Решение б/н - от 27 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11907/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

22.07.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

в отсутствие представителей ООО «Центр услуг «Ваш выбор» (уведомлено письмом Московского УФАС России от 20.07.2020 № ПО/40648/20),

рассмотрев жалобу ООО «Центр услуг «Ваш выбор» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ООО «ВБ-Сервис» (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению комплексной и поддерживающей уборки помещений, занимаемых ООО «ВБ-Сервис» с предоставлением (заменой) грязезащитных ковриков (реестровый № 32009245832, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отклонении его заявки на участие в Закупке.

Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках). Применимое положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика (далее - Положение), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС). Также в ЕИС размещено извещение о проведении Закупки (далее - Извещение) и документация запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению комплексной и поддерживающей уборки помещений, занимаемых ООО «ВБ-Сервис» с предоставлением (заменой) грязезащитных ковриков (далее - Документация).

Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал.

Комиссия, изучив представленные сведения и материалы, признает жалобу обоснованной по следующим основаниям.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме от 02.07.2020 (далее -Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Закупке со следующим обоснованием:

Не соответствие заявки требованиям и условиям, установленным п. 29 Документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме.

Участником не представлены:

  • к Справке о наличии персонала (Форма № 6) не приложены копии документов, подтверждающих наличие у участника закупки квалифицированных работников (в штате или привлеченных на основании заключенных гражданско-правовых договоров), имеющих российское гражданство или работников, имеющих разрешение на работу в соответствии законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по миграционному учету, и владеющих русским языком (для работников, не имеющих российского гражданства).

При этом в ходе Комиссии установлено, что несоответствие заявки Заявителя п. 29 Документации указано ошибочно, поскольку в данном пункте отсутствуют основания для отклонения, а также требования к участникам процедуры.

В указанном в Протоколе пункте Документации установлено, что при рассмотрении заявок комиссия по закупкам Заказчика вправе запросить у участников закупки предоставления разъяснений положений поданных ими заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме.

В доводах жалобы Заявитель указывает на неправомерность отказа в допуске к участию в Закупке из-за того, что в Документации не указано, что непредоставление в заявке копии документов, подтверждающих наличие у участника закупки квалифицированных работников, имеющих российское гражданство или работников, имеющих разрешение на работу в соответствии законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по миграционному учету, и владеющих русским языком (для работников, не имеющих российского гражданства) является причиной отклонения или основанием отказа в участии в процедуре.

Изучив требования Документации в совокупности, проанализировав порядок оценки заявок, отраженный в Протоколе, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком требования о предоставлении копий документов, подтверждающих наличие у участника закупки квалифицированных работников, имеющих российское гражданство или работников, имеющих разрешение на работу в соответствии законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по миграционному учету, и владеющих русским языком (для работников, не имеющих российского гражданства) были изложены таким образом, что ввели участников Закупки в заблуждение.

Кроме того, в Документации отражены следующие причины, которые могут послужить безусловным основанием для отклонения заявки: предложение демпинговой цены, Кроме того, безусловным основанием для отклонения является указание меньшего срока действия или не указание срока действия заявки, исходя из Приложения № 2 к Извещению.

Согласно п. 32 Документации

Документами, подтверждающими соответствие требованиям, предъявляемым к участнику закупки, являются:

- сведения о наличии статуса субъекта малого или среднего предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации):

• выписка из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;

ЛИБО

• декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (заполненная по Форме № 7 к Документации о закупке);

Документы заверяются подписью участника закупки и печатью (при наличии).

- копия Устава участника закупки, заверенная подписью участника закупки и печатью (при ее наличии);

- копия Свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, заверенная подписью участника закупки и печатью (при ее наличии);

- копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица (по форме Р51001), заверенная подписью участника закупки и печатью или копия Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юр. лице, созданном до 01.07.2002 г. (по форме Р57001), заверенная подписью участника закупки и печатью (при ее наличии);

- выписка или нотариально удостоверенная копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)/ выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), полученная не ранее чем за три месяца до дня размещения на сайте ЕИС извещения о проведении закупки; Участник закупки может представить Выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП, полученную с официального сайта nalog.ru и подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью выдавшего её органа;

- документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени участника процедуры закупки - юридического лица – заверенная копия решения о назначении или об избрании физического лица, имеющего в соответствии с учредительными документами юридического лица право действовать от имени участника процедуры закупки без доверенности. В случае если от имени участника процедуры закупки действует лицо по доверенности, заявка на участие должна содержать данную доверенность, заверенную печатью участника процедуры закупки (при наличии печати) и подписанную от имени участника процедуры закупки лицом или лицами, которому(-ым) в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица предоставлено право подписи доверенностей, либо заверенную нотариально, либо заверенную копию такой доверенности (легализованную копию такой доверенности или копию с проставленным на ней апостилем - для иностранных лиц). В случае если указанная доверенность выдана в порядке передоверия, представляется также основная доверенность, на основании которой выдана доверенность в порядке передоверия (или ее надлежащим образом засвидетельствованная копия);

- согласие на обработку персональных данных участника закупки (для участников закупки - физ. лиц и индивидуальных предпринимателей);

- сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (для участников закупки – юридических лиц)

- сведения об одобрении крупных сделок;

- документы бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, включая копии форм бухгалтерской отчётности, включающих бухгалтерский баланс (форма по ОКУД 0710001) и отчёт о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах с отметкой о получении инспекцией ФНС России аудиторского заключения (при его наличии). Все указанные документы (их копии) должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером организации и печатью участника закупки (при ее наличии);

- в случае если участник закупки не является плательщиком НДС - документ, подтверждающий его право на освобождение от уплаты НДС, с указанием положения Налогового кодекса Российской Федерации, являющегося основанием для освобождения.

- копии исполненных в период с 2016 по настоящее время договоров по предмету, аналогичному предмету закупки, заверенные подписью участника закупки и печатью (при наличии), с приложением актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающих исполнение договоров участником закупки;

  • документы, подтверждающие наличие у участника закупки квалифицированных работников (в штате или привлеченных на основании заключенных гражданско-правовых договоров), имеющих российское гражданство или работников, имеющих разрешение на работу в соответствии законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по миграционному учету, и владеющих русским языком (для работников, не имеющих российского гражданства).

Кроме того, в Документации отражено, что комиссия Заказчика по закупкам вправе отклонить заявки, несоответствующие этим требованиям, то есть это не является безусловным основанием отклонения по Документации.

Также Комиссия отмечает, что Заказчиком отражено два варианта соответствия участника требованиям:

1) Участник представляет сведения о наличии статуса субъекта малого или среднего предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации) и выписку из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) Участник представляет широкий перечень необходимых документов, указанных в п. 32 Документации.

Указанное отражает формальный подход Заказчика по оценке заявок. В данном случае Комиссия отмечает, что основанием отклонения его заявки послужили необязательные документы, которыми обаладают не только почти каждое хозяйственное общество, но и легкодоступное для получения, например, на условиях привлечения внештатных специалистов или специалистов по по гражданско-правовым договорам.

Кроме того, необходимо учитывать и предмет Закупки, а именно «оказание услуг по проведению комплексной и поддерживающей уборки помещений», которое не предполагает привлечение уникальных либо труднодоступных на рынке специалистов.

Также, согласно позиции ФАС России, даже отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих трудовых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Закупки, поскольку такие ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем Закупки, и налагает дополнительные финансовые обязательства на участника Закупки для целей принятия участия в Закупке.

При этом отсутствие подтверждения на трудовые ресурсы не должно препятствовать хозяйствующему субъекту в участии в Закупке, поскольку в случае определения данного хозяйствующего субъекта победителем он может в установленном порядке привлечь также дополнительные ресурсы.

Указанные требования Документации фактически влекут не предусмотренные законом и необоснованные ограничения для потенциальных участников, желающих принять участие в соответствующей Закупке.

При этом Документация, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, должна содержать конкретные требования без возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к составу заявки, что исключает возможность субъективного толкования.

В целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно требуемых документов. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в Документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям Документации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае Комиссия оценивает указанные действия Заказчика по установлению в Документации нечетких, создающих возможность субъективного толкования требований и отклонению заявок по формальным основаниям как нарушающими п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23, ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «Центр услуг «Ваш выбор» (ИНН:2130187459, ОГРН:1172130006322) на действия ООО «ВБ-Сервис» (ИНН:7709266211, ОГРН:1027739150900) при проведении Закупки обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 2 части 1 ст. 3 Закона о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

       

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-11907/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

22.07.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 22.07.2020 по делу № 077/07/00-11907/2020,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «ВБ-Сервис» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению комплексной и поддерживающей уборки помещений, занимаемых ООО «ВБ-Сервис» с предоставлением (заменой) грязезащитных ковриков (реестровый № 32009245832, далее - Закупка), а именно:

1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки, кроме протокола рассмотрения первых частей заявок.

2. Заказчику разместить информацию об отмене протоколов в указанной части на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в сети Интернет.

3. Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения поданных заявок на участие в Закупке, подведения итогов Закупки.

4. Заказчику рассмотреть поданные заявки на участие в Закупке с учетом решения Комиссии 22.07.2020 по делу № 077/07/00-11907/2020.

5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 21.08.2020.

6. Заказчику и Организатору о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 24.08.2020 с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны