Решение №ИГ/46110/17 от 11.09.2017 РЕШЕНИЕ по делу № 3-5-161/77-17 от 23 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/46110/17 от 11.09.2017

ЗАО «Издательство Семь Дней»

 

Волоколамское ш., д. 4, стр. 24,

г. Москва, 125993

 

priem@7days.ru

 

ООО «РА «Информ Экспресс»

 

5-й Донской пр., д. 15, стр. 4,

г. Москва, 119334

 

art@informexpress.ru

 

ООО «ВЦ Стройэкспо»

 

Дербеневская наб., д. 7,

стр. 22, эт. 2, пом. XI,

г. Москва, 115114

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-5-161/77-17

 

«29» июня 2017 г.

г. Москва

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России, Комиссии) в составе:

председателя Комиссии – <...>,

членов Комиссии – <...>, <...>, <...>,

рассмотрев дело № 3 5 161/77 17, возбужденное на основании Акта плановой выездной проверки юридического лица № 8-1 от 17.01.2016 по факту размещения ЗАО «Издательство Семь Дней» рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе):

реклама «SREDA жилой квартал» на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел «объявления; реклама») журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 49) — части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе,

в присутствии представителей: ЗАО «Издательство Семь Дней» в лице <...> (по доверенности <...>); ООО «РА «Информ Экспресс» в лице <...> (по доверенности № <...>); ООО «ВЦ Стройэкспо» в лице <...> (по доверенности № <...>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 3 5 161/77 17 возбуждено Московским УФАС России на основании Акта плановой выездной проверки юридического лица № 8-1 от 17.01.2016 по факту размещения ЗАО «Издательство Семь Дней» на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел «объявления; реклама») журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 49) рекламы «SREDA жилой квартал».

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителей ЗАО «Издательство Семь Дней», ООО «РА «Информ Экспресс», ООО «ВЦ Стройэкспо», оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ЗАО «Издательство Семь Дней» (место нахождения: Волоколамское ш., д. 4, стр. 24, г. Москва, 125993) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 05.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700497109, ИНН 7703038770, КПП 774301001.

ООО «РА «Информ Экспресс» (место нахождения: 5-й Донской пр., д. 15, стр. 4, г. Москва, 119334) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 22.12.2010 за основным государственным регистрационным номером 5107746046436, ИНН 7726667887, КПП 772501001.

ООО «ВЦ Стройэкспо» (место нахождения: Дербеневская наб., д. 7, стр. 22, эт. 2, пом. XI,г. Москва, 115114) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 22.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027739102907, ИНН 7719066187, КПП 772501001.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая реклама содержала в себе следующую информацию: «SREDA* жилой квартал; Квартиры с отделкой от 4 млн. руб. Первый взнос 0%**; *Среда. **Ставка по кредиту 13% от ПАО «Промсвязьбанк». ген. лиц. № 32051 от 17.12.2014, не является публичной офертой. Подробности акции и проектная декларация на сайте sreda-kvartal.ru. ***Группа ПСН. Застройщик ООО «ВЦ Стройэкспо».

Исходя из вышеизложенного, целью размещения указанных сведений является привлечение внимания потребителей к жилому кварталу SREDA, квартиру в котором можно приобрести в кредит. Таким образом, в настоящем случае в рекламе усматривается двойной объект рекламирования: жилой квартал SREDA, финансовые услуги ПАО «Промсвязьбанк».

По мнению ООО «РА «Информ Экспресс», к рассматриваемой рекламе не применимы положения статьи 28 Закона о рекламе, в частности части 3 указанной статьи, так как объектом рекламирования является недвижимость, а не финансовые услуги.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В рассматриваемой рекламе содержится информации о ставке по кредиту в рамках рекламируемой акции, наименование банка, предоставляющего кредит по указанной ставке. На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что объектом рекламирования в данном случае является не только недвижимое имущество в жилом квартале SREDA, но и финансовые услуги кредитных организаций, пользование которыми является одним из условий участия в акции «Первый взнос 0%».

Соответственно довод ООО «РА «Информ Экспресс» признан Комиссией Московского УФАС России необоснованным.

Журнал «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» зарегистрирован в качестве печатного средства массовой информации (свидетельство ПИ № ФС77 28327), территорией распространения которого является вся территория Российской Федерации и зарубежные страны.

Таким образом, установлено, что журнал «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.

Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация содержит объект рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из содержания, направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования, а следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, что не оспаривается сторонами по делу.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Рассматриваемая реклама содержала сведения о возможности участия в акции во время которой первый взнос за квартиру составляет 0%.

Однако в соответствии с информацией на сайте рекламодателя, воспользоваться данным предложением возможно только при приобретении квартиры в ипотеку. Кроме того данное условие возможно только при оформлении ипотеки в банке «Возрождение». Также указано, что программы с ипотекой без предварительного первоначального взноса предлагаются в банках-партнерах «Промсвязьбанк», «Металлинвест».

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, которая может вести потребителя в заблуждение, в том числе о невозможности воспользоваться предложением при условии приобретения квартиры не в ипотеку, а также об ограниченном круге банков, предоставляющих возможность не платить первоначальный взнос.

Представителем ООО «РА «Информ Экспресс» отмечено, что нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе устанавливается, когда оно связано с несоблюдением специальных требований к рекламе финансовых услуг, финансовой деятельности.

Однако данный довод Общества основан на неверном толковании законодательства Российской Федерации о рекламе.

Нормы части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе соотносятся как общее и частное и нарушение положений статьи 5 не зависит от наличия либо отсутствия нарушения положений статьи 28 Закона о рекламе. Напротив же наличие в рекламе нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе свидетельствует об отсутствии части существенной информации о товаре, в связи с чем возможно искажение смысла информации и введение потребителей в заблуждение.

Также, по мнению ООО «РА «Информ Экспресс», требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе не могут распространяться на условия предоставления потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой в связи с тем, что в частью 2 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон о потребительском кредите) указано на неприменение данного Закона к отношениям, возникающим в связи с предоставлением потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой.

Однако в силу статьи 9.1 Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон об ипотеке), в кредитном договоре, договоре займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, должна быть определена полная стоимость кредита (займа), обеспеченного ипотекой, в соответствии с требованиями, установленными Законом о потребительском кредите.

Таким образом отсылка части 3 статьи 28 Закона о рекламе о необходимости указывать в рекламе условия кредита, влияющие на его полную стоимость и установленные Законом о потребительском кредите, в полной мере распространяется на рекламу кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой.

В соответствии с пунктом 25 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рекламе указана ставка по кредиту в размере 13%, однако отсутствуют условия, по которым данная ставка возможна к оформлению, в том числе срок предоставления кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Данные обстоятельства могут повлиять на конечную стоимость рекламируемой финансовой услуги, а равно их отсутствие водит лиц-потребителей рекламы в заблуждение.

Доводы лиц, участвующих в деле о невозможности указать все условия в связи с ограниченностью рекламной площади в печатном издании также не принимается Комиссией Московского УФАС России.

Законодательством намеренно установлены специальные требования к рекламе определенных объектов рекламирования, которые связаны с повышенным контролем государства за отдельными товарами и лицами, реализующими такие товары.

Осуществляя выбранный вид предпринимательской деятельности и привлекая к своей деятельности внимание неопределенного круга лиц-потребителей рекламы, хозяйствующий субъект принимает на себя соответствующие риски. Следовательно при размещении рекламы, к которой законодательством Российской Федерации установлены определенные требования, лицо обязано предпринять все зависящие от него меры по соблюдению данных требований вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Названный правовой подход полной мере обеспечивает соблюдение баланса частных и публичных интересов и защищает потребителя, как наиболее слабого субъекта рассматриваемых правоотношений, от получения ненадлежащей рекламы, в том числе не содержащей ряд условий использования объекта рекламирования.

На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России установлен факт нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, при распространении на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел «объявления; реклама») журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 49) рекламы «SREDA* жилой квартал; Квартиры с отделкой от 4 млн. руб. Первый взнос 0%**; *Среда. **Ставка по кредиту 13% от ПАО «Промсвязьбанк». ген. лиц. № 32051 от 17.12.2014, не является публичной офертой. Подробности акции и проектная декларация на сайте sreda-kvartal.ru. ***Группа ПСН. Застройщик ООО «ВЦ Стройэкспо».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

Таким образом, реклама «SREDA* жилой квартал; Квартиры с отделкой от 4 млн. руб. Первый взнос 0%**; *Среда. **Ставка по кредиту 13% от ПАО «Промсвязьбанк». ген. лиц. № 32051 от 17.12.2014, не является публичной офертой. Подробности акции и проектная декларация на сайте sreda kvartal.ru. ***Группа ПСН. Застройщик ООО «ВЦ Стройэкспо», содержащая нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В рамках дела установлено, что лицом, определившим объект рекламирования, является ООО «ВЦ Стройэкспо», что Обществом не оспаривается.

Таким образом, ответственность за нарушение в рассматриваемой рекламе части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет ООО «ВЦ Стройэкспо».

Нарушение в действиях ООО «РА «Информ Экспресс» не установлено, так как лицами участвующими в деле представлены документы, подтверждающие факт оказания Обществом посреднических услуг рекламодателю, в том числе договор № 164/О-2016 от 11.11.2016, заключенный между ООО РА «Информ Экспресс» и ООО «ВЦ Стройэкспо».

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссией Московского УФАС России установлено, что размещение спорной рекламы осуществлялось в ряде номеров журнала «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА». Учредителем и издателем данного журнала является ЗАО «Издательство Семь Дней», что подтверждается копией свидетельства о регистрации средства массовой информации, представленной в материалах дела, а также выходными данными журнала.

На основании изложенного и принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что рекламораспространителем спорной рекламы является ЗАО «Издательство Семь Дней».

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО «Издательство Семь Дней», ООО «РА «Информ Экспресс», ООО «ВЦ Стройэкспо» предписаний о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Также, частью 4 статьи 38 Закона о рекламе, частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Исходя из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российско Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за если спорная реклама размещена в средстве массовой информации, выпущенном тиражом, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется со дня начала распространения соответствующего тиража этого средства массовой информации.

Согласно письменным пояснениям выходным данным рассматриваемого печатного издания, дни начала распространения тиража выпуска журнала «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» (даты выхода в свет) № 49 2016 — 30.11.2016.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности на момент оглашения резолютивной части решения не истек.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:
 

1.  Признать ООО «ВЦ Стройэкспо» нарушившим требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел «объявления; реклама») журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 49) ненадлежащей рекламы «SREDA* жилой квартал; Квартиры с отделкой от 4 млн. руб. Первый взнос 0%**; *Среда. **Ставка по кредиту 13% от ПАО «Промсвязьбанк». ген. лиц. № 32051 от 17.12.2014, не является публичной офертой. Подробности акции и проектная декларация на сайте sreda-kvartal.ru. ***Группа ПСН. Застройщик ООО «ВЦ Стройэкспо», в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, когда при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, а также в которой при наличии одного условия, влияющее на стоимость кредита или займа, отсутствуют все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

2.  Выдать ЗАО «Издательство Семь Дней», ООО «РА «Информ Экспресс», ООО «ВЦ Стройэкспо» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

 

<...>

Члены Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны