Решение №ИГ/45212 от 03.10.16 Решение по делу № 3-5-121/77-16 от 3 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/45212 от 03.10.16
ООО «М.Видео Менеджмент»
105066, г. Москва,
ул. Нижняя Красносельская,
д. 40/12, корп. 20
ООО «Эльдорадо»
125493, г. Москва,
ул. Смольная, д. 14
РЕШЕНИЕ
«01» сентября 2016 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии – И.С. Гудковой,
членов Комиссии – П.В. Олейника, Н.С. Уваровой, А.А. Устиновой,
рассмотрев дело № 3-5-121/77-16, возбужденное в отношении ООО
«М.Видео Менеджмент» по факту распространения с 01.07.2015 по 31.12.2015
на рекламных конструкциях, в телевизионных роликах, в газете «Аргументы и
факты Урал» рекламной акции «Гарантия лучшей цены. Нашли дешевле?
Снизим цену!», «Товар может быть продан по цене конкурента, если конкурент
входит в утвержденный список конкурентов для города обращения,
стравниваемые товары идентичны. Подтверждением цены конкурента явялются:
официальный сайт конкурента (с учетом города), оригинальный рекламный
материал или товарный чек. При сравнении учитываются только цены,
относящиеся к городу обращения и без учета применения индивидуальных
скидок, специальных скидочных средств, скидок на комплекты, скидок по
кредитным программам; относящиеся к кондиционному, новому товару, не
являющиеся ценовой или типографской ошибкой», с признаками нарушения
пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении
1
рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения об
условиях приобретения товара,
в присутствии представителей ООО «М.Видео Менеджмент» в лице
Иванова В.С. (по доверености б/н от 15.06.2016), ООО «Эльдорадо» в лице Ким
И.В. (по доверенности № 21833_00/ЮР от 10.12.2015),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 3-5-121/77-16 возбуждено в отношении ООО «М.Видео
Менеджмент» по факту распространения на рекламных конструкциях, в
телевизионных роликах, в газете «Аргументы и факты Урал» рекламной акции
«Гарантия лучшей цены. Нашли дешевле? Снизим цену! Нашли в другом магазине
товар дешевле? Мы снизим цену прямо на кассе или компенсируем разницу при
покупке онлайн...».
В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 4
части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы,
которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях
приобретения товара.
Не установив оснований для отложения или приостановления
рассмотрения дела, выслушав доводы представителя ООО «М.Видео
Менеджмент», оценив в совокупности и взаимосвязи представленные
доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о
рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО «М.Видео Менеджмент» является юридическим лицом,
действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр
юридических лиц 05.05.2005 за основным государственным регистрационным
номером 2107749449872, ИНН 7707548740, КПП 770101001.
В ходе проведенной работы, а также на основании сведений и материалов,
представленных сторонами по настоящему делу, Комиссией Московского УФАС
России установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в период с
01.07.2015 по 31.12.2015 на щитах наружной рекламы, в телевизионных роликах,
в магазинах сети, в газете «Аргументы и факты Урал». Реклама содержит
селдующую информацию: «Гарантия лучшей центы Нашли дешевле? Снизим
цену + Подарим купон на 1000 р. Предложение действует до 12 октября.
Наиболее низкой цены конкурента из утвержденного списка конкурентов на
идентичный товар в соответствии с правилами программы. Сумма до 1000
рублей начисляется на бонусную карту при покупке на сумму до 30 000 рублей.
Программа «Гарантия лучшей цены» действует с 01.07.15 по 31.12.15 во всех
магазинах М.Видео, включая интернет магазины (покупки, совершенные на
сайте mvideo.ru). Товар может быть продан по цене конкурента, если конкурент
входит в утвержденный список конкурентов для города обращения,
сравниваемые товары идентичны. Подтверждением цены конкурента являются:
2
официальный сайт конкурента (с учетом города), оригинальный рекламный
материал или товарный чек. При сравнении учитываются только цены,
относящиеся к городу обращения и без учета применения индивидуальных
скидок, специальных скидочных средств, скидок на комплекты, скидок по
кредитным программам; относящиеся к кондиционному, новому товару; не
являющиеся ценовой или типографской ошибкой. В программе участвуют только
физические потребители. Цена по программе является конечной, другие скидки
не применяются, за исключением бонусных рублей, подарочных карт гибкого
номинала и виртуальных подарочных сертификатов. Полный текст правил
Программы с учетом установленных ограничений уточняйте в магазинах, по
телефону 8-800-200-777-5 или на сайте www.mvideo.ru. Продавец и организатор
акции: ООО «М.Видео Менеджмент», 105066, Россия, Москва, улица Нижняя
Красносельская, дом 40/12, корпус 20; ОГРН 1057746840095. На правах
рекламы».
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается
информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут
быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта
рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность
для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком
лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
направлена.
Таким образом, установлено, что места и способы распространения
рассматриваемой рекламы является общедоступными для неопределенного круга
лиц-потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории
распространения и кругу лиц-потребителей рекламы Комиссией Московского
УФАС России не установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом
рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического
лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты
интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное
соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на
привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для
продажи, обмена или иного введения в оборот.
В настоящем случае, исходя из комплексного восприятия рекламы, объектом
рекламирования выступает услуга «Гарантия лучшей цены», предоставляемая ООО
«М.Видео Менеджмент».
3
На основании изложенного, спорная информация является рекламой. Данный
факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть
добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не
допускаются.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,
недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие
действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты,
размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее —
Постановление Пленума ВАС РФ № 58), информация, содержащаяся в рекламе,
должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у
потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве,
потребительских свойствах.
В заявлении физического лица изложены следующие факты: заявитель
обратился в магазин «М.Видео», который находится по адресу: г. Киров,
ул. Пролетарская, д. 15, с целью приобрести LED телевизор SONY KDL-
32R303C (далее - товар) по акции «Гарантия лучшей цены». Заявитель
представил рекламный материал магазина «Эльдорадо», в котором цена на
данный товар составляла 17 999 рублей. Лицу было отказано в продаже Товара
по такой цене, продавец сослался на то, что подтверждением цены конкурента
является лишь товарный чек.
После этого, заявитель приобрел Товар в магазине «Эльдорадо» по цене 17
999 рублей, что подтверждается товарным и кассовым чеком. Затем, лицо вновь
обратилось в магазин «М.Видео» для того, чтобы ему предоставили Товар по
цене 17 999, предоставив товарный и кассовый чеки. Лицу снова было отказано в
продаже Товара по указанной цене в рамках услуги «Гарантия лучшей цены».
Причиной отказа послужило субъективное мнение сотрудника магазина о том,
что лицо получило персональную скидку в размере 8 999 руб. Между тем,
данная скидка, указаная в кассовом чеке, предоставляется заявителю за покупку
телевизора и на оплату до 10% любой следующей покупки в период с 26.11.2015
по 16.12.2015 в сети магазинов «Эльдорадо», но не самого телевизора. Телевизор
был куплен 18.10.2015. Исходя из этого, скидка в размере 8 999 предоставлена
заявителю на следующую покупку, а не на покупку Товара. Также, в графе
«скидки по чеку» указана сумма 0,00.
Таким образом, заявителю не была предоставлена какая-либо скидка на
покупку Товара в магазине «Эльдорадо».
Услуга «Гарантия лучшей цены» реализовывалась на основании Приказа
генерального директора П.Ю. Бреева № 01-228 от 21.07.2015 «О внесении
изменений в условия предоставления Услуги «Программа Проверенных цен»
(далее — Приказ), а также на основании Приказа Генерального директора П.Ю.
4
Бреева № 01-233/2 от 29.07.2015 «Об изменении условий предоставления услуги
«Программа Проверенных Цен» (далее — Приказ 1).
Согласно пункту 1 Приказа 1 с 29.06.2015 года название услуги
«Программа Проверенных Цен» изменено на «Гарантия лучшей цены».
В Приложении № 1 к Призказу содержаться условия услуги «Программы
проверенных цен» (далее — Условия).
В пункте 1 Условий содержится закрытый перечень условий при которых
товар может быть продан по цене конкурента:
• конкурент входит в утвержденный список конкурентов для города
обращения;
• предложения М.Видео и конкурента идентичны: наименование товара,
модель, артикул, комплектация полностью совпадают;
• товары находятся в наличии (доступны для заказа М.Видео и у
конкурента) на момент обращения;
• подтверждением цены конкурента являются: официальный сайт
конкурента (с учётом города); оригинальный рекламный материал или
товарный чек, действующие на момент обращения в городе обращения;
• при сравнении учитываются только цены:
относящиеся к городу обращения,
без учета применения: индивидуальных скидок, специальных скидочных
средств (купоны, подарочные карты и др.), скидок на комплекты, скидок
по кредитным программам;
• относящиеся к кондиционному, новому товару (товар и упаковка не имеют
дефектов, полная комплектация);
• не являющиеся ценовой или типографской ошибкой.
В данном случае заявителем были выполнены все условия для того, что бы
ему предоставили услугу «Гарантия лучшей цены».
Магазин «Эльдорадо» входит в утвержденный ООО «М.Видео
Менеджмент» список конкурентов; товары ООО «М.Видео Менеджмент» и
ООО «Эльдорадо» идентичны; товары находились в наличии у ООО «М.Видео
Менеджмент» и ООО «Эльдорадо»; товар относился к кондиционному, новому
товару; цена не являлась ценовой или типографской ошибкой. Соблюдение
данных условий ООО «М.Видео Менеджмент» не оспаривались.
ООО «М.Видео Менеджмент» ссылается на то, что на официальном сайте
ООО «Эльдорадо» в день покупки заявителем телевизора была указана цена,
отличная от цены в чеке и в рекламном материале.
Данный довод не может быть принят Комиссией, так как сниженная цена
на телевизор в магазине «Эльдорадо» А766 была установлена в соответствии с
распоряжением вице-президента по новым категориям ООО «Эльдорадо»
М. Никитина № Р-1610/2015 от 14.10.2015, в честь открытия данного магазина и
действовала с 15.10.2015 по 18.10.2015.
В соответствии с Условиями, подтверждение цены конкурента на
официальном сайте является лишь одним из возможных вариантов
5
подтверждения ценя. Заявителем же был предоставлен чек и рекламный
материал, не доверять котором у Ответчика не было оснований.
Также, ООО «М.Видео Менеджмент» ссылается на то, что сотрудники
магазина «М. Видео» проверили информацию о цене товара через колл-центр
ООО «Эльдорадо», в котором сообщили, что минимальная цена на Товар
составляла 21 499 рублей.
Данный довод не может быть принят во внимаение, так как информация,
полученная в колл-центре конкурента, не может служить подтвеждением цены
конкурента, согласно Условиям.
Ответчик ссылается на то, что в случае сомнений у менеджера магазина в
идентичности предложения конкурента или актуальности его цены, он может
отказать в предоставлении Услуги «Гарантия лучшей цены».
Довод Ответчика не может быть принят во внимание, так как в данном
случае заявителем были предоставленны все необходимые материалы,
подтверждающие цену конкурента.
В Условиях содержится закрытый перечень видов скидок, используемых в
других магазинах, при использовании которых не предоставляется услуга
«Гарантия лучшей цены». В этот перечень не входит снижение цены для
неограниченного круга лиц в связи с открытием нового магазина конкурента.
Таким образом, отказ в предоставлении услуги «Гарантия лучшей цены»
не может считаться обоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Московского УФАС России
приходит к выводу о наличии в рекламе, распространяемой в период с 01.07.2015 по
31.12.2015 на рекламных конструкциях, в телевизионных роликах, в газете
«Аргументы и факты Урал», факта нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о
рекламе.
Ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,
в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
В соответствии с представленными в адрес Московского УФАС России
документами и сведениям рекламодателем спорной рекламы является
ООО «М. Видео Менеджмент». Обществом данный факт не отрицается.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях ООО
«М.Видео Менеджмент» как рекламодателя спорной рекламы при распространении
в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 рекламы услуи «Гарантия лучшей цены»
установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения
выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение,
предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе.
6
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него
действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения
ненадлежащей рекламы (пусть и в незначительно измененном виде, но
содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения
реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной
рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств
невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а
равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении
договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на
основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений,
выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой
ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом
способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о
рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных
заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России
приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «М.Видео Мненеджмент»
предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения
(распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона
о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского
УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «М.Видео Менеджмент» нарушившим пункт 4 части 3
статьи 5 Закона о рекламе в связи с распространением Обществом в период
01.07.2015 по 31.12.2015 рекламы услуги «Гарантия лучшей цены», содержащей не
соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара.
2. Выдать ООО «М.Видео Менеджмент» предписание о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского УФАС России для возбуждения дела об административном
правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
7
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Гудкова
Члены Комиссии П.В. Олейник
Н.С. Уварова
А.А. Устинова
Исполнитель: Устинова А.А.
8 (495) 784-75-05 (доб. 159)
8

Связанные организации

Связанные организации не указаны