Решение №ИГ/32495/18 от 09.07.2018 РЕШЕНИЕ по делу № 3-24-289/77-17 + Предписания от 29 января 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/32495/18 от 09.07.2018

ООО «Гэллэри Сервис»

 

Багратионовский пр-д, д. 7, к. 20а,

г. Москва, 121087

 

ООО «Артемида»

 

Верхние Поля ул., д. 49, корп. 1,

пом. III, ком. 3,

г. Москва, 109462

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-24-289/77-17

 

 

«30» января 2018 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>,

рассмотрев дело № 3-24-289/77-17, возбужденное в отношении ООО «Гэллэри Сервис», ООО «Артемида» по факту распространения рекламы: «салон красоты Орхидея» (4041_ГС-16_1), (4041_ГС-16_1_15122), (4041_ГС-16_1_15123), (4041_ГС-16_1_15124), с признаками нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе),

в присутствии представителей ООО «Гэллэри Сервис» в лице <...> ( по доверенности № <...>), <...> (по доверенности № <...>), <...> (по доверенности <...>),

в отсутствие представителя ООО «Артемида» (уведомлено надлежащим образом),

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело №  3-24-289/77-17 возбуждено в отношении ООО «Гэллэри Сервис», ООО «Артемида» по факту распространения рекламы «салон красоты Орхидея» (4041_ГС-16_1), (4041_ГС-16_1_15122), (4041_ГС-16_1_15123),(4041_ГС-16_1_15124).

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы медицинских услуг без сопровождения предупреждением о необходимости получения консультации специалистов.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителей ООО «Гэллэри Сервис», оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Гэллэри Сервис» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 10.08.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047796651176, ИНН 7714564333, КПП 773001001.

ООО «Аретмида» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 16.03.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117746193113, ИНН 7723791942, КПП 772301001.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Реклама размещалась на рекламных конструкциях на территории города Москва. Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.

 

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая реклама содержала следующую информацию:

  • «Орхидея салон красоты; ул. Декабристов, д. 10, корп. 3, +7 499 907 07 22; www.salonorhideya.ru; НАШИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СКИДКИ; Скидка до 45% на фракционное СО2 омоложение; Скидка 25% на контурную пластику и биоревитализацию; Только зимой СПА-программы в фитобочке от 1500 руб; Скидка до 60% на лазерную эпиляцию; имеются противопоказания. Обращаясь за медицинской услугой, получите предварительную консультацию у наших специалистов. Сроки проведения акции до 28 февраля 2017 г. Номер лицензии ЛО-77-010007728 от 26 февраля 2014 г. С информацией об организаторе акции можно ознакомиться на сайте www.salonorhideya.ru. Адрес медицинских услуг: ул. Декабристов, д. 10, корп. 3»;

  • «Орхидея салон красоты; ул. Декабристов, д. 10, корп. 3, +7 499 907 07 22; www.salonorhideya.ru; Грандиозные скидки до конца июня; скидка до -60% на лазерную эпиляцию Candela; до -20% на контурную пластику (увеличение губ, скулы); подмышки+ноги+глубокое бикини 16000 р; ботокс 1 ед 300р; имеются противопоказания. Обращаясь за медицинской услугой, получите предварительную консультацию у наших специалистов. Сроки проведения акции с 15 апреля 2016 г. Номер лицензии ЛО-77-010007728 от 26 февраля 2014 г. С информацией об организаторе акции можно ознакомиться на сайте Адрес медицинских услуг: ул. Декабристов, д. 10, корп. 3»;

  • «Орхидея салон красоты; ул. Декабристов, д. 10, корп. 3, +7 499 907 07 22; www.salonorhideya.ru; НАШИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СКИДКИ; Скидка до 65% на лазерную эпиляцию; Скидка до 35% на инъекционную косметологию; Ботокс 1 ед 300 руб; имеются противопоказания. Обращаясь за медицинской услугой, получите предварительную консультацию у наших специалистов. Сроки проведения акции с 1 июля 2016 г. по 30 сентября 2016 г. Номер лицензии ЛО-77-010007728 от 26 февраля 2014 г. С информацией об организаторе акции можно ознакомиться на сайте www.salonorhideya.ru. Адрес медицинских услуг: ул. Декабристов, д. 10, корп. 3»;

 

 

  • «Орхидея салон красоты; ул. Декабристов, д. 10, корп. 3, +7 499 907 07 22; www.salonorhideya.ru; НАШИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СКИДКИ; Скидка 40% на фракционное СО2 омоложение удаление растяжек; Скидка 20% на контурную пластику (увеличение губ, скул); Ботокс 1 ед. 290 руб Ксеомин 1 ед 250 руб; Скидка 60% на лазерную эпиляцию. имеются противопоказания. Обращаясь за медицинской услугой, получите предварительную консультацию у наших специалистов. Сроки проведения акции до 30 ноября 2016 г. Номер лицензии ЛО-77-010007728 от 26 февраля 2014 г. С информацией об организаторе акции можно ознакомиться на сайте www.salonorhideya.ru. Адрес медицинских услуг: ул. Декабристов, д. 10, корп. 3».

В настоящем случае, объектом рекламирования являются салон красоты «Орхидея», а также оказываемые им услуги.

На основании изложенного, спорная информация является рекламой. Данный факт участниками дела не оспаривается.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в телепрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Такие требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья) определено, что под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Согласно Отраслевому стандарту «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» ОСТ 91500.01.0005-2001, утвержденному приказом Минздрава России от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга — это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В настоящем случае рекламировались следующие медицинские услуги (в соответствие с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н): аппаратная и инъекционная косметология; эпиляция, контурная пластика.

Таким образом, в настоящем случае рекламируются, в том числе различные медицинские услуги.

В рассматриваемой рекламе присутствует предупреждение о наличие противопоказаний, однако сообщение «обращая за медицинской услугой получите предварительную консультацию у наших специалистов» Комиссия Московского УФАС России не может квалифицировать как надлежащее в силу закона предупреждение о необходимости получения консультации у специалиста по следующим основаниям.

Часть 7 статьи 24 Закона о рекламе обязывает лиц, рекламирующих медицинские услуги, сопровождать свою рекламу рядом предупреждений, в том числе о необходимости получить консультацию специалиста перед использованием услуги.

Целью законодательного закрепления такой нормы является защита потребителей от возможных последствий при использовании медицинской услугои без предварительной консультации со специалистом о необходимости и возможности для потребителя воспользоваться данной услугой.

При этом в данном случае рекламодатель использует фразу «обращаясь а медицинской услугой получите предварительную консультацию у наших специалистов».

Такая формулировка «предупреждения» может трактоваться потребителемм как невозможность получения медицинской услуги в данном салоне красоты без дополнительного обращения к специалисту этого салона даже при условии более раннего обращения потребителя к специалисту другой организации.

В настоящем случае целью рекламодателя при распространении такой информации является не столько соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, сколько привлечение большего числа потребителей и получение большей прибыли при оказании дополнительной услуги.

Такое «предупреждение» содержит в себе дополнительный объект рекламирования, а именно консультационные услуги специалистов салона красоты «Орхидея».

Таким образом, рекламодатель использует свою законодательную обязанность о предупреждении потребителей о необходимости получения консультации специалиста для рекламирования собственных дополнительных услуг.

 

Исходя из вышеизложенного, Московское УФАС России приходит к выводу, что такая подмена рекламодателем обязательного в силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе предупреждения на фактически дополнительное рекламное сообщение не может быть принято антимонопольным органом как соблюдение требования указанной статьи в связи с тем, что до потребителя не доводиться именно та информация и тот смысл, который был заложен законодателем при введении такой нормы.

Резюмируя изложенное, Комиссия Московского УФАС приходит к выводу о том, что в рекламе «салон красоты Орхидея» (4041_ГС-16_1), (4041_ГС-16_1_15122), (4041_ГС-16_1_15123), (4041_ГС-16_1_15124) отсутствует предупреждение о необходимости проконсультироваться со специалистом, при том, что такое предупреждение было обязательным к размещению.

Исходя из вышеизложенного, при распространении спорной рекламы установлены признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.

Спорная реклама распространялась на основании последовательно заключенных договоров:

  • Договор № 4041/ГС-16 от 17.12.2015, заключенный между ООО «Гэллэри Сервис» и ООО «Артемида».

На основании изложенного и принимая во внимание вышеописанные обстоятельства распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «Артемида», рекламораспространителем является ООО «Гэллэри Сервис», что сторонами по делу не оспаривается.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Гэллэри Сервис», ООО «Артемида» предписаний о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «Гэллэри Сервис», ООО «Артемида». нарушившими часть 7 статьи 24 Закона о рекламе, в связи с распространением рекламы «салон красоты Орхидея» (4041_ГС-16_1), (4041_ГС-16_1_15122), (4041_ГС-16_1_15123),(4041_ГС-16_1_15124).

  2. Выдать ООО «Гэллэри Сервис», ООО «Артемида» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 37 Закона о рекламе.

 

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <...>, 8 (495) 784-75-05 (доб. <...>)

 

 

 

ИГ/32504/18 от 09.07.2018

ООО «Гэллэри Сервис»

 

Багратионовский пр-д, д. 7, к. 20а,

г. Москва, 121087

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 205

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«30» января 2018 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>,

на основании своего решения по делу № 3 24-289/77-17 в части признания ООО «Гэллэри Сервис»,ООО «Артемида» нарушившими часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) в связи с распространением рекламы «салон красоты Орхидея» (4041_ГС-16_1), (4041_ГС-16_1_15122), (4041_ГС-16_1_15123),(4041_ГС-16_1_15124),

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1, частью 3 статьи 36 Закона о рекламе, пункта 44, пункта 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508,

 

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  ООО «Гэллэри Сервис» в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы «салон красоты Орхидея» с нарушением требований части 7 статьи 28 Закона о рекламе.

2.  ООО «Гэллэри Сервис» в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания представить в адрес Московского УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Московское УФАС России в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <...>., тел. 8 (495) 784-75-05 (доб. <...>)

 

 

 

ИГ/32496/18 от 09.07.2018

ООО «Артемида»

 

Верхние Поля ул., д. 49, корп. 1,

пом. III, ком. 3,

г. Москва, 109461

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 206

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«30» января 2018 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>,

на основании своего решения по делу № 3 24-289/77-17 в части признания ООО «Гэллэри Сервис»,ООО «Артемида» нарушившими часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) в связи с распространением рекламы «салон красоты Орхидея» (4041_ГС-16_1), (4041_ГС-16_1_15122), (4041_ГС-16_1_15123),(4041_ГС-16_1_15124),

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1, частью 3 статьи 36 Закона о рекламе, пункта 44, пункта 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508,

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  ООО «Артемида» в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы «салон красоты Орхидея» с нарушением требований части 7 статьи 28 Закона о рекламе.

2.  ООО «Артемида» в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания представить в адрес Московского УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Московское УФАС России в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <...>., тел. 8 (495) 784-75-05 (доб. <...>)

Связанные организации

Связанные организации не указаны