Решение №ИГ/41907/18 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 1-14-101/77-17 о нарушении антимонопольно... от 24 декабря 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/41907/18

ООО «ГетТакси Рус»

 

115114, г. Москва,

пер. Дербеневский 1-й,

д. 5, стр. 2, пом. 601

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-14-101/77-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«30» ноября 2017 г.

г. Москва

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>, <...>,

рассмотрев дело № 1 14 101/77 17 по признакам нарушения ООО «ГетТакси Рус» пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя ООО «ГетТакси Рус» в лице <...> (по доверенности № <...>),

руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 1 14 101/77 17 возбуждено на основании заявления физического лица в отношении действий ООО «ГетТакси Рус» по введению в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «ГетТакси Рус» (адрес: 115114, г. Москва, пер. Дербеневский 1-й, д. 5, стр. 2,оф. 601) включено в единый государственный реестр юридических лиц 03.11.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117746877621, ИНН 7704794345, КПП 772501001.

ООО «ГетТакси Рус» оказывает диспетчерские услуги, то есть услуги по поиску и привлечению фрахтователей с использованием навигаторов и программного обеспечения, в частности мобильного приложения Gett Taxi, что подтверждается сведениями с сайта gett.com, а также письменными пояснениями ООО «ГетТакси Рус» и приложенными к ним документами, в частности копией типового договора о сотрудничестве, стандартами обслуживания пассажиров.

Кроме того, из открытых источников, в том числе в сети Интернет, установлено, что аналогичные диспетчерские услуги оказывают такие хозяйствующие субъекты как ООО «Яндекс.Такси», ООО «Лидер-Столица», что подтверждается данными с официальных сайтов указанных субъектов, а именно taxi.yandex.ru, moscow.rutaxi.ru.

Резюмируя изложенное, ООО «ГетТакси Рус» осуществляет конкурентную деятельность на товарном рынке диспетчерских услуг.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Согласно заявлению, поступившему в Московское УФАС России, на гребешках, расположенных на крышах автомобилей, на их бортах и задних стеклах размещается информация: «Gett Taxi от 50 рублей». Однако, как следует из заявления, указанная цена относится лишь к подаче в машину и непосредственно посадке пассажира. В дальнейшем идет начисление платы за время в пути или километраж.

Данные сведения подтверждаются также информацией с сайта gett.com, размещенной в разделе «Тарифы» и зафиксированной посредством акта проверки информации в сети Интернет № 8-45 от 13.10.2016.

В действиях ООО «ГетТакси Рус» были усмотрены признаки недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Данный состав правонарушения полностью покрывается диспозицией статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), предусматривающей выдачу предупреждения до момента возбуждения дела.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, ООО «ГетТакси Рус» было выдано Предупреждение № 18-27 от 31.10.2016 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Предупреждение было получено ООО «ГетТакси Рус», однако 27.12.2016 Общество сообщило в Московское УФАС России о несогласии с выданным предупреждением, а равно об отказе его выполнять (вх. № 59175).

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного, Московским УФАС России было возбуждено дело № 1-14-101/77-17 по признакам нарушения пункта 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «ГетТакси Рус».

Рассматриваемая в данном случае информация «Gett Taxi от 50 рублей», размещаемая на автомобилях, не является рекламой в связи с нижеизложенным.

В силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

По мнению специалистов отдела, данное легальное толкование закона в полной мере распространяется не только на информацию на зданиях, но и на иных, в том числе движимых вещах.

Более того, согласно пунктам 7, 8 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, данный закон не распространяется на информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке и на любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.

В свою очередь, в соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о рекламе, размещение на транспортных средствах ряда информации не является рекламой.

Следовательно, информация, размещенная на транспортном средстве (такси), и содержащая информацию о данном такси, тарифах, его таксопарке и предложениях о работе в данном таксопарке, способах вызова данного такси (номере телефона, адресе в сети Интернет, мобильном приложении и т. п.), не является рекламой и требования Закона о рекламе на указанную информацию не распространяются, так как такая информация напрямую связана с работой данного такси (как товара, услуги).

Указанная позиция подтверждается и имеющейся судебной и административной практикой, квалифицирующей в аналогичных случаях в качестве рекламы лишь информацию, прямо или косвенно не относящуюся к транспортному средству, в том числе такси (например, рекламу эвакуаторов или автомобильных сервисов).

По мнению ООО «ГетТакси Рус», рассматриваемая информация не является недостоверной, так как содержит предлог «от», что подразумевает вероятное повышение реальной цены.

Однако при указании цены, даже в случае использования предлога «от», следует оперировать именно минимальной суммой затрат, которую может понести потенциальный потребитель.

В соответствии с содержащейся на сайте gett.com информации, в частности изложенной на сайте в сети Интернет по адресу: http://gett.com/ru/tariff/moscow-tariff/, тариф самого дешевого класса автомобиля (при выборе для поездки г. Москва) складывается из суммы: 50 рублей посадка + 18 рублей каждая последующая минута. Таким образом, минимальная плата за услуги Gett Taxi составляет 68 рублей.

По мнению специалистов отдела, указание цены с использованием предлога «от» не может свидетельствовать о праве хозяйствующего субъекта оглашать любую сумму, которая является меньше реально подлежащей оплате. Подобный подход фактически позволяет субъекту, продвигая свои товары (работы, услуги) вводить потребителей в заблуждения с использованием «игры слов».

Кроме того, в соответствии с письменными и устными пояснения ООО «ГетТакси Рус» не вводит в заблуждения, так как из буквального анализа слогана «Gett Taxi от 50 р.» можно сделать вывод о том, что предоставляемые услуги тарифицируются от 50 рублей. При этом в услуг легкового такси можно выделиь 4 основных элемента:

  • подача такси;

  • ожидание пассажира водителем такси;

  • посадка пассажира а такси;

  • непосредственно перевозка пассажира.

Выполнение любого из вышеперечисленных действий в отношении пассажира будет являться услугой, связанной с легковым такси.

При этом, по мнению ООО «ГетТакси Рус», потребитель может вызвать такси и сразу же отказаться от него после его подачи, либо может отказаться от такси после определенного времени ожидания пассажира водителем. В данном случае подача такси к месту заказа, а также ожидание пассажира будут являться самостоятельной услугой, оказанной потребителю.

Таким образом, как утверждает ООО «ГетТакси Рус», оказание услуги, связанной с легковым такси, не всегда предполагает выполнение действий, непосредственно связанных с перевозкой пассажира.

Однако, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необоснованности указанных выше доводов Общества в связи с тем, что имея намерение воспользоваться услугами легкового такси потребитель не предполагает отказываться от него на стадии ожидания либо в момент подачи машины. Подобная ситуация является исключением, но не правилом.

Следовательно обращая внимание на стоимость услуги такси лица в первую очередь отмечают стоимость оказываемой услуги, которое приведет к конечной цели — доставлению пассажира из одного места в другое.

При продвижении своего товара (работы, услуги) на рынке любым способом хозяйствующий субъект должен обеспечивать достоверность доводимой до потенциальных потребителей информации, а равно соблюдение всех принципов добросовестного поведения на рынке. Следовательно, распространяя информацию о цене за оказываемую услугу, необходимо исходить из ее реальной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 259 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Слово «перевозка», согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, подразумевает под собой следующее действие: везя через какое нибудь пространство, переместить.

Таким образом, сама по себе услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом предполагает под собой перемещение из одного места в другое. Так как, согласно сайту, в 50 рублей обойдется только посадка, то есть фактически подача машины и «загрузка» в нее пассажира, сама по себе продвигаемая услуга не оказывается. Пассажир остается на месте и не достигает цели. Чтобы совершить даже незначительное перемещение пассажиру необходимо доплатить как минимум 18 рублей, следовательно ООО «ГетТакси Рус» распространяется недостоверная информация относительно цены товара.

Резюмируя изложенное, непосредственным преимуществом, получаемым ООО «ГетТакси Рус» является привлечение дополнительных клиентов путем введения в заблуждения потенциальных потребителей относительно реальной стоимости услуги.

По мнению ООО «ГетТакси Рус» в настоящем случае потребитель не может быть введен в заблуждение так как обратившись к приложению для заказа такси потребитель видит детальную информацию о выбранном им тарифе, а равно не может быть введен в заблуждение.

Между тем Комиссией отмечается, что данную информацию потребитель получает уже обратившись к приложению, а равно после формирования у такого лица интереса к продвигаемой услуге по перевозке пассажиров и багажа. Тем самым цель размещения на автотранспортных средствах спорной информации достигается и ООО «ГетТакси Рус» получает необоснованное преимущество на товарном рынке перед иным субъектами.

Таким образом, ООО «ГетТакси Рус», не затрачивая дополнительных средств на продвижение продукции, пользуется искаженными сведениями об оказываемых им услугах, в результате чего получает преимущества при осуществлении конкурентной деятельности в результате перераспределения потребительского спроса, а именно, привлекает к реализуемой Обществом продукции потребителей, которые полагают, что получат желаемую услугу за гораздо меньшие средства, чем у иных хозяйствующих субъектов.

Резюмируя изложенное, на основании материалов дела № 1 14 101/77 17, Комиссией Московского УФАС России действия ООО «ГетТакси» признаны актом недобросовестной конкуренции, установлены все признаки такого деяния, сформулированные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Нарушение ООО «ГетТакси» пункт 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции непосредственно выразилось в ведении в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1   4 статьи 41, статьями 49-50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать ООО «ГетТакси Рус», путем размещения на гребешках, расположенных на крышах автомобилей, на их бортах и задних стеклах информация: «Gett Taxi от 50 рублей», вводящей в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара, нарушившим пункт 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции,

2.  Выдать ООО «ГетТакси Рус» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГ/41917/18

 

ООО «ГетТакси Рус»

 

115114, г. Москва,

пер. Дербеневский 1-й,

д. 5, стр. 2, пом. 601

 

<...>

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 526

о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

 

 

«30» ноября 2018 г.

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>, <...>,

руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения по делу № 1 14 101/77 18 о признании ООО «ГетТакси», путем размещения на гребешках, расположенных на крышах автомобилей, на их бортах и задних стеклах информации: «Gett Taxi от 50 рублей», вводящей в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара, нарушившим пункт 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  ООО «ГетТакси Рус» в течение десяти рабочих дней со дня получения настоящего Предписания прекратить и не допускать в дальнейшем нарушение пункта 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, а именно прекратить действия по распространению на транспортных средствах, а также любым иным способом информацию «Gett Taxi от 50 рублей», вводящую в заблуждение в отношении условий, на которых товар (работа, услуга) предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

 

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

<...>

<...>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд г. Москвы.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны