Решение №ИГ/34092 от 03.08.2016 Решение по делу № 3-5-21/77-16 + Предписание № 143 от 16 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/34092 от 03.08.2016
ООО «Гранель»
125009, г. Москва, ул Тверская,
д.22/2, к. 1, 1 этаж.
Бизнес-центр «Чайка Плаза»
РЕШЕНИЕ
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «10» мая 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС
России) в составе:
председателя Комиссии – И.С. Гудковой,
членов Комиссии – П.В. Олейника, К.С. Сучковой,
рассмотрев дело № 3-5-21/77-16 в отношении ООО «Гранель» по факту
распространения на рекламной конструкции с 01.01.2015 по 31.05.2015 с
текстом «Ваша Ж* может стать шире! КВАРТИРЫ от 2.8 млн. руб.;
*Жилплощадь; ЖК «Театральный парк» г. Королев, 13 км. От МКАД (495)
2814-81-81; ООО «Гранель». Проектная декларация на сайте www.granell.ru» с
признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006
года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе),
в присутствии представителя ООО «Гранель» в лице Роговой Н.С. (по
доверенности от 04.04.2016),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 3-5-21/77-16 возбуждено Московским УФАС России на
основании обращения физического лица по факту распространения
ООО «Гранель» на рекламной конструкции с 01.01.2015 по 31.05.2015 рекламы
1
с текстом «Ваша Ж* может стать шире! КВАРТИРЫ от 2.8 млн. руб.;
*Жилплощадь; ЖК «Театральный парк» г. Королев, 13 км. От МКАД (495)
2814-81-81; ООО «Гранель». Проектная декларация на сайте www.granell.ru».
Указанная конструкция распространялась на землеотводе,
принадлежащем ОАО «РЖД», по адресу: Комсомольская площадь, д. 5. На
рекламном щите изображена женщина в розовой пачке, а напротив женщины
расположена фраза: «Ваша Ж* может стать шире!». Однако пометка с
разъяснением о том, что под «Ж*» понимается жилплощадь, присутствующая в
рекламе, представлена мелким, трудно читаемым шрифтом, существенно
отличающемся по размеру шрифта от основного текста.
Не установив оснований для отложения или приостановления
рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные
доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о
рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим
выводам.
ООО «Гранель» (141068, г. Королев, ул. Сакко и Ванцетти, д. 9, пом. 1, комн. 4)
является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в
Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным
регистрационным номером 1145018000467, ИНН 5018161287.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к
нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования
является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара,
изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо
мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль,
основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена
реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, под товаром понимается продукт
деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или
иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация распространялась на рекламной конструкции, а
следовательно, была доступна для восприятия неопределенному кругу лиц.
Данная информация направлена на привлечение внимания к реализуемым
ООО «Гранель» квартирам и может быть воспринята любым потенциальным
потребителем.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут
быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации
объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как
предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в
2
рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на
восприятие которых реклама направлена.
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация отвечает всем
законодательно установленным признакам рекламы, а именно: содержит объект
рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из
способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к
объекту рекламирования, а следовательно является рекламой в понимании
пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Данный вывод ООО «Гранель» не оспаривается, а также подтверждается
представленным в адрес Московского УФАС России договором с
рекламораспространителями.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается
использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов,
сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности,
профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина,
официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов),
религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного
наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Вопрос о квалификации рассматриваемой информации в качестве
рекламы, нарушающей часть 6 статьи 5 Закона о рекламе, был вынесен на
Экспертный совет Управления Федеральной антимонопольной службы по
г. Москве по применению законодательства Российской Федерации о рекламе.
Участники Экспертного совета проголосовали следующим образом: 9
участников высказались о наличии признаков неэтичности, а равно нарушения
части 6 части 5 Закона о рекламе в спорной конструкции, 5 участников
высказались об отсутствии признаков нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
Для признания рекламы непристойной не требуется получения
единогласного мнения. Достаточно установить факт наличия количества людей,
воспринимающих рекламу как непристойную, оскорбительную.
По мнению антимонопольного органа, к непристойным образам,
сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения,
которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с
точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям
и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют
человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц,
исторических событий, памятных дат.
Так, при оценке рекламы следует оценивать в совокупности все
составляющие части данной рекламы (элементы).
В рассматриваемом случае, информация «Ваша Ж* может стать шире» и
изображение женщины занимают большую часть рекламной конструкции, а
сноска «*Жилплощадь» нанесена таким образом, что труднодоступна
3
обычному потребителю.
Таким образом, изображение дамы, с которой рядом написан слоган «Ваша Ж*
может стать шире» нарушает нравственные нормы, кроме того, такая демонстрация
является неприличной и оскорбительной, поскольку противоречит правилам
приличия, нормам общественной морали и нравственности, умаляет
достоинство женщины.
Таким образом, оценив совокупность фактических обстоятельств,
Комиссия Московского УФАС приходит к выводу, что сведения,
распространяемые на рекламной конструкции с текстом «Ваша Ж* может стать
шире! КВАРТИРЫ от 2.8 млн. руб.; *Жилплощадь; ЖК «Театральный парк»
г. Королев, 13 км. От МКАД (495) 2814-81-81; ООО «Гранель». Проектная
декларация на сайте www.granell.ru» являются неприличными и
оскорбительными.
Таким образом, при распространении вышеуказанной рекламы выявлен
факт нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о
рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама ООО «Гранель», содержащая нарушение части 6
статьи 5 Закона о рекламе, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за
нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе,
несет рекламодатель.
В результате анализа положений Договора № МШЭ/Г-2014 от 26.08.2014,
заключенного между ООО «Гранель» и ООО «Медиа-Шторм Эдвертайзинг»,
Договора № 1086/РВМ от 01.01.2015, заключенного между ОАО «РВ-Медиа» и
ООО «Медиа-Шторм Эдвертайзинг», соглашения от 01.01.2012, заключенного
между ЗАО «Лайса» и ОАО «РВ-Медиа», генерального договора № 623/кт от
28.09.2006, заклченного между ОАО «РЖД» и ЗАО «Лайса», на основании
которых была распространена спорная реклама, Комиссией Московского УФАС
России установлено, что рекламодателем указанной рекламы является
ООО «Гранель». Данный факт Обществом не оспаривается.
Таким образом, установлено нарушение ООО «Гранель» части 6 статьи 5
Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения
дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным)
устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России
приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО «Гранель»
4
предписания о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского
УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать распространяемую ООО «Гранель» рекламу,
размещенную на землеотводе, принадлежащем ОАО «РЖД», по адресу:
Комсомольская площадь, д. 5, с 01.01.2015 по 31.05.2015 с текстом «Ваша Ж*
может стать шире! КВАРТИРЫ от 2.8 млн. руб.; *Жилплощадь; ЖК
«Театральный парк» г. Королев, 13 км. От МКАД (495) 2814-81-81;
ООО «Гранель». Проектная декларация на сайте www.granell.ru»
ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о
рекламе.
2. Выдать ООО «Гранель» предписание о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Гудкова
Члены Комиссии П.В. Олейник
К.С. Сучкова
Исполнитель: Сучкова К.С., 8 (495) 784-75-05 (Доб. 111)
5

Связанные организации

Связанные организации не указаны