Постановление №НП/22147/23 о назначении административного наказания по делу об админист... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 о назначении административного наказания по делу об административном

правонарушении № 077/04/9.21-4261/2023

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2023.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.05.2023.

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве <...> , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-4261/2023, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» <...>, в присутствии представителя ПАО «Россети Московский регион» <...>, действующего на основании доверенности от <...><...> , представителей ООО «Развитие биотехнологий», <...>, действующей на основании доверенности от <...><...> , <...>, действующего на основании доверенности от <...><...>, и генерального директора ООО «Развитие биотехнологий», <...>, действующего на основании устава,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом от 13.04.2023 № 077/04/9.21-4261/2023 об административном правонарушении (исх. от 14.04.2023 № 16275/23) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

В Московское УФАС России поступило Заявление ООО «Развитие биотехнологий» (далее также — Заявитель) по вопросу навязывания ПАО «Россети Московский регион» (далее также — сетевая организация) невыгодных условий договора МС-22-303-88696(361283) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <...> (далее — Объект).

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Порядок технологического присоединения определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту — Правила технологического присоединения).

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, Заявление ООО «Развитие биотехнологий» было квалифицировано как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В целях увеличения максимальной мощности, выделенной на Объект, Заявитель обратился в сетевую организацию с заявкой на увеличение максимальной мощности Объекта на 15 кВт, зарегистрированной ПАО «Россети Московский регион» за № И-22-00-361283/103/МС (далее — Заявка). На основании указанной заявки сетевая организация 05.08.2022 направила в адрес ООО «Развитие биотехнологий» оферту Договора № МС-22-303-88696(361283) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее — Договор).

Неотъемлемым приложением к Договору являются Технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион» энергопринимающих устройств № МС-22-303-88696(361283) (далее — ТУ).

В соответствии с пунктом 10.3.1. ТУ в состав мероприятий, выполняемых по обеспечению учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов включена установка средств коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазных прямого включения в количестве 1 шт. Пунктом 11.1.4. на заявителя отнесена обязанность по предоставлению мест установки приборов учета электрической энергии и (или) иного указанного оборудования.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» возлагает на Заявителя бремя оплаты мероприятий, необходимых для обеспечение учета электрической энергии на Объекте Заявителя, при этом Объект оснащен прибором учета.

Пунктом 25 (1) Правил технологического присоединения для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил технологического присоединения, определен перечень обязательных мероприятий и сведений, которые должны содержать технические условия.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 25(1) Правил технологического присоединения технические условия должны содержать требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Таким образом, императивного требования по установке прибора учета в случае его фактического наличия на объекте, Правилами технологического присоединения не установлено.

ПАО «Россети Московский регион», рассмотрев Заявку, направило счет на оплату стоимости технологического присоединения с применением стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю, стандартизированной тарифной ставки на выдачу сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения Заявителям, указанным в абзаце 8 пункта 24 Методических указаний № 1135/17, а также ставки на установку средств коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазные прямого включения.

Вместе с тем ООО «Развитие биотехнологий» уведомляло сетевую организацию письмами от 26.08.2022 и от 28.09.2022 о том, что у Заявителя имеется уже установленный и опломбированный прибор учета, соответствующий требованиям, предъявляемым к приборам учета при увеличении мощности до 30 кВт.

Вместе с тем в ответ на вышеуказанные письма сетевая организация направила информационные письма от 30.08.2022 и от 04.10.2022 соответственно, в которых обосновывала правомерность включения стоимости со ссылкой на абзац 1 пункта 108 Правил технологического присоединения (в редакции от 03.12.2020), согласно которому в обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения (в случае первичного присоединения), входит обеспечение учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета электрической энергии.

Тем не менее, в редакции Правил технологического присоединения от 30.06.2022, действовавшей на момент подачи Заявки ООО «Развитие биотехнологий», вышеуказанный абзац утратил силу в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам».

Кроме того, вышеуказанный абзац распространяется на случаи первичного присоединения, тогда как Заявителем была подана Заявка на увеличение мощности энергопринимающих устройств.

Таким образом, сетевая организация, не удостоверившись о наличии на Объекте пригодного к расчетам прибора учета электрической энергии, немотивированно отказала в исключении мероприятий, касающихся установки нового прибора учета на Объекте, а также в исключении платы за указанные мероприятия.

В соответствии с пунктом 30 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению, должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета владельцем интеллектуальной системы учета в следующем порядке:

а) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 января 2022 г. по 28 февраля 2022 г. - не позднее 14 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;

б) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 марта 2022 г. по 30 апреля 2022 г. - не позднее 12 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;

в) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 мая 2022 г. по 30 июня 2022 г. - не позднее 10 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;

г) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 июля 2022 г. по 31 августа 2022 г. - не позднее 8 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;

д) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г. - не позднее 6 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;

е) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 ноября 2022 г. по 31 декабря 2022 г. - не позднее 4 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;

ж) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию после 1 января 2023 г. - не позднее 2 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию.

Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» установлено, что используемые на дату вступления в силу вышеуказанного постановления приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.

Согласно пункту 25(5) Правил технологического присоединения при выполнении сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, мероприятия по обеспечению учета электрической энергии (мощности), за исключением обеспечения учета в отношении многоквартирного дома, подлежат исполнению сетевой организацией, а в случаях если в соответствии с законодательством Российской Федерации расположение приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, возможно только на объектах заявителя, заявитель обязан на безвозмездной основе обеспечить предоставление сетевой организации мест размещения приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, и доступа к таким местам размещения приборов учета и указанного оборудования для их установки.

Вместе с тем вышеуказанная обязанность не возлагается в случае, если объект уже оснащен пригодным для эксплуатации прибором учета.

Учитывая, что в соответствии с актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 25.12.2018 № 448/С0 межповерочный интервал прибора учета Заявителя истекает в 2028 году, срок эксплуатации прибора учета Заявителя не истек, прибор учета на Объекте исправен, у сетевой организации отсутствовали основания для включения пунктов 10.3.1. и 11.1.4. в ТУ и включения в стоимость платы мероприятий по установке средств коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазные прямого включения.

Согласно доводам ПАО «Россети Московский регион» информация о имеющемся приборе учета электроэнергии заявителем в составе заявки не предоставлена.

Вместе с тем пунктом 10 Правил технологического присоединения установлен перечень документов, прилагающихся к заявке на осуществление технологического присоединения.

Пунктом 12(1) Правил технологического присоединения установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

Указанные пункты не содержат требования о приложении к заявке на осуществление технологического присоединения документов, подтверждающих наличие прибора учета. В свою очередь, как было указано ранее, сетевая организация не предприняла мер для получения указанных документов, в том числе от гарантирующего поставщика электрической энергии, которым осуществлялись действия по установке и вводу в эксплуатацию прибора учета, установленного на Объекте.

Также в своих возражениях на протокол ПАО «Россети Московский регион» утверждает, что в представленных АО «Мосэнергосбыт» в адрес сетевой организации формах 18юр., которыми осуществляется обмен между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией для расчетов по договору на оказание услуг по передаче электрической энергии, установленный на Объекте Заявителя прибор учета отсутствует.

Московским УФАС России в ответ на запрос от АО «Мосэнергосбыт» были получены акт допуска прибора учета № 36296448 в эксплуатацию от 25.12.2018 № 448/С0, а также формы 18юр., содержащие сведения относительно прибора учета № 36296448, установленного на Объекте Заявителя. Указанные формы в период с марта 2022 года по настоящее время были направлены в адрес ПАО «Россети Московский регион». Согласно представленным документам ООО «Развитие биотехнологий» осуществляет расчеты по показаниям прибора учета № 36296448. На основании форм 18юр. ПАО «Россети Московский регион» формирует акт оказанных услуг и счет для оплаты услуг.

Таким образом, у ПАО «Россети Московский регион» имелись необходимые документы и сведения о наличии на Объекте установленного и допущенного к расчетам прибора учета на Объекте Заявителя вопреки доводам сетевой организации об обратном.

Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

На основании изложенного должностным лицом в действиях ПАО «Россети Московский регион» установлен факт нарушения пункта 19 Правил технологического присоединения в части навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения - город Москва.

Время совершения административного правонарушения - 30.08.2022, дата направления ответа на письмо Заявителя от 26.08.2022, зарегистрированного ПАО «Россети Московский регион» за № И-22-00-402316/903/МС.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» заключается в нарушения пункта 19 Правил технологического присоединения в части навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

За указанные действия предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-22506/2021 (исх. от 16.02.2022 № НП/9102/22) ПАО «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Административный штраф оплачен ПАО «Россети Московский регион» 21.02.2022.

Таким образом, при рассмотрении настояшего дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» установлен факт повторного совершения ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение пункта 19 Правил технологического присоединения, выразившееся в навязывании ООО «Развитие биотехнологий» условий Договора, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, несет юридическое лицо ПАО «Россети Московский регион».

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Московский регион», не установлено.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, необходимо применить штраф в размере 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ПАО «Россети Московский регион» <...>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 статьи КоАП РФ в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

<...>

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны