронная подпись» размещено руководство по электронной подписи, согласно которому: «Для регистрации и осуществления операций на Электронной площадке «ВЭТЭ», заявители должны получить электронную подпись в одном из Удостоверяющих Центров. Для корректной работы ЭТП поддерживается сертификаты CAdESCOM, CAPICOM, OID и CN сертификат соответствия ГОСТ Р 34.11/34.10-2001(2012). Электронная подпись функционирует в браузерах (Yandex, Mozilla Firefox; Opera; Chrome; Safari). Для настройки ЭЦП рекомендуем воспользоваться мастером настройки от СТБ Контур" https://help3.kontur.ru/uc

Также в разделе «Электронная подпись» опубликована инструкция по настройке рабочего места для участников Торгов.

Таким образом, Оператором ЭТП на сайте ЭТП размещен исчерпывающий перечень действий и рекомендаций для участия в торгах, с которыми Заявителю до участия в Торгах необходимо было ознакомиться.

Оператор ЭТП на заседании Комиссии указал, что все участники, включая Заявителя имели возможность делать ценовые ставки, что подтверждается представленным в материалы дела журналом активности пользователей.

Комиссией в ходе изучения документов и сведений, представленных Оператором ЭТП, было установлено, что Заявитель 09.11.2023 в период проведения торгов находился в личном кабинете на сайте Оператора ЭТП и имел возможность пользоваться интерфейсом ЭТП, о чем свидетельствуют записи об открытии страниц и его активность на сайте ЭТП.

Согласно опубликованному на официальном сайте ГИС Торги протоколу хода и определения победителя торгов № 140403 в электронной форме по лоту № 1 от 09.11.2023 (далее также - протокол хода и определения победителя торгов), на участие в Торгах было подано 3 заявки следующих участников:

«…..» (заявка № 141243);

«…..» (заявка № 142357);

«…..» (заявка № 142465).

Также согласно протоколу хода и определения победителя торгов Заявитель подал одно ценовое предложение в размере 3 408 000 рублей 00 копеек 09.11.2023 12:01:15.

Участник «…..» (заявка № 142357) подавал ценовые предложения семь раз, а «…..» (заявка № 142465) подавал ценовые предложения девять раз.

Последнее ценовое предложение было подано участником аукциона «…..» в 12:03:40 09.11.2023 в размере 3 434 000,00 рублей, после чего по истечении установленного извещением о проведении аукциона времени аукцион был автоматически завершен посредством функционала сайта Оператора ЭТП.

В рассматриваемом случае, как следует из представленных документов и сведений, Комиссией установлено, что в период проведения Торгов, 09.11.2023 электронная торговая площадка работала без технических сбоев, оператор электронной площадки обеспечивал функционирование электронной площадки в соответствии с положениями Регламента Оператора ЭТП.

В случае недоступности сайта Оператора ЭТП в период торгов был бы зафиксирован технический сбой. В таком случае торги не могли быть проведены и не было бы возможности составить надлежащим образом протоколы о результатах торгов. Однако, как следует из материалов дела, со стороны электронной торговой площадки была обеспечена бесперебойная работа и проведен электронный аукцион по вышеупомянутому извещению.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Оператором ЭТП был обеспечен равный доступ участников торгов к процедуре подачи ценового предложения, включая надежное функционирование используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, во время проведения торгов ЭТП работала в штатном режиме, торги проведены корректно, сбоев в работе ЭТП не зафиксировано, что подтверждается предоставленным журналом активности пользователей, где отражены действия пользователей за заявленный в жалобе временной период, согласно которому пользователи беспрепятственно просматривали лоты, загружали документы, входили в систему.

При этом доказательств, свидетельствующих о том, что невозможность подачи очередного ценового предложения было связано с неполадками на электронной площадке, а не с неисправностью оборудования самого Заявителя, Заявителем в материалы дела не представлено.

Оценивая представленные Заявителем скриншоты, которые, по мнению Заявителя, свидетельствуют о невозможности подачи очередного ценового предложения по вине Оператора ЭТП, Комиссией установлено следующее.

Так, из представленного скриншота следует, что подать очередное ценовое предложение не удалось, поскольку вышло табло «Не найдена электронная подпись. Убедитесь, что подпись прикреплена к профилю в личном кабинете».

Комиссия, исследовав и проанализировав представленный скриншот, считает необходимым отметить, что материал содержит исключительно фрагмент, когда не удалось подать очередное предложение в ходе торгов в личном кабинете Оператора ЭТП, при этом невозможно однозначно установить действия Заявителя, которые предшествовали моменту подачи ценового предложения.

Из представленного скриншота не представляется возможным сделать однозначный вывод о том не были ли сбиты настройки браузера и иные настройки устройства, с которого Заявитель осуществлял вход. Также из представленных Заявителем сведений невозможно сделать вывод о соответствии программно-технических средств требованиям Оператора ЭТП. Так, например, отсутствуют сведения о том в каком браузере (а также в какой версии браузера) пользователем осуществляется работа в системе, не установлены ли в браузере приложения, которые влияют на его работу, и так далее.

Следует также отметить, что к жалобе не приложены документы, которые позволяют сделать вывод о корректной работе электронного устройства (ноутбука), с которого Заявителем осуществлялся вход на ЭТП для участия в оспариваемых Торгах, бесперебойного подключения к сети Интернет и факт подачи корректного ценового предложения в соответствии с требованиями Регламента ЭТП и документации о Торгах.

При этом из представленного скриншота следует, что у Заявителя было открыто множество вкладок в своем веб-браузере, включая приложение для удаленного доступа к рабочему столу. Такие действия также могли быть причиной технического сбоя при подаче следующего ценового предложения в ходе Торгов.

В свою очередь, описанные Заявителем в жалобе проблемы могут также свидетельствовать о наличии системной ошибки в работе компьютера Заявителя, которая не позволила ему осуществить взаимодействие с электронным функционалом электронной торговой площадки.

Тем самым, Заявителем не доказан факт отсутствия стороннего вмешательства при подаче ценового предложения после которого у Заявителя в личном кабинете на сайте Оператора ЭТП появилось табло с информацией следующего содержания: «Информация о сертификате Не найдена электронная подпись. Убедитесь, что подпись прикреплена к профилю в личном кабинете.»

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что представленный Заявителем скриншот не являются надлежащим доказательством.

В соответствии со статьями 102, 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус осуществляет процедуру обеспечения доказательств.

Основанием необходимости совершения нотариальных действий является снижение вероятности представления недостоверных или незаконных доказательств.

В свою очередь представленный Заявителем скриншот не заверен в установленном законодательством порядке.

Ввиду вышеизложенного Комиссия не может сделать однозначный вывод о достоверности данных на представленном скриншоте.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Оператора ЭТП в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства свидетельствующие о невозможности Заявителем подать очередное ценовое предложение в ходе аукциона по вине Оператора ЭТП, а также, что действия Оператора ЭТП были направлены на предоставление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что при проведении аукциона положения Регламента Оператором ЭТП нарушены не были.

Таким образом, довод жалобы не находит своего подтверждения, в связи с чем признается Комиссией Управления необоснованным.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Оператора ЭТП нарушений действующего законодательства Российской Федерации, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Оператора ЭТП при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.11.2023 № НП/48616/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны