Решение №ИГ/27244 от 28.06.2016 Решение по делу № 3-5-31/77-15 + предписание № 98 от 29 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/27244 от 28.06.2016

 

ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП»

 

125009, г. Москва,

пер. Нижний Кисловский, д. 6, стр. 2

 

123002, г. Москва,

ул. Рочдельская, д. 15, стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» апреля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «27» июня 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии – И.С. Гудковой,

членов Комиссии – П.В. Олейника, Н.С. Уваровой, В.О. Донаевой,

рассмотрев дело № 3-5-31/77-15 по признакам нарушения ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП» части 10.1 статьи 5, статьи 16 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в размещении в выпусках журнала «МОЙ КРОХА И Я» рекламы «Disney» и иных брендов без пометки «реклама» или на «правах рекламы», а также без указания на категорию информационной продукции,

в присутствии представителей ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП» в лице Колосовой Н.Н. (по доверенности б/н от 28.10.2015), Давиденковой Ю.А. (по доверенности б/н от 28.10.2015),

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 3-5-31/77-16 возбуждено на основании Акта № 13 плановой выездной проверки юридического лица от 10.12.2015 при осуществлении контроля за соблюдением Закона о рекламе по факту размещения рекламы, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе:

  1. «Disney» и иных брендов в журнале «МОЙ КРОХА И Я» - части 10.1 статьи 5, статьи 16 Закона о рекламе: на странице 142 - № 10/2015; на странице 126 - №9/2015; на странице 94 - №7-8/2015; на странице 110 - №6/2015; на странице 110 - №5/2015; на странице 124 - №4/2015; на странице 110 - №3/2015; на странице 110 - №2/2015; на странице 122 - №12/2014-1/2015;.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 03.04.2007 за основным государственным регистрационным номером 5077746455947.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Макет на странице 122 журнала «МОЙ КРОХА И Я» № 12/2015-1/2015 за декабрь 2014 - январь 2015 года содержал следующие сведения:

«Зимняя сказка. В Новый год и дети, и взрослые ждут невероятных чудес и исполнения желаний. В это время так хочется дарить друг другу радость и волшебство!»;

«НОВОГОДНЯЯ ФЕЕРИЯ. В преддверии Нового года Канал Disney представляет традиционную коллекцию подарков для самых маленьких и не только! Игрушки, книги, товары для детской комнаты, косметика — вот лишь малая часть того, чем вы сможете порадовать ваших малышей в канун самого волшебного праздника в году», сопровождающиеся изображениями игрушек и раскрасок, оформленных рисунками героев мультфильмов Disney;

«В ДОЛИНЕ ФЕЙ. 18 ДЕКАБРЯ НА ШИРОКИЕ ЭКРАНЫ СТРАНЫ ВЫХОДИТ НОВЫЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ Disney «ФЕИ:ЛЕГЕНДА О ЧУДОВИЩЕ»! Древний миф о существовании громадного чудища, спящего глубоко под землей, многие годы передавался из одного поколения в другое. Никто не мог даже представить, что миф вдруг окажется реальностью! Узнав об этом, все феи решают поскорее уничтожить Чудовище, иначе оно может разрушить их прекрасные маленькие домики! Лишь Фауна уверена в том, что о эиотном нельзя судить только по его клыкам. Но сможет ли она убедить в этом своих подруг и спасти своего необычного друга от смертельной опасности?», сопровождающиеся изображением кукол-фей из описываемого мультфильма.

Макет на странице 110 журнала «МОЙ КРОХА И Я» № 2/2015 за февраль 2015 года содержал следующие сведения:

«Полезный досуг. Ребята рады новым друзьям, ведь с ними так весело играть и узнавать новое, а полезные для здоровья малышей продукты помогут сделать открытие еще более волнующими и интересными».

«Новые друзья принцессы. Канал Disney ПРИГЛАШАЕТ МАЛЫШЕЙ В ЧУДЕСНУЮ СТРАНУ ВОЛШЕБНИЯ, ЧТОБЫ ПОЗНАКОМИТСЯ С НОВЫМИ ДРУЗЬЯМИ ЮНОЙ ПРИНЦЕССЫ, ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ УВЛЕКАТЕЛЬНОГО АНИМАЦИОННОГО СЕРИАЛА «СОФИЯ ПРЕКРАСНАЯ»! Во втором сезоне сказочной истории телезрителей ждет встреча с замечательными персонажами: доброй ведьмой, благородным рыцарем и даже настоящим приведением. А в одном из эпизодов можно увидеть прекрасную Белоснежку! Очаровательные герои волшебного мультсериала «София Прекрасная « ждут ваших малышей каждое утро по выходным дням. Кроме того, для самых преданных поклонниц Софии и ее друзей в магазинах по всей России представлен широкий ассортимент товаров по мотивам анимационного сериала, включая игрушки, наряды в фирменном стиле героини, тиары, волшебные амулеты, посуду, а также книги от издательства «Эгмонт Россия», сопровождающийся изображением игрушек из мультфильма «София Прекрасная»;

Макет на странице 110 журнала «МОЙ КРОХА И Я» № 3/2015 за март 2015 года содержал следующие сведения:

«Маме и дочке. Сказку о чудесной Золушке и прекрасном принце любят с самого детства и мамы, и их подрастающие дочки. В марте вы сможете в полной мере насладится просмотром нового фильма о Золушке, примерить аксессуары и поиграть в игрушки с любимой героиней», Накануне выхода на экраны нового фильма Disney «Золушка» самое время вспомнить о классическом анимационном варианте любимой истории и познакомить с ним свою малышку. Порадуйте маленькую принцессу подарками с изображением очаровательной Золушки!», «История любви с первого взгляда – на большом экране. 6 мата состоится премьера художественного фильма Disney «Золушка». Весеннее настроение, вдохновение, любовь — отличный подарок всем мамам и дочкам к Международному женскому дню», сопровождающиеся изображениями предметов (наручных часов, рюкзака и т. п.) с нанесенными на них рисунками из мультфильма золушка, а также игрушек из названного фильма.

Макет на странице 124 журнала «МОЙ КРОХА И Я» № 4/2015 за апрель 2015 года содержал следующие сведения:

«СКАЗКА РЯДОМ. Детям нравится, когда герои любимых фильмов окружают их в обычной жизни. Множество ярких впечатлений подарят новинки — постельное белье, халаты, часы с изображением любимых героев»;

«Полотенца и халаты с любимыми героями. Disney и Cleanelly представляют коллекцию детского текстиля. Уютные халаты, мягкие махровые полотенца, а также простыни и уголки для купания малышей, украшенные изображениями веселых и добрых медвежонка Винни и его друзей, неунывающего Микки Мауса и других героев, помогут сделать процедуру купания еще приятнее! Родители оценят высокое качество изделий: все они изготовлены из натуральных и экологичных материалов, а значит надолго сохранят мягкость и яркие цвета», сопровождающиеся изображением коробок с детским текстилем с нанесенными на них рисунками персонажей мультфильмов Disney;

«Доброе утро, Нетландия! УТРОМ ПО ВЫХОДНЫМ В РУБРИКЕ «УЗНАВАЙКА» МАЛЫШИ УВИДЯТ НОВЫЕ ЭПИЗОДЫ УВЛЕКАТЕЛЬНОГО МУЛЬТСЕРИАЛА «ДЖЕЙК И ПИРАТЫ НЕТЛАНДИИ». Джейк и его команда вновь столкнутся с хитроумным Капитаном Крюком и новыми злодеями — призраками, мумиями и роботами. В одной из серий юные пираты посетят Лондон, где живет мечтательница Венди и ее неугомонные братья Джон и Майкл, знакомые зрителям по анимационному фильму «Питер Пэн». Джейк, Иззи, Кабби, их пернатый друг Скалли и другие обитатели Нетландии ждут маленьких зрителей в третьем сезоне познавательного мультсериала утром по выходным на Канале Disney», сопровождающиеся кадром из мультфильма Disney - «Питер Пэн»;

«Мои первые часы. В КОЛЛЕКЦИИ Disney by RFS ПРЕДСТАВЛЕНЫ НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРЕКРАСНЫХ ПРИНЦЕСС, ГЕРОЕВ ФИЛЬМА «ТАЧКИ» И, КОНЕЧНО, ОЧАРОВАТЕЛЬНЫХ МИККИ И МИННИ МАУС. Яркий дизайн, широкая цветовая гамма и, конечно, портеты любимых героев помогут вашему малышу научится определять время и следить за своим расписанием», сопровождающиеся изображением детских наручных часов с нанесенными на них рисунками персонажей мультфильмов Disney;

«Приятных сновидений! Портреты любимых персонажей Disney — находчивых Фей, очаровательных Принцесс, Микки и Минни Маус, а также героев фильма «Тачки» - украсили комплекты постельного белья от Disney и «ТДЛ Текстиль». Постельное белье, созданное специально для маленьких поклонников анимации, не только отлично выглядит, но и обладает высоким качеством: оно гипоаллергенно и безопасно для кожи, легко гладится, не скатывается, а ярким краскам совсем не страшна стирка», сопровождающиеся изображением кровати с постельным бельем оформленным в стиле мультфильма Disney - «Тачки» с рисунками персонажей мультика.

Макет на странице 110 журнала «МОЙ КРОХА И Я» №5/2015 за май 2015 года содержал следующие сведения:

«Весне дорогу! Готовимся к прогулкам, выбираем одежду, обувь и игрушки, а еще смотрим анимационные фильмы про прекрасных принцесс»;

«ВЫБИРАЙТЕ! Весна в самом разгаре, а значит настала пора новых впечатлений и ярких красок! Герои Disney готовы вместе с вами и вашим малышом пуститься навстречу весенним приключениям или просто насладится теплыми солнечными деньками», сопровождающиеся изображением предметов оформленных рисунками героев мультфильмов Disney - «Винни Пух», «Микки Маус»;

«СОВЕТЫ ПРИНЦЕСС. Канал Disney ПОДГОТОВИЛЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОДАРОК ДЛЯ МАМ И ИХ МАЛЕНЬКИХ ПРИНЦЕСС! В МАЕ ПО СУББОТАМ В 19.30 ИХ ЖДУТ СКАЗОЧНЫЕ АНИМАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ О ПРЕКРАСНЫХ ПРИНЦЕССАХ — ЖАСМИН, МУЛАН И ТИАНЕ. Добрые и красивые героини могут стать отличным примером для подражения. Утонченная Жасмин продемонстрирует лучшие качества, которымидолжна обладать настоящая леди. Восточная красавица Мулан расскажет, как важно чтить традиции и заботится о своих близких. А история трудолюбивой официантки Тианы подарит зрителям веру в собственные силы и, конечно, в чудеса! Знаменитые героини ждут вас и ваших детей в мае по субботам. Не забывайте также, что лучшие анимационные фильмы вы можете смотреть каждый вечер в 19.30 на канале Disney», сопровождающиеся изображением героинь описанных мультфильмов.

Макет на странице 110 журнала «МОЙ КРОХА И Я» №6/2015 за июнь 2015 года содержал следующие сведения:

«История о Покахонтас и ее добрых друзьях. Не все королевские особы живут в красивых дворцах в окружении многочисленных слуг. Например, Принцесса Покахонтас выросла в настоящем индейском племени! В анимационных фильмах «Покахонтас» и «Покахонтас-2: Путешествие в Новый Свет» ваших малышей ждет встреча не только с прекрасной Принцессой, но и с ее очаровательными друзьями. Не пропустите две увлекательные истории о Покахонтас 13 и 20 июня! А еще самые лучшие анимационные фильмы ждут вас и ваших малышей каждый вечер в 19.30 на Канале Disney», сопровождающиеся иллюстрацией из мультфильма;

«Сказка в сумочке: Disney и «Эгмонт Россия» ПРЕДСТАВЛЯЮТ НОВИНКУ — КНИЖКИ-СУМОЧКИ ДЛЯ ЮНЫХ ПРИНЦЕСС. В каждой книжке, которая выглядит как настоящая сумочка, читателей ждут истории новых приключений Принцесс, их любимцев — Королевских питомцев, а также Фей Disney! А еще в каждой книжке есть веселые загадки, задания и, конечно, красочные иллюстрации. Книжку-сумочку удобно брать с собой на прогулку — ведь у нее есть ручка!», сопровождающиеся изображением двух книжек-сумочек с нанесенными на на них рисунками персонажей мультиков Disney - «Легенда о чудовище» и «Холодное сердце»;

«Для самых активных. НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ. В коллекцию, представленную Disney и adidas для мальчиков и девочек от трех лет и вдохновленную медвежонком Винни, Микки Маусом и его подружкой Минни, вошли удобная обувь, джемперы, брюки, а также комплекты из футболок с шортами или юбочкой для игр на свежем воздухе! Девочкам постарше понравится одежда для занятий спортом, посвященная Минни Маус. В коллекции: легинсы, футболка, джемпер и комплект из футболки с шортами. Пусть это лето будет активным!», сопровождающиеся изображением футболки, кепки, шорт и толстовки с нанесенными на них рисунками персонажа мультика Disney — Мини Маус;

«Вот это головоломка! Disney/Pixar с гордостью представляют новый анимационный шедевр «Головоломка» - в кино с 18 июня. Райли — обычная одиннадцатилетняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. До поры до времени эмоции живут дружно, но вдруг оказывается, что Райли и ее родителям предстоит переезд из небольшого уютного городка в шумный и людный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше прочих знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полная неразбериха. Чтобы наладить жизнь девочки в большом городе, освоится в новой школе и подружиться с одноклассниками, эмоциям Райли предстоит снова научится работать сообща», сопровождающиеся кадром из мультика Disney «Головоломка».

Макет на странице на странице 94 журнала «МОЙ КРОХА И Я» №7 8/2015 за июль-август 2015 года содержал следующие сведения:

«ЧТОБЫ БЫЛО ВЕСЕЛО. Познакомьте малышей с любимыми анимационными персонажами из своего детства. А еще постарайтесь найти время для совместных занятий: игр, чтения и, конечно, беззаботного веселья! Ведь лето — это лучший повод для отдыха!»;

«СКАЗКИ ИЗ ДЕТСТВА. ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. Канал Disney предлагает всем родителям познакомить своих малышей с историями, на которых выросло несколько поколений зрителей. В июле по субботам в 19.30 всех вас ждет показ классических анимационных шедевров - «Дамбо», «Алиса в Стране Чудес» и «Пиноккио». Малыши встретятся с очаровательными летающим слоненком Дамбо и его доброй мамой, побывают в волшебной стране вместе с Алисой и Белым Кроликом, а также познакомятся с феей, которая превратила куклу-марионетку в самого настоящего мальчика. Захватывающие и поучительные анимационные фильмы, которые приятно пересматривать вновь и вновь, подарят всей семье прекрасное летнее настроение. Смотрите лучшие анимационные фильмы о настоящей дружбе, волшебстве и забавных приключениях каждый вечер!», сопровождающиеся кадром из мультфильма Disney «Алиса в Стране Чудес»;

«Эмоциональный сюрприз. Этим летом 18 июня на широкие экраны вышел новый анимационный фильм Disney/Pixar «Головоломка», который рассказывает об эмоциях одиннадцатилетней школьницы по имени Райли. Эмоции Радость, Гнев, Страх, Печаль и Брезгливость живут в сознании девочки и помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. В преддверии долгожданной премьеры в магазинах по всей России появился широкий ассортимент товаров, вдохновленных яркими персонажами картины! Сделайте вашему крохе эмоциональный сюрприз!», сопровождающиеся изображением товаров с изображением героев мультфильма «Головоломка»;

«А чей это портрет? Disney и «Эгмонд Россия» представляют новую коллекцию книжек-раскрасок, посвященных самым любимым героям. В каждой книжке «Нарисуй и отгадай. Раскраска с заданиями» юные поклонники Мослнии Маккуина, Королевских питомцев, очаровательных Принцесс и других героев найдут не только изображения, которые можно самостоятельно раскрасить, но и массу увлекательных заданий. А еще книжки из новой серии отличаются ярким дизайном и оригинальной формой», сопровождающиеся изображением героев мультфильма «Головоломка».

Макет на странице на странице 126 журнала журнала «МОЙ КРОХА И Я» № №9/2015 за сентябрь 2015 года содержал следующие сведения:

«ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. Мы все прекрасно отдохнули, и теперь пришла пора немного потрудиться. Например, подготовиться к началу учебного года, обновить гардероб или освоить новые развивающие игры. ИГРЫ ДЛЯ ПРИНЦЕСС. Disney Baby и CHICCO ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕРИЮ ИГРУШЕК ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ ПОКЛОННИЦ ОЧАРОВАТЕЛЬНЫХ ПРИНЦЕСС. Игрушки серии прекрасно развивают мелкую моторику и координацию движений и помогают малышам научиться устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, а еще с Принцессами так весело»», сопровождающиеся изображением игрушек по мотивам мультиков Disney;

«В мир знаний вместе с Disney. НАКАНУНЕ ДНЯ ЗНАНИЙ Disney ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБНОВЛЕННУЮ КОЛЛЕКЦИЮ КАНЦТОВАРОВ И ШКОЛЬНЫХ АКСЕССУАРОВ, ПОСВЯЩЕННУЮ ЛЮБИМЫМ ГЕРОЯМ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК. Удобные рюкзаки, яркие вместительные пеналы, тетради с оригинальными обложками, разнообразные наборы для творчества, а еще цветные карандаши и краски, расписания уроков и многое другое — в нвой коллекции есть все, что может пригодится не только первоклашке! Добавить школьным будням ярких красок помогут Микки Маус и его друзья, очаровательные Принцессы и Феи, а также Анна, Эльза и забавный Олаф из фильма «Холодное сердце», Молния Маккуин и другие персонажи. Новая школьная коллекция уже в продаже по всей России», сопровождающиеся изображением канцелярских принадлежностей, рюкзака и мешка для сменной обуви с нанесенными на них рисунками персонажей мультфильмов Disney;

«Обновки к осени. Disney и MODIS ПРЕДСТАВЛЯЮТ КОЛЛЕКЦИЮ ОДЕЖДЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ! В коллекции представлены футболки, штаны, боди и ползунки, украшенные изображениями Микки Мауса и его друзей. Подготовьте вашего кроху к осеннему сезону!, сопровождающиеся изображением детской одежды с нанесенными на нее рисунками персонажей мультфильма Disney - Микки Мауса и Минни Маус.

Макет на странице на странице 142 журнала журнала «МОЙ КРОХА И Я» № №10/2015 за октябрь 2015 года содержал следующие сведения:

«ПРИЯТНЫЕ ХЛОПОТЫ. Учимся делать ремонт в детской, отправляемся в магазин за модной одеждой, а на досуге читаем о приключениях очаровательных фей»;

«МОДНАЯ ОСЕНЬ. Disney и БРЕНД O'STIN ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОЛЛЕКЦИЮ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ, ВДОХНОВЛЕННУЮ ЛЮБИМЫМИ ГЕРОЯМИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК. В коллекции для мальчиков и девочек представлены толстовки, футболки и платья, украшенные портретами очаровательных Микки и Минни Маус, Рапунцель и Молнии Маккуина, легендарного гонщика и героя анимационного фильма «Тачки». Коллекция уже в продаже в магазинах O'STIN по всей России», сопровождающиеся изображением мальчика и девочки в одежде с невнесенными на нее рисунками персонажами мультфильма Disney - Микки и Минни Маус;

«ДЕТСКАЯ МЕЧТЫ. РЕМОНТ В ДЕТСКОЙ — ОЧЕНЬ ОТВЕТСВЕННАЯ ЗАДАЧА, КАК ОСУЩЕСТВИТЬ ЖЕЛАНИЕ МАЛЫША И СЕЛАТЬ ИНТЕРЬЕР ПРАКТИЧНЫМ, ПОДСКАЖЕТ НОВАЯ ПРОГРАММА Канала Disney. Вместе с профессиональными дизайнерами и ведущей Ольгой Шелест юные герои передачи делают ремонт, исходя из собственных фантазий и увлечений. Чего бы ни захотел ребенок — домик-гараж или волшебный замок — ему помогают осуществить эту задумку. Родители не принимают участия в переделке, но могут отказаться от одного из самых неординарных элементов дизайн-проекта. Всей семьей смотрите новую программу «Это моя комната» по субботам в 10:30 и вдохновляйтесь идеями, которые вы сможете воплотить в жизнь вместе с детьми у себя дома!», сопровождающиеся кадром из телепередачи;

«Визит к Феям. ОДНАЖДЫ ФЕЯ ПРИЛЛА, ЧЬЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ ЯВЯЛЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СВЯЗИ С МИРОМ ЛЮДЕЙ, СЛУЧАЙНО ПРИВОДИТ ГРУППУ ДЕВОЧЕК С КОНТИНЕНТА В СТРАНУ ФЕЙ. ПОДРУГИ ПОПАДАЮТ В ВОДОВОРОТ ЗАХВАТЫВАЮЩИХ СОБЫТИЙ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ... Disney и издательство «Эксмо» представляет мировой бестселлер — художественные книги для девочек серии «В Стране Фей», которые рассказывают о приключениях четырех подруг, попавших в Нетландию. Полные волшебства книги рассказывают занимательные истории о дружбе, доброте и взаимовыручке. В серии «В Стране Фей» уже вышло четыре книги: «Знакомство с феями», «Одуванчиковое желание», «Долина фей», «Сюрприз из тумана». Коллекция регулярно пополняется», сопровождающиеся изображением трех книг из указанной серии «В Стране Фей».

По мнению ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП», информация, рассматриваемая в рамках настоящего дела, не является рекламой. Как Общество указывает в своих письменных пояснениях, все спорные материалы являются редакционными, то есть подготовлены и созданы по инициативе и силами сотрудников редакции журнала «МОЙ КРОХА И Я». Кроме того, в качестве одного из признаков того, что рассматриваемая информация не является рекламой, ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП» отмечено, что у Общества отсутствуют какие-либо договоры на размещение такой рекламы, а Обществом не получены какие-либо денежные средства и иные возмещения без заключения договоров.

Комиссия Московского УФАС России критически относится к заявленным ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП» доводам в связи с тем, что в независимости от первоначальной цели размещения спорного материала в журнале «МОЙ КРОХА И Я» в рамках настоящего дела оценивается конечный результат работы редакции и финальный макет размещенный в журнале информации, а также достигнутая при этом конечная цель.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Таким образом, для признания спорной информации рекламой такая информация должна отвечать определенным признакам, а именно: быть распространенной; адресованной неопределенному кругу лиц; направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; направленной на продвижение объекта рекламирования на рынке.

Комиссией Московского УФАС России проанализирован каждый макет рассматриваемой рекламы, размещенный в разных выпусках журнала «МОЙ КРОХА И Я», в отдельности и весь ряд рекламных материалов в совокупности. В каждой заметке содержится упоминание бренда Disney. Автором материала целенаправленно формируется положительное впечатление о продукции Disney у лиц-потребителей (читателей журнала), что может свидетельствовать о рекламном характере распространяемых сведений.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Следовательно, материал созданный творческим трудом и содержащий в себе какую-либо информацию аналитического, обзорного характера, статистические, количественные и качественные показатели, имеющий в качестве своей цели не привлечение внимания потенциального потребителя к какому-либо товару или группу товаров, а донесение сведений до широкого круга читателей, справочный материал и т. п. не признается рекламой в контексте Закона о рекламе.

Для признания информации носящей аналитический, обзорный характер

или справочный характер должен соблюдаться ряд требований, сформированный многочисленной судебной практикой и практикой антимонопольного органа. В частности, если информирование читателя о состоянии определенного товарного рынка является специализированной целью средства массовой информации, о совокупности товаров рассказывается в повествовательной (как позитивной, так и негативной) манере, не выделяются на общем фоне конкретные продукты, а наоборот проводится аналитическое сравнение и выборка, такая информация может быть признана не рекламой.

Аналитический материал по своей сути представляет информационный блок, состоящий из описания исследования какого-либо факта, процесса, явления путем логических приемов, обоснованных выводов и прогнозов, характерный для совокупности товаров. При этом такой материал содержит в себе направленность на обзор опыта либо исторического развития сегмента, но не конкретного субъекта, в частности, с использованием приемов анализа и верифицированного сравнения.

Однако отсутствие данного набора квалифицирующих характеристик материала в печатном издании, свидетельствует о рекламном характере распространяемых сведений.

Относительно довода об отсутствии договора на распространение рассматриваемой информации Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена прямая заинтересованность учредителя либо издателя в рекламе отдельных видов товаров в печатных изданиях, данная характеристика не является квалифицирующим признаком установления факта рекламы и понятий рекламодателя и рекламораспространителя, как и договорные отношения с третьими лицами. Следовательно отсутствие какого-либо договора либо бездоговорного возмещения не исключает рекламный характер распространяемых сведений.

Как верно указывает ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП», отнесение информации к категории рекламной носит оценочный характер, в связи с этим квалификация информации в качестве рекламной или нерекламной должна совершаться с учетом общих условий ее размещения и анализа всех фактических обстоятельств.

В данном случае Комиссией Московского УФАС России установлено, что материал, являющийся предметом рассмотрения данного дела распространялся в каждом выпуске журнала «МОЙ КРОХА И Я» в рубрике «В свободную минуту». Каждый выпуск данной рубрики содержал в себе сведения о том или ином продукте компании Disney (мультфильмы, телеканал и его контент, игрушки, раскраски и одежда, оформленные в тематике мультфильмов Disney либо с использованием их изображений). Информации о продукции иных субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность по созданию мультфильмов и поддержанию к ним интереса у потребителей при помощи выпуска различных товаров с использованием образов героев таких мультфильмов, в материалах не содержалось. Продукция компании Disney и ее партнеров описывается исключительно в позитивном ключе, с использованием положительных примеров и очевидно направлена на привлечение внимания к упоминаемым товарам и создании интереса к ним у читателей.

В материалах рубрики «В свободную минуту» отсутствует аналитический или обзорных характер, упоминание некоторых событий осуществляется неоднократно, что свидетельствует об отсутствии исключительно цели информирования читателя о появлении какого-либо товара или свершении какого-либо события.

ООО «ФОРВАРД МЕДИ ГРУПП» также считает, что при рекламе продукции компании Disney невозможно обойти товарный знак. Как утверждает Общество, эта ситуация связана с большим опытом производства и высоким уровнем развития сериальной анимационной и художественной продукции для семейной аудитории в Соединенных Штатах Америки, а также наличием большой библиотеки контента и продаваемых лицензий.

Однако данный факт не исключает иные компании, производящие продукцию для детей (мультфильмы, книги, раскраски и игрушки на их основе), обзор продукции которых категорически исключен из рубрики «В свободную минут».

Комиссия Московского УФАС России не может считать достоверным факт отсутствия за 10 месяцев с декабря 2014 по октябрь 2015 года (период распространения рассматриваемого материала) на рынке иных анимационных фильмов, книг и другой продукции для детей, производства компании отличной от компании Disney, которые могли бы быть упомянуты. Однако, как достоверно установлено, продукция под иными брендами в рассматриваемой рубрике «В свободную минуту» не освещалась.

Кроме того, Комиссия полностью поддерживает довод ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП», приведенный со ссылкой на Международный кодекс рекламной практики МТП, относительно того, что реклама должна оцениваться по тому действию, которое она может оказывать на потребителя, с учетом конкретного рекламораспространителя.

Публикация из номера в номер материала методично убеждающего читателей (которыми в соответствии с тематикой журнала, в основной своей части являются родители) о необходимости приобретения для детей определенных товаров, просмотра определенных телепередач в полной мере отвечает критериям отнесения информации к рекламной.

Таким образом, учитывая в совокупности все обстоятельства настоящего дела, содержание, форму, место размещение, способ подачи материала, Комиссия приходит к выводу о рекламном характере рассматриваемой информации.

В соответствии со статьей 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Журнал «МОЙ КРОХА И Я» зарегистрирован в качестве средства массовой информации, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о регистрации ПИ №ФС77-29072 от 10.08.2007; территория распространения: Российская Федерация и зарубежные страны; примерная тематика и (или) специализация: Практический журнал для молодых родителей о детях от рождения до 6 лет; реклама до 40%.

На основании изложенного, весь рекламный материал, публикуемый в журнале «МОЙ КРОХА И Я» должен сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы», что в данном случае отсутствовало.

Однако не смотря на отсутствие необходимых пометок, по мнению Комиссии Московского УФАС России, публикуемый материал воспринимается как реклама и достигает своей цели привлечение внимания и поддержания интереса к определенной группе товаров.

В силу части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пункту 5 статьи 2 Закон о защите детей от информации, информационной продукцией является предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий.

В выпусках журнала «МОЙ КРОХА И Я» №№ 12/204-1/2015, 2/2015, 3/2015, 4/2015, 5/2015, 6/2015, 7-8/2015, 10/2015 размещалась реклама следующих мультфильмов (аудиовизуальной продукции): «ФЕИ: Легенда о Чудовище», «София Прекрасная», фильм «Золушка», телепередача «Узнавайка» и мультфильтм «Джек и Пираты Нетландии», «Алладин», «Мулан», «Принцесса и лягушка», «Покахонтас», Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет», «Головоломка», «Алиса в стране Чудес», а также программа о ремонте в детских комнатах, транслируемая на телеканале Disney.

В соответствии с частью 1 статьи 1263 Гражданского Кодекса Российской Федерации, аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Таким образом, перечисленные мультфильмы относятся к аудиовизуальной продукции, а следовательно, данный объект подпадает под понятие информационной продукции, установленное пунктом 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации.

В выпусках журнала «МОЙ КРОХА И Я» №№ 12/204-1/2015, 2/2015, 6/2015, 7-8/2015, 10/2015 размещалась реклама следующей печатной продукции (книг, раскрасок): книга серии «Изумрудная коллекция», книга из серии «Мультколлекция», «Феи: Легенда о Чудовище», «Холодное Сердце», «Нарисуй и отгадай: Раскраска с заданиями», серия книг «В Стране Фей»: «Знакомство с Феями», «Одуванчиковое желание», «Долина Фей», «Сюрприз из тумана».

В соответствии с абзацем 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» под печатными изданиями (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) понимаются издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения.

Согласно пункту 3.1.1.1. «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» (далее - ГОСТ 7.60-2003), введенному Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст, под печатным изданием понимается издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное; согласно пункту 3.1.2. ГОСТ 7.60-2003, под издательской продукцией понимается совокупность изданий, намечаемых к выпуску или выпущенных издателем (издателями).

Таким образом, перечисленные книги относится к печатной продукции, а следовательно, данные объекты также подпадают под понятие информационной продукции, установленное пунктом 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации.

Между тем, установлено, что в рассматриваемой рекламе мультфильмов и книг, размещенной в выпусках журнала «МОЙ КРОХА И Я» №№ 12/204-1/2015, 2/2015, 3/2015, 4/2015, 5/2015, 6/2015, 7-8/2015, 10/2015, указание на категорию информационной продукции данного объекта отсутствует, что свидетельствует о несоблюдении требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5, статьей 16 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно положениям статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителя. Комиссией Московского УФАС России установлено, что «МОЙ КРОХА И Я», являющийся средством массовой информации, предназначен для неопределенного круга, распространяется на территории Российской Федерации и зарубежных стран, не является изданием, специализирующимся на сообщениях рекламного характера.

Учредителем и издателем журнала «МОЙ КРОХА И Я», а равно рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП», что подтверждается копией свидетельства о регистрации средства массовой информации, представленной в материалах дела, а также выходными данными журнала.

Таким образом, в действиях ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП» при распространении в выпусках журнала «МОЙ КРОХА И Я» №№ 12/204-1/2015, 2/2015, 3/2015, 4/2015, 5/2015, 6/2015, 7-8/2015, 9/2015, 10/2015 рекламы, в том числе рекламы информационной продукции установлен факт нарушения части 10.1 статьи 5, статьи 16 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Ликвидация журнала, в котором ранее распространялась спорная реклама не исключает факта продолжения распространения этой же рекламы либо рекламы в незначительно измененном виде в других изданиях, учредителем которых является ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП».

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО «Конде Наст» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП» нарушившим требования части 10.1 статьи 5, статьи 16 Закона о рекламе при распространении в выпусках журнала «МОЙ КРОХА И Я» №№ 12/204-1/2015, 2/2015, 3/2015, 4/2015, 5/2015, 6/2015, 7-8/2015, 9/2015, 10/2015 ненадлежащей рекламы «Disney».

  2. Выдать ООО «ФОРВАРД МЕДИА ГРУПП» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 37 Закона о рекламе.

 

 

 

Председатель Комиссии

И.С. Гудкова

Члены Комиссии

П.В. Олейник

Н.С. Уварова

 

В.О. Донаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны